​К валидаторам ещё бы и валидол

24 января 2017 9:48 Из газеты
Для оснащения валидаторами архангельских автобусов необходимо более 17 миллионов рублей
Для оснащения валидаторами архангельских автобусов необходимо более 17 миллионов рублей

Внедрение электронных проездных повлечёт рост стоимости проезда.

В ноябре 2016 года администрация Архангельска объявила о планах по внедрению электронных транспортных карт для проезда в автобусах льготных категорий граждан. Нововведение, безусловно, интересное, но требующее осмысления.

Пока в официальных сообщениях мэрии мы видим лишь надводную часть айсберга грядущих перемен. Электронные карты вводятся для льготников вместо традиционного бесплатного проезда по социальным талонам.

Льготники – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, архангелогородцы в возрасте 70 лет и старше. Новшество поможет избежать очередей за социальными талонами. Что, конечно же, хорошо.

Очень удобно

— Безусловно, электронный проездной – это очень удобно: получить его необходимо только один раз, до этого горожанам приходилось ежеквартально обращаться в пункты выдачи за бумажными талончиками. На электронный проездной зачисление 20 бесплатных поездок будет производиться каждый месяц автоматически, – говорит начальник муниципального управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства Алексей Потолов.

Несколько лет такой системой пользуются в Ярославле и Санкт-Петербурге. Более того, пилотный проект уже опробовали в 2014 году на нескольких архангельских маршрутах. А с 1 марта нынешнего года эта система должна заработать в Архангельске в полную мощь. Льготники смогут воспользоваться картами, раздача которых стартовала ещё в конце ушедшего года.

Алексей Потолов считает, что город готов к перевозкам по электронным билетам. В Архангельске под проект была создана специальная информационная система. Затем был определён оператор этой системы. Им довольно прогнозируемо стал МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок».

У предприятия, кстати, есть сайт, где уже можно следить за перемещением транспорта на городских маршрутах в режиме реального времени.

Сервис в рассрочку

Технический прогресс – вещь необходимая, однако валидаторы – важнейшая часть вводимой системы «электронного» проезда – сами собой, разумеется, не народятся. Вопрос в том, за чей счёт их установят на наших абсолютно не приспособленных к городским пассажирским перевозкам автобусах.

Как поясняют в администрации города, в договорах с муниципалитетом, по которым перевозчики работают на маршрутах, предусмотрено участие транспортных компаний в социальных программах Архангельска. И очевидно, что этот аргумент выдвигается как основание для того, чтобы обязать перевозчиков установить валидаторы, необходимые для контроля легальности проезда пассажира.

— Оператор системы направил всем перевозчикам предложения заключить дополнительный договор на приобретение валидатора, в том числе и в рассрочку, и на подключение к муниципальной информационной системе. Перевозчики могут приобрести устройство и самостоятельно, выбрав любую марку, главное, чтобы оно было совместимо с системой, которая приобретена муниципалитетом. Да, это определённые финансовые вложения, но при этом перевозчики получат возможность чётко отслеживать пассажиропотоки, смогут видеть реальную и прозрачную картину поступивших платежей, – аргументирует представитель мэрии Алексей Потолов.

Муниципалитет также непрозрачно намекает, что установка валидаторов в будущем станет одним из фундаментальных конкурсных условий. То есть будет примерно так: хочешь победить в аукционе на право работать на популярном маршруте №42 – ставь валидаторы во все автобусы.

Стоимость этих устройств довольно высока. Но перевозчики – тоже не дураки. Легко можно предсказать их реакцию на предложение мэрии. Ибо бюджеты «автобусников» формируются за счёт «улова» пассажиров и их денег. А в действующий по городу Архангельску тариф валидаторы не закладывались.

Областная ассоциация автотранспортников подсчитала: общие затраты на установку устройств могут составить 17 миллионов рублей. На словах ассоциация за техническое ноу-хау, но со множеством «но».

— Участники ассоциации в целом поддержали предложение о введении электронной оплаты проезда в Архангельске. Однако затраты перевозчиков на внедрение системы должны быть предусмотрены в тарифе, – прокомментировал глава ассоциации Андрей Попов.

