​К валидаторам ещё бы и валидол

24 января 2017 9:48 Из газеты
Для оснащения валидаторами архангельских автобусов необходимо более 17 миллионов рублей
Для оснащения валидаторами архангельских автобусов необходимо более 17 миллионов рублей

Внедрение электронных проездных повлечёт рост стоимости проезда.

В ноябре 2016 года администрация Архангельска объявила о планах по внедрению электронных транспортных карт для проезда в автобусах льготных категорий граждан. Нововведение, безусловно, интересное, но требующее осмысления.

Пока в официальных сообщениях мэрии мы видим лишь надводную часть айсберга грядущих перемен. Электронные карты вводятся для льготников вместо традиционного бесплатного проезда по социальным талонам.

Льготники – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, архангелогородцы в возрасте 70 лет и старше. Новшество поможет избежать очередей за социальными талонами. Что, конечно же, хорошо.

Очень удобно

— Безусловно, электронный проездной – это очень удобно: получить его необходимо только один раз, до этого горожанам приходилось ежеквартально обращаться в пункты выдачи за бумажными талончиками. На электронный проездной зачисление 20 бесплатных поездок будет производиться каждый месяц автоматически, – говорит начальник муниципального управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства Алексей Потолов.

Несколько лет такой системой пользуются в Ярославле и Санкт-Петербурге. Более того, пилотный проект уже опробовали в 2014 году на нескольких архангельских маршрутах. А с 1 марта нынешнего года эта система должна заработать в Архангельске в полную мощь. Льготники смогут воспользоваться картами, раздача которых стартовала ещё в конце ушедшего года.

Алексей Потолов считает, что город готов к перевозкам по электронным билетам. В Архангельске под проект была создана специальная информационная система. Затем был определён оператор этой системы. Им довольно прогнозируемо стал МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок».

У предприятия, кстати, есть сайт, где уже можно следить за перемещением транспорта на городских маршрутах в режиме реального времени.

Сервис в рассрочку

Технический прогресс – вещь необходимая, однако валидаторы – важнейшая часть вводимой системы «электронного» проезда – сами собой, разумеется, не народятся. Вопрос в том, за чей счёт их установят на наших абсолютно не приспособленных к городским пассажирским перевозкам автобусах.

Как поясняют в администрации города, в договорах с муниципалитетом, по которым перевозчики работают на маршрутах, предусмотрено участие транспортных компаний в социальных программах Архангельска. И очевидно, что этот аргумент выдвигается как основание для того, чтобы обязать перевозчиков установить валидаторы, необходимые для контроля легальности проезда пассажира.

— Оператор системы направил всем перевозчикам предложения заключить дополнительный договор на приобретение валидатора, в том числе и в рассрочку, и на подключение к муниципальной информационной системе. Перевозчики могут приобрести устройство и самостоятельно, выбрав любую марку, главное, чтобы оно было совместимо с системой, которая приобретена муниципалитетом. Да, это определённые финансовые вложения, но при этом перевозчики получат возможность чётко отслеживать пассажиропотоки, смогут видеть реальную и прозрачную картину поступивших платежей, – аргументирует представитель мэрии Алексей Потолов.

Муниципалитет также непрозрачно намекает, что установка валидаторов в будущем станет одним из фундаментальных конкурсных условий. То есть будет примерно так: хочешь победить в аукционе на право работать на популярном маршруте №42 – ставь валидаторы во все автобусы.

Стоимость этих устройств довольно высока. Но перевозчики – тоже не дураки. Легко можно предсказать их реакцию на предложение мэрии. Ибо бюджеты «автобусников» формируются за счёт «улова» пассажиров и их денег. А в действующий по городу Архангельску тариф валидаторы не закладывались.

Областная ассоциация автотранспортников подсчитала: общие затраты на установку устройств могут составить 17 миллионов рублей. На словах ассоциация за техническое ноу-хау, но со множеством «но».

— Участники ассоциации в целом поддержали предложение о введении электронной оплаты проезда в Архангельске. Однако затраты перевозчиков на внедрение системы должны быть предусмотрены в тарифе, – прокомментировал глава ассоциации Андрей Попов.

