24.01.2017 09:48

​К валидаторам ещё бы и валидол

Для оснащения валидаторами архангельских автобусов необходимо более 17 миллионов рублей
Стоит ли рассуждать о необходимости валидаторов, если архангельские ПАЗики горят прямо на рейсах? Фото Николая Карнеевича

Внедрение электронных проездных повлечёт рост стоимости проезда.

В ноябре 2016 года администрация Архангельска объявила о планах по внедрению электронных транспортных карт для проезда в автобусах льготных категорий граждан. Нововведение, безусловно, интересное, но требующее осмысления.

Пока в официальных сообщениях мэрии мы видим лишь надводную часть айсберга грядущих перемен. Электронные карты вводятся для льготников вместо традиционного бесплатного проезда по социальным талонам.

Льготники – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, архангелогородцы в возрасте 70 лет и старше. Новшество поможет избежать очередей за социальными талонами. Что, конечно же, хорошо.

Очень удобно

– Безусловно, электронный проездной – это очень удобно: получить его необходимо только один раз, до этого горожанам приходилось ежеквартально обращаться в пункты выдачи за бумажными талончиками. На электронный проездной зачисление 20 бесплатных поездок будет производиться каждый месяц автоматически, – говорит начальник муниципального управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства Алексей Потолов.

Несколько лет такой системой пользуются в Ярославле и Санкт-Петербурге. Более того, пилотный проект уже опробовали в 2014 году на нескольких архангельских маршрутах. А с 1 марта нынешнего года эта система должна заработать в Архангельске в полную мощь. Льготники смогут воспользоваться картами, раздача которых стартовала ещё в конце ушедшего года.

Алексей Потолов считает, что город готов к перевозкам по электронным билетам. В Архангельске под проект была создана специальная информационная система. Затем был определён оператор этой системы. Им довольно прогнозируемо стал МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок».

У предприятия, кстати, есть сайт, где уже можно следить за перемещением транспорта на городских маршрутах в режиме реального времени.

Сервис в рассрочку

Технический прогресс – вещь необходимая, однако валидаторы – важнейшая часть вводимой системы «электронного» проезда – сами собой, разумеется, не народятся. Вопрос в том, за чей счёт их установят на наших абсолютно не приспособленных к городским пассажирским перевозкам автобусах.

Как поясняют в администрации города, в договорах с муниципалитетом, по которым перевозчики работают на маршрутах, предусмотрено участие транспортных компаний в социальных программах Архангельска. И очевидно, что этот аргумент выдвигается как основание для того, чтобы обязать перевозчиков установить валидаторы, необходимые для контроля легальности проезда пассажира.

– Оператор системы направил всем перевозчикам предложения заключить дополнительный договор на приобретение валидатора, в том числе и в рассрочку, и на подключение к муниципальной информационной системе. Перевозчики могут приобрести устройство и самостоятельно, выбрав любую марку, главное, чтобы оно было совместимо с системой, которая приобретена муниципалитетом. Да, это определённые финансовые вложения, но при этом перевозчики получат возможность чётко отслеживать пассажиропотоки, смогут видеть реальную и прозрачную картину поступивших платежей, – аргументирует представитель мэрии Алексей Потолов.

Муниципалитет также непрозрачно намекает, что установка валидаторов в будущем станет одним из фундаментальных конкурсных условий. То есть будет примерно так: хочешь победить в аукционе на право работать на популярном маршруте №42 – ставь валидаторы во все автобусы.

Стоимость этих устройств довольно высока. Но перевозчики – тоже не дураки. Легко можно предсказать их реакцию на предложение мэрии. Ибо бюджеты «автобусников» формируются за счёт «улова» пассажиров и их денег. А в действующий по городу Архангельску тариф валидаторы не закладывались.

Областная ассоциация автотранспортников подсчитала: общие затраты на установку устройств могут составить 17 миллионов рублей. На словах ассоциация за техническое ноу-хау, но со множеством «но».

– Участники ассоциации в целом поддержали предложение о введении электронной оплаты проезда в Архангельске. Однако затраты перевозчиков на внедрение системы должны быть предусмотрены в тарифе, – прокомментировал глава ассоциации Андрей Попов.

Он подчеркнул, что затраты довольно высоки и особенно болезненны они будут для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей.

– На закупку валидаторов для наших десяти автобусов нужно единовременно 400 тысяч рублей. Для небольшого предприятия это серьёзная сумма, – утверждает директор ООО «Ресурсавто» Евгения Пучнина.

Индивидуальному предпринимателю Сергею Валькову, работающему на маршруте «5э», потребуются более 750 тысяч рублей. Но тратой на установку валидаторов, по его словам, дело не закончится. Потребуются деньги на содержание и обслуживание техники и обучение персонала.

Предприниматель Вера Дурандина также отмечает, что при перевозке льготников нужно отчислять семь процентов оператору системы – МУП «АППП». Однако с внедрением электронных проездных эта цифра не изменится, считает предприниматель.

Разумеется, автобусные предприятия надеются на решение вопроса через тарифное регулирование. Пассажирам в такой ситуации в пору браться за валидол.

Пока со стороны всё это выглядит как шахматный пат. Приближается первый день весны и запуска электронного проездного. Время договориться ещё есть.

Может быть, мэрия и владельцы автобусов сойдутся на решении, которое удовлетворит если не всех, то большинство. Например, кредитование под проект. Правда, кредит, как отмечают в ассоциации автотранспортников, должен быть с гарантией возврата инвестиций. Вероятно, из бюджетных средств. То есть, так или иначе, за счёт налогоплательщика.

Между тем, власти Архангельска на льготниках могут и не остановиться. Ранее муниципалитет намекал, что не прочь следом ввести электронные проездные для всех горожан. А в перспективе – не только в автобусах, но и на водном, железнодорожном, межмуниципальном транспорте. Говорят, это позволяет эффективнее работать бюджетным средствам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вадим РЫКУСОВ