Рыбалка длится целый век

19 февраля 12:05 Море
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Фото: журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

В этом году Архангельский траловый флот отметит столетний юбилей, к которому он подходит в статусе одного из флагманов рыбопромышленной отрасли Северного бассейна

Всё началось с дюжины пароходов

В его активе – шесть промысловых судов, база технического обслуживания, портовый участок с холодильником на пять тысяч тонн, рыбоперерабатывающее производство. А сто лет назад всё началось с дюжины пароходов, национализированных советской властью у купца Ивана Беззубикова. Именно они легли в основу будущего Архангельского тралового флота.

Первый траулер Т-30 «Лучинский» вышел на промысел из Архангельска в Баренцево море 29 июня 1920 года. Тогда рыбу государство считало относительно дешёвым и быстро добываемым продуктом по сравнению с сельским хозяйством. Тем более что траловый лов позволял добывать её в больших объёмах, это было выгодно, в том числе и на Севере.

В предвоенные годы активно пополнялся рыбопромысловый флот, который строился как на территории Советского Союза – в Ленинграде и Севастополе, так и на немецких и итальянских верфях. В частности, в Германии были построены траулеры бортового траления «Архангельск» и «Мурманск». Благодаря богатейшим запасам Баренцева моря рыбная промышленность бурно развивалась. А потом грянула война.

Сопровождали конвои и добывали рыбу

Утром 22 июня 1941 года на все суда, находящиеся на промысле, пришёл приказ немедленно вернуться в порты приписки – в Мурманск и Архангельск. Пятьдесят из них были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Почти половина из оставшихся в Архангельском траловом флоте судов тоже получила вооружение, команды увеличили за счёт военных моряков.

Мобилизованные в состав Северного флота траулеры сопровождали северные конвои. А рыбаки продолжали день за днём делать своё дело – ловить рыбу практически в тех же районах, что и в мирное время. За треской порой ходили к Новой Земле, хотя риск напороться на корабли или подводные лодки немцев был велик. Но берег остро нуждался в рыбе.

За годы войны Архангельский траловый флот потерял три судна. Уже в августе 1941 года немецкая подлодка потопила траулер РТ-411 «Ненец». Ещё два траулера РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин» погибли в 1943 году в Карском море. Даже после Победы для архангельских рыбаков война закончилась не сразу. Их начали демобилизовывать только в 1947 году, а полностью вернуться к мирному труду они смогли годом позже.

Золотое время рыболовства

После восстановления экономики страны рыбная отрасль начала приобретать современные очертания. Сменились технологии, создавались новые типы рыболовных судов. Флотилия АТФ постоянно пополнялась траулерами, которые каждое десятилетие становились всё совершеннее. А семидесятые годы прошлого века – золотое время советской рыбной промышленности. Именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали действительно во всём Мировом океане. Добрались даже до Антарктиды. Из далёких морей на прилавки СССР везли экзотических поначалу нототению и клыкача, ледяную рыбу, кальмаров и криль.

Развивался экспедиционный промысел. Рыбаки Северного бассейна, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, открыли для себя другие страны. Многомесячные дальние рейсы предусматривали заходы в порты по всему миру, а ежегодные выловы били рекорд за рекордом.

На столе у северян рыба не переводится

А потом страна изменилась. У неё появилась другая экономика и другая система управления рыболовством. В новых условиях рыбакам пришлось учиться не только ловить рыбу, но и искать на неё покупателей, приобретать дорожающее топливо, ремонтировать и оснащать флот, платить зарплаты и налоги – уже без централизованной поддержки государства.

Многие гиганты рыбной индустрии, особенно на Дальнем Востоке, не выдержали перемен и после распада СССР просуществовали недолго. В отличие от них, АТФ выжил, оставаясь в статусе госпредприятия, и даже сохранил основные фонды, но постепенно энергия затухала. Потом начались финансовые трудности. С 2010 года всё чаще велись разговоры о неизбежной приватизации тралфлота, на квоты которого хватало желающих.

В 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации и после нескольких неудачных раундов перешёл в частные руки. К удивлению многих, покупателями стали не москвичи, а соседи по Северному бассейну – Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. С правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, гарантировавшее сохранение регистрации предприятия в регионе и отсутствие массовых сокращений персонала. Кроме того, тралфлот должен был ежегодно поставлять на местный рынок не менее 1,5 тысячи тонн рыбной продукции.

Как показало время, все обязательства новые собственники АТФ выполнили. На предприятие пришла мощная команда управленцев, которым удалось переломить ситуацию. Начали ремонтироваться и выходить в море суда, наниматься моряки, постепенно погашались долги. Сейчас этот период генеральный директор Алексей Заплатин шутливо называет «временем свершения гражданских подвигов всем коллективом». Но доля шутки тут невелика. Меньше чем за год Архангельский тралфлот прочно встал на ноги.

