Масштабное двухлетнее орнитологическое исследование было проведено в рамках реконструкции аэропорта совместно с Зоологическим институтом Российской Академии наук.
– Все знают, что на островах находится известный Соловецкий монастырь, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – поясняют нам в пресс-службе компании «Стройтрансгаз», которая в ближайшее время должна полностью завершить работы по реконструкции аэропорта на Соловках. – Но острова – это еще и заповедная зона, в которой обитают северные олени, лоси, белки, зайцы, лисы и другие животные, не раз приходившие на стройплощадку.
Помимо этого на Соловках сформировались места концентрации птиц в период гнездования, линьки, на местах зимовки, отдыха во время миграций. Всего на островах насчитывается 196 видов птиц, относящихся к 16 отрядам. Восемнадцать видов птиц включены в Красную книгу Архангельской области, в том числе орлан-белохвост, беркут, лебедь-кликун. Многие из них обитают в непосредственной близости от реконструируемого аэродрома, а территория, прилегающая к взлетно-посадочной полосе, используется чайками как место отдыха во время штормов.
Как поясняют в компании, богатый мир и большая численность пернатых представляет собой опасность для воздушных судов. Еще 10 лет назад Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрировала в мире в среднем 5400 столкновений птиц с самолетами. Кажется, что маленькое пернатое существо при подобном столкновении способно навредить только себе. Однако столкновение происходит на очень высокой скорости, что фактически превращает птицу в небольшой снаряд, сила удара которого при столкновении составляет 3200 кг на один кв.см, при условии, что скорость лайнера – 320 км/ч.
– Поэтому «Стройтрансгаз» в рамках реконструкции аэропорта совместно с Зоологическим институтом Российской Академии наук было проведено масштабное двухлетнее орнитологическое исследование, – рассказывает в пресс-службе компании. – По его результатам актуализированы рекомендации и разработаны дополнительные мероприятия, которые позволят минимизировать негативное воздействие работающего аэродрома на окружающую среду и условия обитания птиц и, главное, исключить вероятность происшествий из-за птиц. Особенно актуальным это стало сейчас, потому что после реконструкции территория аэропорта была расширена и в ближайшем будущем количество и мощность принимаемых воздушных судов значительно увеличатся.
Отметим, что исследования проводило на территории аэродрома и на всех основных ландшафтах в радиусе 30 км от посадочной площадки. Специалисты выявили причины, которые способствуют увеличению концентрации птиц в районе аэродрома. Среди них – появление открытых мест временного накопления отходов рядом с комплексом, шторма и другие погодные явления, заболачивание прилегающей территории, отсутствие ухода за травостоем и кустарниковой растительностью рядом со взлетно-посадочной полосой, в которых зачастую гнездуются птицы. Были найдены подходящие площадки для перемещения мест обитания птиц, расположенных рядом с аэропортом, разработаны рекомендации по использованию на объекте пиротехнических средств отпугивания и биоакустической системы.
Результаты исследований переданы в специальную службу аэропорта, сотрудники которой будут контролировать число обитающих рядом птиц, изучать маршруты миграции пернатых, проводить работы по их отпугиванию при помощи специальных средств и мероприятий, тем самым обеспечивая абсолютную безопасность для воздушных судов и их пассажиров.
Напомним, что работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэропорта на Соловках начались еще в 2019 году. Так, 29 ноября 2019 года отремонтированная взлетно-посадочная полоса на Соловках приняла первый рейс, а 14 августа 2020 года она была полностью введена в эксплуатацию, отныне получив возможность принимать не только самолеты АН-24 или L-410, но и воздушные суда класса Bombardier Q400. Работы в аэропортовом комплексе должны быть завершены в конце ноября.