В 2015 году достигнут предел антропогенной нагрузки, которую могут выдержать Соловки

17 февраля 2016 10:51 Соловки
Фото автора
Фото автора

Соловецкому архипелагу, как объекту туризма и паломничества, сейчас нет необходимости стремиться к увеличению туристического потока. Похоже, достигнут предел антропогенной нагрузки, которую может без вреда для себя выдерживать природа и инфраструктура Соловков.

Об этом рассуждает руководитель агентства Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов.

— Губернатор Архангельской области Игорь Орлов обозначил развитие внутреннего туризма как одно из базовых направлений развития экономики Архангельской области на 2016 год. Помимо экономического эффекта, развитие внутреннего туризма даёт колоссальный социальный эффект.

На сельских территориях через развитие внутреннего туризма, через развитие сети гостевых домов, мы создаем не просто новые рабочие места, – мы создаем целый комплекс факторов, которые позволяют сохранить самобытную северную культуру. Мы создаём условия для того, чтобы молодёжь, занимаясь таким интересным делом как внутренний туризм не уезжала с родной земли.

Через развитие внутреннего туризма мы даём очень серьёзный толчок для того, чтобы граждане России побывав в глубинке, посмотрев красоты родной страны, увидели, что такое Россия. Это очень мощный проект, который может стать прорывным для Архангельской области.

Для Соловецкого архипелага эта ситуация несколько иная, чем для остальной Архангельской области. Соловки – это состоявшийся мировой туристический бренд. Сейчас перед нами не стоит задача резко увеличивать количество посещений туристов в сезон, и для этого есть целый ряд объективных ограничений.

Самым важным ограничением является антропогенная нагрузка. Антропогенная нагрузка для посёлка определяется мощностью очистных сооружений, водоснабжения, электроснабжения… То есть – сколько человек физически могут располагаться в урбанизированной инфраструктуре. И есть важное понятие – антропогенная нагрузка на соловецкую природу. То есть – сколько человек могут посетить Соловки без нанесения ущерба природе архипелага.

Мы считаем, что в 2015 году достигнут потолок по количеству туристов и паломников, которых может принять в сезон Соловецкий архипелаг.

В прошлом году здесь побывали около 30 тысяч туристов и паломников. Это количество сложно просчитать детально. Когда мы считаем эту цифру, мы исходим из нескольких величин: количество людей, которые прибыли на Соловки морем, количество людей, которые прибыли на Соловки авиацией, и количество людей, которые приобрели те или иные экскурсионные продукты.

Около 80-85 процентов туристов и паломников, которые посещают Соловки, так или иначе, покупают экскурсии в наших двух базовых центрах. Это паломническая служба Соловецкого монастыря и Центр гостеприимства Соловецкого музея. При этом есть туристы, которые приезжают на Соловки третий – четвёртый раз и не пользуются этими службами. Однако, многие паломники приезжают на Соловки только для молитвы. Так как вход во все церковные объекты бесплатный, сосчитать этих паломников практически невозможно.

Мне могут возразить, сказав, что в советское время на Соловках бывало гораздо больше людей. Но тогда туристический поток был устроен по-другому. Люди, которые каждую неделю прибывали на Соловки на теплоходах «Буковина» и «Татария», жили на этих судах. Нагрузка на инфраструктуру посёлка была минимальна. Сейчас основная масса приехавших туристов проживает на территории посёлка.

Для того, чтобы дать жителям посёлка Соловецкий новое качество жизни и обеспечить комфортное проживание в посёлке туристов и паломников, минимизировав ущерб для окружающей среды, мы и занимаемся его инфраструктурой – создаём новые системы водоснабжения, канализации и очистки стоков.

В то время как модернизация коммунальной инфраструктуры посёлка уже проводится, о необходимости своей реконструкции и модернизации буквально кричит созданная человеком инфраструктура всего архипелага.

Необходима глубокая модернизация существующих паломнических и туристических маршрутов, работающих на пределе допустимой нагрузки. Гидроканальная сеть требует реставрации. Соловецкие дороги-памятники тоже требуют глубочайшей реставрации -реконструкции. Основные пешеходные и велосипедные маршруты требуют качественных изменений. Понимание, как эти изменения делать, куда двигаться у нас есть. Это глубокая системная работа, которую мы проводим вместе с Русской православной церковью и с Министерством культуры России.

Оригинал – на портале «Мои Соловки».

Записал Павел КОНОНОВ

Экономика

24 февраля

Алек­сандр Цыбуль­ский будет лично кон­троль реали­за­цию наци­ональ­ных про­ек­тов в регионе

24 февраля

Предп­ри­ни­ма­те­лей Архан­гель­ска нау­чат коопер­атив­ным схемам

23 февраля

Cтоян­ка трау­лера «Дарья» затяги­ва­ет­ся на неоп­реде­лен­ное время

23 февраля

В Рос­сии пла­ниру­ют изменить рас­чёт стажа для дос­рочно­го выхода на пенсию

21 февраля

В Устья­нс­ком райо­не появит­ся один из круп­нейш­их на Севе­ро-Запа­де Рос­сии живот­нов­од­чес­кий комплекс

18 февраля

В январе в Поморье замед­лился рост цен на услуги

18 февраля

Теп­ло­ход СМП «Инже­нер Пла­вин­ский» отпра­вили на метал­ло­лом

18 февраля

Поморье полу­чит 2,5 мил­ли­ар­да руб­лей на обес­пече­ние жите­лей качест­ве­нной питье­вой водой

17 февраля

Архан­гельс­кст­ат сооб­щил о тем­пах роста цен на това­ры и услу­ги в регионе

17 февраля

Рабо­тода­те­лей, гото­вых при­нять на рабо­ту моло­дых спе­ци­алис­тов без опы­та, приг­лаша­ют в новый проект

15 февраля

В Архан­гель­ской области объя­вили кон­курс на получе­ние суб­си­дий на борь­бу с бор­щеви­ком

15 февраля

В 2020 году при­рост бан­ковск­их вкла­дов жите­лей Поморья был боль­ше, чем годом ранее

13 февраля

На замену вете­рану гид­роба­зы «Пав­лу Баш­мако­ву» при­дут новые гид­рогра­фич­ес­кие суда

12 февраля

Меры госу­дарст­вен­ной под­дер­жки общепи­та Поморья сэко­но­мят биз­несу более 16 мил­ли­онов рублей

11 февраля

Жите­ли Поморья смо­гут при­нять учас­тие в обсужде­нии про­ек­та бюд­жета регио­на через интернет

Похожие материалы