04.04.2019 15:00

Архангельский молочный завод внедряет технологии бережливого производства

Станислав Матвеев, председатель Совета директоров Агрохолдинга Белозорие

Постоянно совершенствовать технологические процессы, внедрять рацпредложения, работать со всеми видами потерь, улучшать даже незначительные на первый взгляд операции – суть идеологии бережливого производства

К этому на АО «Молоко» долго и трудно шли, переламывая мышление персонала.

Поговорить о новых методах управления в профессиональном сообществе – всегда ценно и полезно. Особенно когда в одном месте собрались более тридцати представителей различных молочных производств, компаний-поставщиков передового оборудования в области контроля качества продукции, современной и экологичной упаковки. В рамках Всероссийского информационного семинара «Молинформ» в областном центре они посетили Архангельский молочный завод.

С 2000‑х годов в модернизацию завода вложено около 730 миллионов рублей, проектная мощность возросла до 150 тонн молочной продукции в сутки. Высокопроизводительное оборудование позволяет организовать технологический процесс «закрытого потока» с минимальным участием работников.

– Все эти годы прибыль реинвестируется в развитие предприятия. И эта стратегия оказалась правильной, потому что без реконструкции и замены устаревшего оборудования, без поиска внутренних резервов для роста мы бы проиграли в конкурентной борьбе, – убеждена Любовь Сыровенко, заместитель генерального директора УК «Агрохолдинг Белозорие», под управлением которой находится АО «Молоко». Речь идёт, прежде всего, об изменении регионального торгового рынка: на смену местным магазинам пришли федеральные торговые сети. Попасть на их полки сегодня сложно, но главное – удержаться, не затеряться в многообразии ассортимента «молочки» из других регионов. Сегодня 72 процента продукции АО «Молоко» уходит в торговые сети, несетевая розница сокращается каждый год и сейчас составляет около восьми процентов.

Не расходы, а потери

– Два года назад мы начали применять lean-технологии – принципы так называемого бережливого производства, – объяснила Любовь Сыровенко.

Концепция бережливого производства основана на постоянном стремлении устранять все виды потерь, которые снижают эффективность работы на любом этапе производственного цикла, и предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника, максимальную ориентацию на потребителя. На старте проекта завод применял lean-технологии всего на 13 процентов, по последнему аудиту компания реализует программу уже на 52 процента.

Самым сложным оказалось внедрить стандарты операционных процедур – не просто прописать в инструкции этапы работы каждого сотрудника, а проанализировать операции, выявить недостающие, дублирующие, чтобы без потери качества синхронизировать работу разных направлений, сократить временные и транспортные издержки. Для того чтобы продвинуть этот вопрос, внедрили проектное управление – PI. На заводе появилась новая должность – инженер по технической надёжности, который возглавляет группу планово-предупредительного ремонта. И это важно для потокового производства, где каждая секунда на счету.

По японской методологии

Другой элемент бережливого производства – система 5S – организация и рационализация рабочего места. Японская методология предусматривает обязательную сортировку используемых инструментов на нужные и ненужные; соблюдение порядка – точное расположение и хранение необходимых предметов, чтобы быстро и просто их найти; содержание рабочего места в чистоте. Другие обязательные элементы 5S – стандартизация и совершенствование, то есть воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. К стандарту 5S на Архангельском молочном заводе приведено 119 рабочих мест, или 90 процентов от общего количества.

Во главе с капитанами

Особое внимание на АО «Молоко» уделяется принципу проектного управления – в коллективе формируются команды во главе с капитанами, проходит предзащита проекта, определяется его стоимость при достижении заявленных целей, проект раскладывается на этапы. Определяются капитаны, сроки реализации проектов. Если результат достигнут, команда получает материальное поощрение. В 2018 году на предприятии инициирован 21 проект, 11 уже полностью завершены. Все эти проекты из разряда, которые было «трудно сдвинуть».

Кайзен-кружки (kaizen – перемены к лучшему) – первичная форма обсуждения маленьких улучшений. В них участвуют все работники – собираются рацпредложения, обсуждаются проблемы, которые надо решить. Только за февраль, к примеру, рассмотрено 46 улучшений, 30 принято к реализации.

