Рыбалка длится целый век

19 февраля 12:05 Море
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

В этом году Архангельский траловый флот отметит столетний юбилей, к которому он подходит в статусе одного из флагманов рыбопромышленной отрасли Северного бассейна

Всё началось с дюжины пароходов

В его активе – шесть промысловых судов, база технического обслуживания, портовый участок с холодильником на пять тысяч тонн, рыбоперерабатывающее производство. А сто лет назад всё началось с дюжины пароходов, национализированных советской властью у купца Ивана Беззубикова. Именно они легли в основу будущего Архангельского тралового флота.

Первый траулер Т-30 «Лучинский» вышел на промысел из Архангельска в Баренцево море 29 июня 1920 года. Тогда рыбу государство считало относительно дешёвым и быстро добываемым продуктом по сравнению с сельским хозяйством. Тем более что траловый лов позволял добывать её в больших объёмах, это было выгодно, в том числе и на Севере.

В предвоенные годы активно пополнялся рыбопромысловый флот, который строился как на территории Советского Союза – в Ленинграде и Севастополе, так и на немецких и итальянских верфях. В частности, в Германии были построены траулеры бортового траления «Архангельск» и «Мурманск». Благодаря богатейшим запасам Баренцева моря рыбная промышленность бурно развивалась. А потом грянула война.

Сопровождали конвои и добывали рыбу

Утром 22 июня 1941 года на все суда, находящиеся на промысле, пришёл приказ немедленно вернуться в порты приписки – в Мурманск и Архангельск. Пятьдесят из них были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Почти половина из оставшихся в Архангельском траловом флоте судов тоже получила вооружение, команды увеличили за счёт военных моряков.

Мобилизованные в состав Северного флота траулеры сопровождали северные конвои. А рыбаки продолжали день за днём делать своё дело – ловить рыбу практически в тех же районах, что и в мирное время. За треской порой ходили к Новой Земле, хотя риск напороться на корабли или подводные лодки немцев был велик. Но берег остро нуждался в рыбе.

За годы войны Архангельский траловый флот потерял три судна. Уже в августе 1941 года немецкая подлодка потопила траулер РТ-411 «Ненец». Ещё два траулера РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин» погибли в 1943 году в Карском море. Даже после Победы для архангельских рыбаков война закончилась не сразу. Их начали демобилизовывать только в 1947 году, а полностью вернуться к мирному труду они смогли годом позже.

Золотое время рыболовства

После восстановления экономики страны рыбная отрасль начала приобретать современные очертания. Сменились технологии, создавались новые типы рыболовных судов. Флотилия АТФ постоянно пополнялась траулерами, которые каждое десятилетие становились всё совершеннее. А семидесятые годы прошлого века – золотое время советской рыбной промышленности. Именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали действительно во всём Мировом океане. Добрались даже до Антарктиды. Из далёких морей на прилавки СССР везли экзотических поначалу нототению и клыкача, ледяную рыбу, кальмаров и криль.

Развивался экспедиционный промысел. Рыбаки Северного бассейна, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, открыли для себя другие страны. Многомесячные дальние рейсы предусматривали заходы в порты по всему миру, а ежегодные выловы били рекорд за рекордом.

На столе у северян рыба не переводится

А потом страна изменилась. У неё появилась другая экономика и другая система управления рыболовством. В новых условиях рыбакам пришлось учиться не только ловить рыбу, но и искать на неё покупателей, приобретать дорожающее топливо, ремонтировать и оснащать флот, платить зарплаты и налоги – уже без централизованной поддержки государства.

Многие гиганты рыбной индустрии, особенно на Дальнем Востоке, не выдержали перемен и после распада СССР просуществовали недолго. В отличие от них, АТФ выжил, оставаясь в статусе госпредприятия, и даже сохранил основные фонды, но постепенно энергия затухала. Потом начались финансовые трудности. С 2010 года всё чаще велись разговоры о неизбежной приватизации тралфлота, на квоты которого хватало желающих.

В 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации и после нескольких неудачных раундов перешёл в частные руки. К удивлению многих, покупателями стали не москвичи, а соседи по Северному бассейну – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. С правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, гарантировавшее сохранение регистрации предприятия в регионе и отсутствие массовых сокращений персонала. Кроме того, тралфлот должен был ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысячи тонн рыбной продукции.

Как показало время, все обязательства новые собственники АТФ выполнили. На предприятие пришла мощная команда управленцев, которым удалось переломить ситуацию. Начали ремонтироваться и выходить в море суда, наниматься моряки, постепенно погашались долги. Сейчас этот период генеральный директор Алексей Заплатин шутливо называет «временем свершения гражданских подвигов всем коллективом». Но доля шутки тут невелика. Меньше чем за год Архангельский тралфлот прочно встал на ноги.

Сегодня в штате АТФ трудится около тысячи человек, три четверти из них – плавсостав. Руководство компании именно их считает главным активом и силой предприятия. В рыбопромышленной отрасли проверенные кадры, и правда, решают всё. Белые «морские» зарплаты и полный соцпакет, включая добровольное медицинское страхование, оплату проезда на юг, бесплатные обеды, спецодежду, занятия спортом, – на специалистах в тралфлоте экономить не принято. Как и забывать о тех, кто работал в компании раньше, – ветеранская организация АТФ насчитывает 650 человек.

