Рыбалка длится целый век

19 февраля 12:05 Море
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

В этом году Архангельский траловый флот отметит столетний юбилей, к которому он подходит в статусе одного из флагманов рыбопромышленной отрасли Северного бассейна

Всё началось с дюжины пароходов

В его активе – шесть промысловых судов, база технического обслуживания, портовый участок с холодильником на пять тысяч тонн, рыбоперерабатывающее производство. А сто лет назад всё началось с дюжины пароходов, национализированных советской властью у купца Ивана Беззубикова. Именно они легли в основу будущего Архангельского тралового флота.

Первый траулер Т-30 «Лучинский» вышел на промысел из Архангельска в Баренцево море 29 июня 1920 года. Тогда рыбу государство считало относительно дешёвым и быстро добываемым продуктом по сравнению с сельским хозяйством. Тем более что траловый лов позволял добывать её в больших объёмах, это было выгодно, в том числе и на Севере.

В предвоенные годы активно пополнялся рыбопромысловый флот, который строился как на территории Советского Союза – в Ленинграде и Севастополе, так и на немецких и итальянских верфях. В частности, в Германии были построены траулеры бортового траления «Архангельск» и «Мурманск». Благодаря богатейшим запасам Баренцева моря рыбная промышленность бурно развивалась. А потом грянула война.

Сопровождали конвои и добывали рыбу

Утром 22 июня 1941 года на все суда, находящиеся на промысле, пришёл приказ немедленно вернуться в порты приписки – в Мурманск и Архангельск. Пятьдесят из них были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Почти половина из оставшихся в Архангельском траловом флоте судов тоже получила вооружение, команды увеличили за счёт военных моряков.

Мобилизованные в состав Северного флота траулеры сопровождали северные конвои. А рыбаки продолжали день за днём делать своё дело – ловить рыбу практически в тех же районах, что и в мирное время. За треской порой ходили к Новой Земле, хотя риск напороться на корабли или подводные лодки немцев был велик. Но берег остро нуждался в рыбе.

За годы войны Архангельский траловый флот потерял три судна. Уже в августе 1941 года немецкая подлодка потопила траулер РТ-411 «Ненец». Ещё два траулера РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин» погибли в 1943 году в Карском море. Даже после Победы для архангельских рыбаков война закончилась не сразу. Их начали демобилизовывать только в 1947 году, а полностью вернуться к мирному труду они смогли годом позже.

Золотое время рыболовства

После восстановления экономики страны рыбная отрасль начала приобретать современные очертания. Сменились технологии, создавались новые типы рыболовных судов. Флотилия АТФ постоянно пополнялась траулерами, которые каждое десятилетие становились всё совершеннее. А семидесятые годы прошлого века – золотое время советской рыбной промышленности. Именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали действительно во всём Мировом океане. Добрались даже до Антарктиды. Из далёких морей на прилавки СССР везли экзотических поначалу нототению и клыкача, ледяную рыбу, кальмаров и криль.

Развивался экспедиционный промысел. Рыбаки Северного бассейна, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, открыли для себя другие страны. Многомесячные дальние рейсы предусматривали заходы в порты по всему миру, а ежегодные выловы били рекорд за рекордом.

На столе у северян рыба не переводится

А потом страна изменилась. У неё появилась другая экономика и другая система управления рыболовством. В новых условиях рыбакам пришлось учиться не только ловить рыбу, но и искать на неё покупателей, приобретать дорожающее топливо, ремонтировать и оснащать флот, платить зарплаты и налоги – уже без централизованной поддержки государства.

Многие гиганты рыбной индустрии, особенно на Дальнем Востоке, не выдержали перемен и после распада СССР просуществовали недолго. В отличие от них, АТФ выжил, оставаясь в статусе госпредприятия, и даже сохранил основные фонды, но постепенно энергия затухала. Потом начались финансовые трудности. С 2010 года всё чаще велись разговоры о неизбежной приватизации тралфлота, на квоты которого хватало желающих.

В 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации и после нескольких неудачных раундов перешёл в частные руки. К удивлению многих, покупателями стали не москвичи, а соседи по Северному бассейну – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. С правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, гарантировавшее сохранение регистрации предприятия в регионе и отсутствие массовых сокращений персонала. Кроме того, тралфлот должен был ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысячи тонн рыбной продукции.

Как показало время, все обязательства новые собственники АТФ выполнили. На предприятие пришла мощная команда управленцев, которым удалось переломить ситуацию. Начали ремонтироваться и выходить в море суда, наниматься моряки, постепенно погашались долги. Сейчас этот период генеральный директор Алексей Заплатин шутливо называет «временем свершения гражданских подвигов всем коллективом». Но доля шутки тут невелика. Меньше чем за год Архангельский тралфлот прочно встал на ноги.

Сегодня в штате АТФ трудится около тысячи человек, три четверти из них – плавсостав. Руководство компании именно их считает главным активом и силой предприятия. В рыбопромышленной отрасли проверенные кадры, и правда, решают всё. Белые «морские» зарплаты и полный соцпакет, включая добровольное медицинское страхование, оплату проезда на юг, бесплатные обеды, спецодежду, занятия спортом, – на специалистах в тралфлоте экономить не принято. Как и забывать о тех, кто работал в компании раньше, – ветеранская организация АТФ насчитывает 650 человек.