Он подчеркнул, что затраты довольно высоки и особенно болезненны они будут для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей.

— На закупку валидаторов для наших десяти автобусов нужно единовременно 400 тысяч рублей. Для небольшого предприятия это серьёзная сумма, – утверждает директор ООО «Ресурсавто» Евгения Пучнина.

Индивидуальному предпринимателю Сергею Валькову, работающему на маршруте «5э», потребуются более 750 тысяч рублей. Но тратой на установку валидаторов, по его словам, дело не закончится. Потребуются деньги на содержание и обслуживание техники и обучение персонала.

Предприниматель Вера Дурандина также отмечает, что при перевозке льготников нужно отчислять семь процентов оператору системы – МУП «АППП». Однако с внедрением электронных проездных эта цифра не изменится, считает предприниматель.

Разумеется, автобусные предприятия надеются на решение вопроса через тарифное регулирование. Пассажирам в такой ситуации в пору браться за валидол.

Пока со стороны всё это выглядит как шахматный пат. Приближается первый день весны и запуска электронного проездного. Время договориться ещё есть.

Может быть, мэрия и владельцы автобусов сойдутся на решении, которое удовлетворит если не всех, то большинство. Например, кредитование под проект. Правда, кредит, как отмечают в ассоциации автотранспортников, должен быть с гарантией возврата инвестиций. Вероятно, из бюджетных средств. То есть, так или иначе, за счёт налогоплательщика.

Между тем, власти Архангельска на льготниках могут и не остановиться. Ранее муниципалитет намекал, что не прочь следом ввести электронные проездные для всех горожан. А в перспективе – не только в автобусах, но и на водном, железнодорожном, межмуниципальном транспорте. Говорят, это позволяет эффективнее работать бюджетным средствам.

Вадим РЫКУСОВ

Экономика

17 июля

Аген­тство регио­наль­ного раз­ви­тия и Ярос­лавс­кая лизин­го­вая ком­па­ния под­писа­ли сог­лаше­ние о сот­рудни­чес­тве

12 июля

Архан­гель­ский бигов­щик выхо­дит на меж­дуна­род­ный уровень

12 июля

«Мамон­тов нет, а бивни откуда‑то взялись»

12 июля

Предп­ри­ни­ма­те­лей Поморья приг­лаша­ют в дело­вую поез­дку в Сеул

12 июля

Стра­те­гия высо­ких дос­тиже­ний

11 июля

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

11 июля

В админ­ис­тра­ции Архан­гель­ска обсуди­ли прив­лече­ние инвести­ций в спорт

10 июля

«Это доро­гого стоит»

4 июля

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море

4 июля

Победи­тели меч­та­ют осва­ивать новую технику

1 июля

«Илим» – в лиде­рах рос­сийско­го биз­неса по рас­хо­дам на экологию

28 июня

Архан­гель­ский трал­флот: в свете «Золо­того Меркурия»

26 июня

«Север­ный мор­ской путь – это не про­сто линия, про­рисо­ван­ная по карте»

26 июня

Гази­фика­ция: прио­ри­тет сель­ской местности

22 июня

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту

Похожие материалы

24 января Экономика

Спор­ная рыба доп­лыла до Сове­та Федерации

23 января Экономика

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на сес­сию про­ек­та «Умная остро­вная Арктика»

17 января Экономика

Биз­нес Архан­гель­ской области в 2018 году: точки кипения

16 января Экономика

Коря­жем­цы под­тверди­ли право назы­вать­ся лиде­рами лес­ной отрасли

16 января Экономика

«Нема­лый биз­нес»: усп­ейте при­нять участие

27 декабря Экономика

В новом году помор­ские рыба­ки пораду­ют кре­вет­ками

21 декабря Экономика

Инвести­ции в «Кубик»

18 декабря Экономика

Социаль­ному биз­несу нужен свой «зонтик»

17 декабря Экономика

Рыба­ки стро­ят флот. Но перс­пе­ктивы пока не предс­та­вля­ют

30 ноября Экономика

Полтора этажа в неделю

1 ноября Экономика

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября Экономика

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября Экономика

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера