В 2015 году достигнут предел антропогенной нагрузки, которую могут выдержать Соловки

17 февраля 2016 10:51 Соловки
Фото автора
Фото автора

Соловецкому архипелагу, как объекту туризма и паломничества, сейчас нет необходимости стремиться к увеличению туристического потока. Похоже, достигнут предел антропогенной нагрузки, которую может без вреда для себя выдерживать природа и инфраструктура Соловков.

Об этом рассуждает руководитель агентства Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов.

— Губернатор Архангельской области Игорь Орлов обозначил развитие внутреннего туризма как одно из базовых направлений развития экономики Архангельской области на 2016 год. Помимо экономического эффекта, развитие внутреннего туризма даёт колоссальный социальный эффект.

На сельских территориях через развитие внутреннего туризма, через развитие сети гостевых домов, мы создаем не просто новые рабочие места, – мы создаем целый комплекс факторов, которые позволяют сохранить самобытную северную культуру. Мы создаём условия для того, чтобы молодёжь, занимаясь таким интересным делом как внутренний туризм не уезжала с родной земли.

Через развитие внутреннего туризма мы даём очень серьёзный толчок для того, чтобы граждане России побывав в глубинке, посмотрев красоты родной страны, увидели, что такое Россия. Это очень мощный проект, который может стать прорывным для Архангельской области.

Для Соловецкого архипелага эта ситуация несколько иная, чем для остальной Архангельской области. Соловки – это состоявшийся мировой туристический бренд. Сейчас перед нами не стоит задача резко увеличивать количество посещений туристов в сезон, и для этого есть целый ряд объективных ограничений.

Самым важным ограничением является антропогенная нагрузка. Антропогенная нагрузка для посёлка определяется мощностью очистных сооружений, водоснабжения, электроснабжения… То есть – сколько человек физически могут располагаться в урбанизированной инфраструктуре. И есть важное понятие – антропогенная нагрузка на соловецкую природу. То есть – сколько человек могут посетить Соловки без нанесения ущерба природе архипелага.

Мы считаем, что в 2015 году достигнут потолок по количеству туристов и паломников, которых может принять в сезон Соловецкий архипелаг.

В прошлом году здесь побывали около 30 тысяч туристов и паломников. Это количество сложно просчитать детально. Когда мы считаем эту цифру, мы исходим из нескольких величин: количество людей, которые прибыли на Соловки морем, количество людей, которые прибыли на Соловки авиацией, и количество людей, которые приобрели те или иные экскурсионные продукты.

Около 80-85 процентов туристов и паломников, которые посещают Соловки, так или иначе, покупают экскурсии в наших двух базовых центрах. Это паломническая служба Соловецкого монастыря и Центр гостеприимства Соловецкого музея. При этом есть туристы, которые приезжают на Соловки третий – четвёртый раз и не пользуются этими службами. Однако, многие паломники приезжают на Соловки только для молитвы. Так как вход во все церковные объекты бесплатный, сосчитать этих паломников практически невозможно.

Мне могут возразить, сказав, что в советское время на Соловках бывало гораздо больше людей. Но тогда туристический поток был устроен по-другому. Люди, которые каждую неделю прибывали на Соловки на теплоходах «Буковина» и «Татария», жили на этих судах. Нагрузка на инфраструктуру посёлка была минимальна. Сейчас основная масса приехавших туристов проживает на территории посёлка.

Для того, чтобы дать жителям посёлка Соловецкий новое качество жизни и обеспечить комфортное проживание в посёлке туристов и паломников, минимизировав ущерб для окружающей среды, мы и занимаемся его инфраструктурой – создаём новые системы водоснабжения, канализации и очистки стоков.

В то время как модернизация коммунальной инфраструктуры посёлка уже проводится, о необходимости своей реконструкции и модернизации буквально кричит созданная человеком инфраструктура всего архипелага.

Необходима глубокая модернизация существующих паломнических и туристических маршрутов, работающих на пределе допустимой нагрузки. Гидроканальная сеть требует реставрации. Соловецкие дороги-памятники тоже требуют глубочайшей реставрации -реконструкции. Основные пешеходные и велосипедные маршруты требуют качественных изменений. Понимание, как эти изменения делать, куда двигаться у нас есть. Это глубокая системная работа, которую мы проводим вместе с Русской православной церковью и с Министерством культуры России.

Оригинал – на портале «Мои Соловки».

Записал Павел КОНОНОВ

Экономика

17 января

Биз­нес Архан­гель­ской области в 2018 году: точки кипения

16 января

Коря­жем­цы под­тверди­ли право назы­вать­ся лиде­рами лес­ной отрасли

16 января

«Нема­лый биз­нес»: усп­ейте при­нять участие

13 января

Из Архан­гель­ского рыб­ного порта вышел в рейс трау­лер «Ачинск»

11 января

Воен­ные гид­рогра­фы Север­ного флота последни­ми закон­чили зим­нюю навигацию

5 января

На Белом море нача­лось актив­ное ледо­об­разо­ва­ние

27 декабря

В новом году помор­ские рыба­ки пораду­ют кре­вет­ками

26 декабря

Онеж­ский порт закрыва­ет­ся на зиму

21 декабря

К про­ек­ту по раз­ви­тию Кегост­ро­ва под­ключи­лись общест­вен­ники и регио­наль­ная власть

21 декабря

Инвести­ции в «Кубик»

19 декабря

Судно сей­смо­раз­ведки «Ака­де­мик Шат­ский» приш­ло в Архан­гельск для ути­ли­за­ции

18 декабря

Социаль­ному биз­несу нужен свой «зонтик»

17 декабря

Рыба­ки стро­ят флот. Но перс­пе­ктивы пока не предс­та­вля­ют

12 декабря

Умный город «Рос­теле­кома»: от безо­пас­ности – к комфорту

12 декабря

Минис­терство ЛПК Архан­гель­ской области: «План по вос­про­из­водству лесов в 2018 году пере­вып­ол­нен»

Похожие материалы