О том, что сотрудники ценят такое отношение и работают на совесть, красноречиво свидетельствуют цифры. По итогам 2018 года Архангельским траловым флотом добыто более 80 тысяч тонн рыбы. В бюджеты всех уровней перечислено свыше 1,25 млрд рублей налогов, причём 60 процентов этих средств осталось в Архангельской области.

Официально у тралфлота нет статуса градообразующего предприятия. Однако АТФ традиционно помогает местным школам и детским садам, поддерживает спортивные команды и проекты по сохранению культурного наследия, участвует в благоустройстве города и социальных программах.

«Во многом благодаря Архангельскому траловому флоту потребление населением рыбы в Архангельской области (с учётом Ненецкого автономного округа) превышает общероссийские показатели и составляет 46,2 килограмма на человека в год», – отмечает глава региона Игорь Орлов.

По его словам, система взаимоотношений, выстроенная между областью и АТФ, стала отличным опытом «приватизации с социальной ответственностью», которая уже принесла свои плоды. Неудивительно, что в декабре 2018 года областные власти с готовностью продлили соглашение с компанией ещё на пять лет.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Экономика

4 декабря

В Архан­гель­ске соз­да­дут центр комп­ле­кс­ного обслу­жи­ва­ния рыбоп­ромыс­ловых судов

4 декабря

На доро­ге Архан­гельск – Онега нача­лись инжен­ер­ные изыс­ка­ния для ремон­та пер­вого участка

4 декабря

Пра­витель­ство Рос­сии обод­рило соз­да­ние науч­но-об­разо­ватель­ного цен­тра в Арктике

4 декабря

Севе­род­винцы дос­тойны жить в сов­рем­ен­ных, кра­сивых и ком­фортных домах

3 декабря

В област­ном Соб­ра­нии депу­та­тов обсуди­ли эффек­тив­ность рас­ходо­ва­ния бюд­жетных средств

30 ноября

В Архан­гель­ске выбрали ещё семь амбасса­до­ров про­ек­та «Мой бизнес»

30 ноября

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют в «Шко­лу предп­ри­ни­ма­тель­ства» в Аген­тстве регио­наль­ного развития

30 ноября

ОНФ добил­ся эффек­тив­ного рас­ходо­ва­ния средств на закуп­ку доро­гос­то­яще­го обо­ру­до­ва­ния для архан­гель­ского онкод­ис­пансе­ра

30 ноября

Сухог­руз «Сия­ние Севе­ра» вошёл в сов­рем­ен­ную исто­рию осво­ения Арктики

27 ноября

Социаль­ным предп­ри­ни­ма­те­лям области гото­вы рас­ска­зать о мерах под­дер­жки, на кото­рые они могут рас­счи­тывать

27 ноября

Архан­гель­ский ЦБК стал победи­те­лем пер­вой меж­дуна­род­ной пре­мии PAP-FOR Awards в области охраны окружа­ющей среды

26 ноября

Ком­па­ния «Рос­теле­ком» подели­лась с пред­при­ятия­ми Архан­гель­ской области опы­том в воп­ро­сах информа­ци­он­ной безо­пас­ности

26 ноября

Жите­ли Архан­гель­ска могут оплатить госу­дарст­вен­ную пошлину в МФЦ

25 ноября

Сегод­ня про­щаем­ся с Василье­вым Вла­ди­ми­ром Пет­рови­чем – гене­раль­ным дирек­то­ром, а затем пред­седа­те­лем сове­та дирек­то­ров СЛДК.

25 ноября

Бата­рей­ки, соб­ранные севе­род­винца­ми, отпра­вят­ся на пере­раб­от­ку

Похожие материалы

4 декабря Экономика

В Архан­гель­ске соз­да­дут центр комп­ле­кс­ного обслу­жи­ва­ния рыбоп­ромыс­ловых судов

30 ноября Экономика

Сухог­руз «Сия­ние Севе­ра» вошёл в сов­рем­ен­ную исто­рию осво­ения Арктики

19 ноября Экономика

Рос­сия и Нор­ве­гия опреде­лили объем добы­чи рыбы в север­ных морях на 2021 год

11 ноября Экономика

Доке­ры Архан­гель­ска обес­печи­ва­ют деся­тую часть гру­зо­обо­рота сибирс­ко­го порта Дудинка

2 ноября Экономика

Сроки стро­итель­ства трау­ле­ров для архан­гель­ских рыба­ков пере­нос­ят­ся

22 октября Экономика

Рос­сия вышла на третье место в мире по объё­му судос­тро­ения

13 октября Экономика

Сухог­руз «Сибирь» при­пи­са­ли к порту Архан­гельск

10 октября Экономика

Лай­нер «Русь Вели­кая» завер­ша­ет нави­га­цию свер­хпла­новым круи­зом «На Белое море, к див­ным островам»

1 октября Экономика

«Адми­рал флота Каса­то­нов» успе­шно про­шёл бое­вые испыта­ния в Белом море

22 сентября Экономика

В Архан­гель­ской области рас­шири­ли пере­чень райо­нов для органи­за­ции люби­тель­ского рыбо­ловства

21 сентября Экономика

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Севе­ре закон­чилась

21 сентября Экономика

Трау­лер «Викинг» дос­та­вил в Архан­гельск 230 тонн трес­ки, пикши и зубатки

19 сентября Экономика

Хара­са­вей – новое нап­равле­ние в аркти­чес­ких пере­воз­ках