О том, что сотрудники ценят такое отношение и работают на совесть, красноречиво свидетельствуют цифры. По итогам 2018 года Архангельским траловым флотом добыто более 80 тысяч тонн рыбы. В бюджеты всех уровней перечислено свыше 1,25 млрд рублей налогов, причём 60 процентов этих средств осталось в Архангельской области.

Официально у тралфлота нет статуса градообразующего предприятия. Однако АТФ традиционно помогает местным школам и детским садам, поддерживает спортивные команды и проекты по сохранению культурного наследия, участвует в благоустройстве города и социальных программах.

«Во многом благодаря Архангельскому траловому флоту потребление населением рыбы в Архангельской области (с учётом Ненецкого автономного округа) превышает общероссийские показатели и составляет 46,2 килограмма на человека в год», – отмечает глава региона Игорь Орлов.

По его словам, система взаимоотношений, выстроенная между областью и АТФ, стала отличным опытом «приватизации с социальной ответственностью», которая уже принесла свои плоды. Неудивительно, что в декабре 2018 года областные власти с готовностью продлили соглашение с компанией ещё на пять лет.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Экономика

3 апреля

Боль­шинство эко­но­ми­чес­ки активных рос­си­ян меч­та­ют выйти на работу

3 апреля

Север­ные уче­ные занялись изу­чени­ем полез­ных свойств торфа

2 апреля

Право рабо­тать имеют мага­зины, кото­рые тор­гу­ют това­рами пер­вой необ­ходи­мос­ти

1 апреля

На сайте ФНС соз­дан раз­дел под­дер­жки бизнеса

1 апреля

В пере­чень сис­темо­об­раз­ую­щих органи­за­ций Архан­гель­ской области вошло 71 пред­при­ятие

1 апреля

Гене­раль­ный дирек­тор АЦБК Дмит­рий Зылев: «Мы гото­вы рабо­тать в усло­ви­ях форс-мажо­ра"

1 апреля

АЦБК и ГК «Титан» пере­дают 20 мил­ли­онов руб­лей меди­цин­ским учрежде­ни­ям региона

30 марта

К концу 2020 года более 100 обману­тых доль­щи­ков в Архан­гель­ской области полу­чат жильё

30 марта

В аэро­пор­ту Архан­гельск отменя­ют­ся все меж­дуна­род­ные рейсы и часть внут­рен­них

28 марта

Рыба­ки, веду­щие про­мы­сел в Север­ном бас­сейне, столк­ну­лись с про­бле­мой смены экипажа

27 марта

«Сев­маш» и Центр судо­рем­он­та «Звез­дочка» приос­тано­вят рабо­ту на сле­ду­ющей неделе

27 марта

Архан­гель­ская область вошла в пятёр­ку лиде­ров по сни­же­нию стои­мос­ти ОСАГО

27 марта

Круп­ней­шие лесоп­ромыш­ленные ком­па­нии Поморья под­дер­жали пакет измене­ний в Лес­ной комплекс

26 марта

В Архан­гель­ской области рабо­та­ет «горя­чая линия» для предп­ри­ни­ма­те­лей, постра­дав­ших из-за коро­нови­руса

26 марта

В Архан­гель­ске на желез­нодо­рож­ном мосту с 1 апреля вво­дят­ся ограни­че­ния движения

Похожие материалы

28 марта Экономика

Рыба­ки, веду­щие про­мы­сел в Север­ном бас­сейне, столк­ну­лись с про­бле­мой смены экипажа

19 марта Экономика

Аквакуль­тур­ное нас­ле­дие Соловков

19 марта Происшествия

В Севе­род­винске осуж­дены моря­ки – рас­хити­тели госу­дарст­вен­ной собст­вен­ности

19 марта Экономика

Архан­гель­ский водо­рос­левый ком­би­нат: Загото­ви­те­ли водо­рос­лей – это не про­фес­сия, а искусство

18 марта Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» вышел из Архан­гель­ска на трас­су Север­ного морс­ко­го пути

2 марта Экономика

Ато­мо­ход «Сев­морпуть» идёт в Архан­гельск

21 февраля Экономика

С нача­ла 2020 года в Обскую губу вышли 14 архан­гель­ских судов

19 февраля Экономика

Рыбал­ка длит­ся целый век

19 февраля Экономика

Сухог­руз «Ладо­га – 11» нав­сегда расп­ро­щал­ся с морем

13 февраля Экономика

Новый земс­на­ряд «Юрий Мас­лю­ков» при­нят в сос­тав архан­гель­ского «Рос­мор­пор­та»

10 февраля Экономика

По льдам Бело­го моря про­шёл пер­вый кара­ван судов

7 февраля Экономика

АТФ полу­чит четы­ре новых трау­лера от Выборгско­го судос­тро­итель­ного завода

6 февраля Экономика

В Архан­гель­ский порт при­был бук­сир «Сомери»