Сегодня в штате АТФ трудится около тысячи человек, три четверти из них – плавсостав. Руководство компании именно их считает главным активом и силой предприятия. В рыбопромышленной отрасли проверенные кадры, и правда, решают всё. Белые «морские» зарплаты и полный соцпакет, включая добровольное медицинское страхование, оплату проезда на юг, бесплатные обеды, спецодежду, занятия спортом, – на специалистах в тралфлоте экономить не принято. Как и забывать о тех, кто работал в компании раньше, – ветеранская организация АТФ насчитывает 650 человек.

О том, что сотрудники ценят такое отношение и работают на совесть, красноречиво свидетельствуют цифры. По итогам 2018 года Архангельским траловым флотом добыто более 80 тысяч тонн рыбы. В бюджеты всех уровней перечислено свыше 1,25 млрд рублей налогов, причём 60 процентов этих средств осталось в Архангельской области.

Официально у тралфлота нет статуса градообразующего предприятия. Однако АТФ традиционно помогает местным школам и детским садам, поддерживает спортивные команды и проекты по сохранению культурного наследия, участвует в благоустройстве города и социальных программах.

«Во многом благодаря Архангельскому траловому флоту потребление населением рыбы в Архангельской области (с учётом Ненецкого автономного округа) превышает общероссийские показатели и составляет 46,2 килограмма на человека в год», – отмечает глава региона Игорь Орлов.

По его словам, система взаимоотношений, выстроенная между областью и АТФ, стала отличным опытом «приватизации с социальной ответственностью», которая уже принесла свои плоды. Неудивительно, что в декабре 2018 года областные власти с готовностью продлили соглашение с компанией ещё на пять лет.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Экономика

6 июля

Коро­нави­рус не стра­шен? Пятый при­зыв науч­но-произ­водст­вен­ной роты отпра­вля­ют на «Севмаш»

6 июля

За пер­вую неде­лю июля в Архан­гель­ской области зарег­ис­три­ро­ва­лись 350 само­заня­тых граждан

6 июля

Алек­сандр Цыбуль­ский и глава РЖД дого­вори­лись о стро­итель­стве желез­нодо­рож­ного пере­ез­да в Вельске

5 июля

С понедель­ника нало­говые инспе­кции возоб­новля­ют приём

1 июля

Жите­ли Архан­гель­ской области, постра­дав­шие от павод­ка, полу­чат ком­пенса­ции

29 июня

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

29 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на образо­ватель­ный про­ект «Ты – предп­ри­ни­ма­тель»

29 июня

Рабо­та­ющим севе­ря­нам стар­ше 65 лет про­длили боль­нич­ные до 12 июля

25 июня

Сроки получе­ния ком­пенса­ции за про­езд в отпуск про­длили до 2021 года

25 июня

Семьи с деть­ми до 16 лет полу­чат допол­нитель­ные десять тысяч руб­лей по указу пре­зи­ден­та

25 июня

Няни и репети­торы вый­дут из тени

25 июня

На «Крас­ной Куз­нице» завер­шились ходо­вые испыта­ния бук­си­ров «РБТ-3» и «РБТ-4»

25 июня

Гази­фика­ция в прио­ри­те­те

24 июня

«Газ­пром»: рабо­та в интере­сах России

23 июня

Архан­гель­ская область вхо­дит в топ-10 регио­нов по уров­ню расп­ро­стр­ане­ния индиви­дуаль­ных инвести­ци­он­ных счетов

Похожие материалы

29 июня Экономика

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

25 июня Экономика

На «Крас­ной Куз­нице» завер­шились ходо­вые испыта­ния бук­си­ров «РБТ-3» и «РБТ-4»

27 мая Экономика

Плат­форма «При­раз­лом­ная» отгру­зила на тан­кер двух­со­тую пар­тию нефти

21 мая Экономика

В порт Архан­гельск при­вез­ли 170 тонн рыбы

19 мая Экономика

Эко­но­ми­ку Север­ного морс­ко­го пути под­ни­мут меж­реги­ональ­ным проектом

15 мая Экономика

Тех­нич­ес­кий флот Архан­гель­ска начал дноуг­луби­тель­ные работы

13 мая Экономика

Атом­ная под­лод­ка «Князь Вла­ди­мир» вышла в море на финаль­ные испытания

13 мая Экономика

Пер­вый рейс теп­лохо­да «Мыс жела­ния» начал­ся с посад­ки на мель

26 апреля Экономика

Суд­но, на кото­рое напа­ли сома­лий­ские пира­ты, будет рабо­тать в Архан­гель­ске

21 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт гото­вит­ся к ледоходу

19 апреля Экономика

В Архан­гельск сегод­ня ночью при­хо­дит пер­вое в нынеш­нем году рыбо­лов­ное судно

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

16 апреля Экономика

«Сев­маш» в апреле зало­жит две мно­го­це­ле­вые под­лод­ки про­ек­та 855М