– За счёт бережливого производства у нас сформировалась иная корпоративная культура – основанная не на совместном отдыхе и не на выявлении талантов в самодеятельности, а на желании достичь результата. Конечно, здесь многое зависит от лидеров в коллективе, – если они есть, система работает. С лидерами у нас всё достаточно хорошо, – отметила Любовь Сыровенко.

Почти стерильно

Наиболее важная составляющая цикла производства пищевых продуктов – соблюдение чистоты. Гигиенические и санитарные стандарты постоянно меняются и постепенно приближаются к полной стерильности. Большой автоматизированный комплекс по безразборной мойке позволяет в закрытом потоке обрабатывать все линии производства, технологического оборудования, ёмкостей, программа мойки выполняется автоматически.

С особой тщательностью на заводе подходят к организации потоков – сырое молоко не должно пересекаться с готовой продукцией. Все продуктовые линии имеют строго определённые маршруты движения.

Итог работы команды завода ежедневно оценивают потребители молочной продукции «Белозорие» и «Радостино».

«Этот йогурт мне больше понравился…», «А как вам густота сметаны?», «М-м-м, творог у нас такой же!» – у столика с продукцией Архангельского молочного завода оживлённое обсуждение специалистов молочной отрасли. В отличие от рядового потребителя они пробуют продукты особенно тщательно, обращая внимание не только на вкус, а и на цвет, запах, консистенцию.

Станислав Матвеев, председатель Совета директоров Агрохолдинга «Белозорие», непреклонен: «Что вам не понравилось?» Таким образом он хочет получить хотя бы небольшую порцию критики. Без неё и совершенствоваться невозможно…

Среди дегустаторов – Валентина Зыкова, генеральный директор ОАО «Тарногский маслозавод» из Вологодской области, которая пояснила:

– У нас небольшой завод, но мы тоже стараемся применять новые системы управления, берём пример с крупных заводов. С Архангельском мы сотрудничаем очень давно, но на производстве удалось побывать впервые. Меня всё впечатлило – насколько всё технологично, продуманно, а самое главное – чисто!

Татьяна Путяйкина, начальник производства Кировского молочного комбината, тоже отметила чистоту на производстве и порядок:

– Очень светлые помещения, квалифицированный персонал, для каждого процесса выделены особые зоны. Понравилась продукция – особенно хорошо представлена линейка йогуртов «Радостино» с разными вкусами. Посещение завода лично для меня очень полезно, можно многое применить.

Вера Мазур, заместитель генерального директора по производству Ярославского комбината молочных продуктов
«Это прямая забота о качестве»
– У меня самые хорошие впечатления от посещения Архангельского молочного завода. Радует, что производство содержится в чистоте и образцовом порядке, а персонал демонстрирует такое серьёзное отношение ко всем технологическим и управленческим процессам. Принципы бережливого производства отлично мотивируют людей.
Елена Суслова, группа компаний «Гран При»
– Мы работаем с АО «Молоко» как производители профессиональных моющих и дезинфицирующих средств. Я как врач-эпидемиолог, санитарный врач с большим стажем работы могу сравнить Архангельский молочный завод с современным роддомом. В России много хороших заводов, но за десять лет работы с предприятиями пищевой промышленности такого образцового санитарного состояния я не видела нигде. Это прямая забота о качестве.
Дмитрий Демидов, представитель ООО «АТЛ»
– Наша компания является эксклюзивным дистрибьютором широкого ассортимента средств экспресс-тестирования пищевых продуктов из Бельгии. Нашей продукцией в России пользуются около 800 предприятий, а завод в Архангельске находится в верхних позициях списка партнёров по тщательности контроля продукции на безопасность. В планах у завода проверять дополнительные показатели в молоке.
Станислав Матвеев, председатель Совета директоров Агрохолдинга «Белозорие»
– Мы ставим стратегические цели – достичь не менее 50 процентов самообеспечения сырым молоком, что важно и для управления качеством продукции, и стабильности поставок. Сегодня порядка 40 процентов сырого молока уже поступает с наших ферм «Важское» Вельского района. У нас в стадии разработки и последующей реализации проект строительства новой фермы в Холмогорском районе на тысячу голов дойного стада. Планы по развитию Агрохолдинга Белозорие у нас амбициозные.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор ОРЕФЬЕВ