Он подчеркнул, что затраты довольно высоки и особенно болезненны они будут для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей.

— На закупку валидаторов для наших десяти автобусов нужно единовременно 400 тысяч рублей. Для небольшого предприятия это серьёзная сумма, – утверждает директор ООО «Ресурсавто» Евгения Пучнина.

Индивидуальному предпринимателю Сергею Валькову, работающему на маршруте «5э», потребуются более 750 тысяч рублей. Но тратой на установку валидаторов, по его словам, дело не закончится. Потребуются деньги на содержание и обслуживание техники и обучение персонала.

Предприниматель Вера Дурандина также отмечает, что при перевозке льготников нужно отчислять семь процентов оператору системы – МУП «АППП». Однако с внедрением электронных проездных эта цифра не изменится, считает предприниматель.

Разумеется, автобусные предприятия надеются на решение вопроса через тарифное регулирование. Пассажирам в такой ситуации в пору браться за валидол.

Пока со стороны всё это выглядит как шахматный пат. Приближается первый день весны и запуска электронного проездного. Время договориться ещё есть.

Может быть, мэрия и владельцы автобусов сойдутся на решении, которое удовлетворит если не всех, то большинство. Например, кредитование под проект. Правда, кредит, как отмечают в ассоциации автотранспортников, должен быть с гарантией возврата инвестиций. Вероятно, из бюджетных средств. То есть, так или иначе, за счёт налогоплательщика.

Между тем, власти Архангельска на льготниках могут и не остановиться. Ранее муниципалитет намекал, что не прочь следом ввести электронные проездные для всех горожан. А в перспективе – не только в автобусах, но и на водном, железнодорожном, межмуниципальном транспорте. Говорят, это позволяет эффективнее работать бюджетным средствам.

Вадим РЫКУСОВ

Экономика

15 ноября

В Севе­род­винске стар­то­вал регио­наль­ный тор­говый форум

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

13 ноября

За 9 меся­цев 2018 года Архан­гель­ская область зарабо­тала 42 мил­ли­ар­да рублей

12 ноября

Новым минис­тром эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия Архан­гель­ской области наз­начи­ли Ивана Кулявцева

8 ноября

Дип­ломы кон­курса «100 луч­ших това­ров Рос­сии» получи­ли 19 това­ров Архан­гель­ской области

1 ноября

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

29 октября

В Архан­гельск при­был новый земс­на­ряд «Белое море»

24 октября

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния утверди­ли измене­ния в бюд­жете региона

24 октября

Рай­ффайз­ен­банк начал обслу­живать малый биз­нес в Архан­гель­ске

22 октября

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето

22 октября

В реконст­рук­цию «Крас­ной Куз­ницы» обе­ща­ют вло­жить 30 мил­ли­ар­дов рублей

22 октября

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

Похожие материалы

1 ноября Экономика

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября Экономика

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября Экономика

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября Экономика

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

22 октября Экономика

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

10 октября Экономика

В селе Мати­горы откры­лся цех по пере­раб­от­ке молока

28 сентября Экономика

Солом­баль­ский маши­нос­тро­итель­ный завод: новое время – новые горизонты

27 сентября Экономика

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

21 сентября Экономика

В нояб­ре в Архан­гель­ске прой­дёт дело­вой форум в индуст­рии гос­тепри­имства «Помор­ская HoReCa»

19 сентября Экономика

Деле­га­ция Архан­гель­ской области вер­нулась со вто­рого меж­дуна­род­ного рыбоп­ромыш­ленно­го форума

19 сентября Экономика

На «Север­ной вер­фи» в Санкт-Пет­ер­бурге заложи­ли новое судно для архан­гель­ских рыбаков

5 сентября Экономика

Вмес­то тлею­щего полиго­на – эко­тех­нопарк

31 августа Экономика

В рыб­ный порт Архан­гель­ского тралф­ло­та при­было оче­ред­ное судно с мореп­род­ук­ци­ей