Рыбалка длится целый век

19 февраля 2020 12:05 Море
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

В этом году Архангельский траловый флот отметит столетний юбилей, к которому он подходит в статусе одного из флагманов рыбопромышленной отрасли Северного бассейна

Всё началось с дюжины пароходов

В его активе – шесть промысловых судов, база технического обслуживания, портовый участок с холодильником на пять тысяч тонн, рыбоперерабатывающее производство. А сто лет назад всё началось с дюжины пароходов, национализированных советской властью у купца Ивана Беззубикова. Именно они легли в основу будущего Архангельского тралового флота.

Первый траулер Т-30 «Лучинский» вышел на промысел из Архангельска в Баренцево море 29 июня 1920 года. Тогда рыбу государство считало относительно дешёвым и быстро добываемым продуктом по сравнению с сельским хозяйством. Тем более что траловый лов позволял добывать её в больших объёмах, это было выгодно, в том числе и на Севере.

В предвоенные годы активно пополнялся рыбопромысловый флот, который строился как на территории Советского Союза – в Ленинграде и Севастополе, так и на немецких и итальянских верфях. В частности, в Германии были построены траулеры бортового траления «Архангельск» и «Мурманск». Благодаря богатейшим запасам Баренцева моря рыбная промышленность бурно развивалась. А потом грянула война.

Сопровождали конвои и добывали рыбу

Утром 22 июня 1941 года на все суда, находящиеся на промысле, пришёл приказ немедленно вернуться в порты приписки – в Мурманск и Архангельск. Пятьдесят из них были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Почти половина из оставшихся в Архангельском траловом флоте судов тоже получила вооружение, команды увеличили за счёт военных моряков.

Мобилизованные в состав Северного флота траулеры сопровождали северные конвои. А рыбаки продолжали день за днём делать своё дело – ловить рыбу практически в тех же районах, что и в мирное время. За треской порой ходили к Новой Земле, хотя риск напороться на корабли или подводные лодки немцев был велик. Но берег остро нуждался в рыбе.

За годы войны Архангельский траловый флот потерял три судна. Уже в августе 1941 года немецкая подлодка потопила траулер РТ-411 «Ненец». Ещё два траулера РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин» погибли в 1943 году в Карском море. Даже после Победы для архангельских рыбаков война закончилась не сразу. Их начали демобилизовывать только в 1947 году, а полностью вернуться к мирному труду они смогли годом позже.

Золотое время рыболовства

После восстановления экономики страны рыбная отрасль начала приобретать современные очертания. Сменились технологии, создавались новые типы рыболовных судов. Флотилия АТФ постоянно пополнялась траулерами, которые каждое десятилетие становились всё совершеннее. А семидесятые годы прошлого века – золотое время советской рыбной промышленности. Именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали действительно во всём Мировом океане. Добрались даже до Антарктиды. Из далёких морей на прилавки СССР везли экзотических поначалу нототению и клыкача, ледяную рыбу, кальмаров и криль.

Развивался экспедиционный промысел. Рыбаки Северного бассейна, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, открыли для себя другие страны. Многомесячные дальние рейсы предусматривали заходы в порты по всему миру, а ежегодные выловы били рекорд за рекордом.

На столе у северян рыба не переводится

А потом страна изменилась. У неё появилась другая экономика и другая система управления рыболовством. В новых условиях рыбакам пришлось учиться не только ловить рыбу, но и искать на неё покупателей, приобретать дорожающее топливо, ремонтировать и оснащать флот, платить зарплаты и налоги – уже без централизованной поддержки государства.

Многие гиганты рыбной индустрии, особенно на Дальнем Востоке, не выдержали перемен и после распада СССР просуществовали недолго. В отличие от них, АТФ выжил, оставаясь в статусе госпредприятия, и даже сохранил основные фонды, но постепенно энергия затухала. Потом начались финансовые трудности. С 2010 года всё чаще велись разговоры о неизбежной приватизации тралфлота, на квоты которого хватало желающих.

В 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации и после нескольких неудачных раундов перешёл в частные руки. К удивлению многих, покупателями стали не москвичи, а соседи по Северному бассейну – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. С правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, гарантировавшее сохранение регистрации предприятия в регионе и отсутствие массовых сокращений персонала. Кроме того, тралфлот должен был ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысячи тонн рыбной продукции.

Как показало время, все обязательства новые собственники АТФ выполнили. На предприятие пришла мощная команда управленцев, которым удалось переломить ситуацию. Начали ремонтироваться и выходить в море суда, наниматься моряки, постепенно погашались долги. Сейчас этот период генеральный директор Алексей Заплатин шутливо называет «временем свершения гражданских подвигов всем коллективом». Но доля шутки тут невелика. Меньше чем за год Архангельский тралфлот прочно встал на ноги.

Сегодня в штате АТФ трудится около тысячи человек, три четверти из них – плавсостав. Руководство компании именно их считает главным активом и силой предприятия. В рыбопромышленной отрасли проверенные кадры, и правда, решают всё. Белые «морские» зарплаты и полный соцпакет, включая добровольное медицинское страхование, оплату проезда на юг, бесплатные обеды, спецодежду, занятия спортом, – на специалистах в тралфлоте экономить не принято. Как и забывать о тех, кто работал в компании раньше, – ветеранская организация АТФ насчитывает 650 человек.

О том, что сотрудники ценят такое отношение и работают на совесть, красноречиво свидетельствуют цифры. По итогам 2018 года Архангельским траловым флотом добыто более 80 тысяч тонн рыбы. В бюджеты всех уровней перечислено свыше 1,25 млрд рублей налогов, причём 60 процентов этих средств осталось в Архангельской области.

Официально у тралфлота нет статуса градообразующего предприятия. Однако АТФ традиционно помогает местным школам и детским садам, поддерживает спортивные команды и проекты по сохранению культурного наследия, участвует в благоустройстве города и социальных программах.

«Во многом благодаря Архангельскому траловому флоту потребление населением рыбы в Архангельской области (с учётом Ненецкого автономного округа) превышает общероссийские показатели и составляет 46,2 килограмма на человека в год», – отмечает глава региона Игорь Орлов.

По его словам, система взаимоотношений, выстроенная между областью и АТФ, стала отличным опытом «приватизации с социальной ответственностью», которая уже принесла свои плоды. Неудивительно, что в декабре 2018 года областные власти с готовностью продлили соглашение с компанией ещё на пять лет.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Экономика

3 марта

Минп­ро­мторг Рос­сии одоб­рил про­грамму повыше­ния эко­ло­ги­чес­кой эффек­тив­ности АЦБК

2 марта

Архан­гель­ская область полу­чит полмилли­ар­да руб­лей на реше­ние жилищ­ных про­блем населения

2 марта

В Поморье на борь­бу с сер­дечно-сосу­дис­тыми и онколо­гич­ес­ким заболе­вани­ями выде­лят более 300 мил­ли­онов рублей

28 февраля

Спе­ци­алист Банка Рос­сии: «Вклю­чите мак­сималь­ную осто­рож­ность»

26 февраля

«Неог­рани­чен­ные воз­мож­нос­ти для ограни­чен­ного биз­неса»: лес­ной отель «Голу­бино»

25 февраля

В 2020 году в Архан­гель­ской области и НАО выяви­ли 60 под­дель­ных банкнот

24 февраля

Алек­сандр Цыбуль­ский будет лично кон­троль реали­за­цию наци­ональ­ных про­ек­тов в регионе

24 февраля

Предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ска нау­чат коопер­атив­ным схемам

23 февраля

Cтоян­ка трау­лера «Дарья» затяги­ва­ет­ся на неоп­реде­лен­ное время

23 февраля

В Рос­сии пла­ниру­ют изменить рас­чёт стажа для дос­рочно­го выхода на пенсию

21 февраля

В Устья­нс­ком райо­не появит­ся один из круп­нейш­их на Севе­ро-Запа­де Рос­сии живот­нов­од­чес­кий комплекс

18 февраля

В январе в Поморье замед­лился рост цен на услуги

18 февраля

Теп­ло­ход СМП «Инже­нер Пла­вин­ский» отпра­вили на метал­ло­лом

18 февраля

Поморье полу­чит 2,5 мил­ли­ар­да руб­лей на обес­пече­ние жите­лей качест­ве­нной питье­вой водой

17 февраля

Архан­гельс­кст­ат сооб­щил о тем­пах роста цен на това­ры и услу­ги в регионе

Похожие материалы

23 февраля Экономика

Cтоян­ка трау­лера «Дарья» затяги­ва­ет­ся на неоп­реде­лен­ное время

18 февраля Экономика

Теп­ло­ход СМП «Инже­нер Пла­вин­ский» отпра­вили на метал­ло­лом

13 февраля Экономика

На замену вете­рану гид­роба­зы «Пав­лу Баш­мако­ву» при­дут новые гид­рогра­фич­ес­кие суда

8 февраля Экономика

Архан­гель­ские земс­на­ряды про­во­дят дноуг­луби­тель­ные рабо­ты на Балтике

7 февраля Экономика

Про­ект Архан­гель­ского цен­тра комп­ле­кс­ного обслу­жи­ва­ния судов наз­вали перс­пе­ктив­ным

4 февраля Экономика

В январе в Архан­гель­ском порту под гру­зовыми опе­раци­ями побыва­ло более соро­ка транс­пор­тных судов

4 февраля Экономика

Трау­лер «Барен­цево море» выхо­дит на про­мыс­ловые испытания

1 февраля Экономика

Поляр­ные гид­рогра­фы под­вели итоги Аркти­чес­кой навигации

18 января Экономика

За 2021 год «Сев­маш» дол­жен под­гото­вить крей­сер «Адми­рал Нахи­мов» к испыта­ни­ям

17 января Экономика

Мур­манс­кую «Клав­дию Ела­нес­кую» отрем­он­тиру­ют на «Крас­ной кузнице»

10 января Экономика

«Мыс Деж­нева» прис­тупа­ет к пере­воз­кам гру­зов в Арктику

4 января Экономика

«Инже­нер Веш­ня­ков» отдал швар­товы под ново­год­ний бой курантов

31 декабря Экономика

Белое море оста­ет­ся без вни­ма­ния рыбоп­ромыш­ленни­ков