Постоянно совершенствовать технологические процессы, внедрять рацпредложения, работать со всеми видами потерь, улучшать даже незначительные на первый взгляд операции – суть идеологии бережливого производства
К этому на АО «Молоко» долго и трудно шли, переламывая мышление персонала.
Поговорить о новых методах управления в профессиональном сообществе – всегда ценно и полезно. Особенно когда в одном месте собрались более тридцати представителей различных молочных производств, компаний-поставщиков передового оборудования в области контроля качества продукции, современной и экологичной упаковки. В рамках Всероссийского информационного семинара «Молинформ» в областном центре они посетили Архангельский молочный завод.
С 2000‑х годов в модернизацию завода вложено около 730 миллионов рублей, проектная мощность возросла до 150 тонн молочной продукции в сутки. Высокопроизводительное оборудование позволяет организовать технологический процесс «закрытого потока» с минимальным участием работников.
– Все эти годы прибыль реинвестируется в развитие предприятия. И эта стратегия оказалась правильной, потому что без реконструкции и замены устаревшего оборудования, без поиска внутренних резервов для роста мы бы проиграли в конкурентной борьбе, – убеждена Любовь Сыровенко, заместитель генерального директора УК «Агрохолдинг Белозорие», под управлением которой находится АО «Молоко». Речь идёт, прежде всего, об изменении регионального торгового рынка: на смену местным магазинам пришли федеральные торговые сети. Попасть на их полки сегодня сложно, но главное – удержаться, не затеряться в многообразии ассортимента «молочки» из других регионов. Сегодня 72 процента продукции АО «Молоко» уходит в торговые сети, несетевая розница сокращается каждый год и сейчас составляет около восьми процентов.
Не расходы, а потери
– Два года назад мы начали применять lean-технологии – принципы так называемого бережливого производства, – объяснила Любовь Сыровенко.
Концепция бережливого производства основана на постоянном стремлении устранять все виды потерь, которые снижают эффективность работы на любом этапе производственного цикла, и предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника, максимальную ориентацию на потребителя. На старте проекта завод применял lean-технологии всего на 13 процентов, по последнему аудиту компания реализует программу уже на 52 процента.
Самым сложным оказалось внедрить стандарты операционных процедур – не просто прописать в инструкции этапы работы каждого сотрудника, а проанализировать операции, выявить недостающие, дублирующие, чтобы без потери качества синхронизировать работу разных направлений, сократить временные и транспортные издержки. Для того чтобы продвинуть этот вопрос, внедрили проектное управление – PI. На заводе появилась новая должность – инженер по технической надёжности, который возглавляет группу планово-предупредительного ремонта. И это важно для потокового производства, где каждая секунда на счету.
По японской методологии
Другой элемент бережливого производства – система 5S – организация и рационализация рабочего места. Японская методология предусматривает обязательную сортировку используемых инструментов на нужные и ненужные; соблюдение порядка – точное расположение и хранение необходимых предметов, чтобы быстро и просто их найти; содержание рабочего места в чистоте. Другие обязательные элементы 5S – стандартизация и совершенствование, то есть воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. К стандарту 5S на Архангельском молочном заводе приведено 119 рабочих мест, или 90 процентов от общего количества.
Во главе с капитанами
Особое внимание на АО «Молоко» уделяется принципу проектного управления – в коллективе формируются команды во главе с капитанами, проходит предзащита проекта, определяется его стоимость при достижении заявленных целей, проект раскладывается на этапы. Определяются капитаны, сроки реализации проектов. Если результат достигнут, команда получает материальное поощрение. В 2018 году на предприятии инициирован 21 проект, 11 уже полностью завершены. Все эти проекты из разряда, которые было «трудно сдвинуть».
Кайзен-кружки (kaizen – перемены к лучшему) – первичная форма обсуждения маленьких улучшений. В них участвуют все работники – собираются рацпредложения, обсуждаются проблемы, которые надо решить. Только за февраль, к примеру, рассмотрено 46 улучшений, 30 принято к реализации.
– За счёт бережливого производства у нас сформировалась иная корпоративная культура – основанная не на совместном отдыхе и не на выявлении талантов в самодеятельности, а на желании достичь результата. Конечно, здесь многое зависит от лидеров в коллективе, – если они есть, система работает. С лидерами у нас всё достаточно хорошо, – отметила Любовь Сыровенко.
Почти стерильно
Наиболее важная составляющая цикла производства пищевых продуктов – соблюдение чистоты. Гигиенические и санитарные стандарты постоянно меняются и постепенно приближаются к полной стерильности. Большой автоматизированный комплекс по безразборной мойке позволяет в закрытом потоке обрабатывать все линии производства, технологического оборудования, ёмкостей, программа мойки выполняется автоматически.
С особой тщательностью на заводе подходят к организации потоков – сырое молоко не должно пересекаться с готовой продукцией. Все продуктовые линии имеют строго определённые маршруты движения.
Итог работы команды завода ежедневно оценивают потребители молочной продукции «Белозорие» и «Радостино».
«Этот йогурт мне больше понравился…», «А как вам густота сметаны?», «М-м-м, творог у нас такой же!» – у столика с продукцией Архангельского молочного завода оживлённое обсуждение специалистов молочной отрасли. В отличие от рядового потребителя они пробуют продукты особенно тщательно, обращая внимание не только на вкус, а и на цвет, запах, консистенцию.
Станислав Матвеев, председатель Совета директоров Агрохолдинга «Белозорие», непреклонен: «Что вам не понравилось?» Таким образом он хочет получить хотя бы небольшую порцию критики. Без неё и совершенствоваться невозможно…
Среди дегустаторов – Валентина Зыкова, генеральный директор ОАО «Тарногский маслозавод» из Вологодской области, которая пояснила:
– У нас небольшой завод, но мы тоже стараемся применять новые системы управления, берём пример с крупных заводов. С Архангельском мы сотрудничаем очень давно, но на производстве удалось побывать впервые. Меня всё впечатлило – насколько всё технологично, продуманно, а самое главное – чисто!
Татьяна Путяйкина, начальник производства Кировского молочного комбината, тоже отметила чистоту на производстве и порядок:
– Очень светлые помещения, квалифицированный персонал, для каждого процесса выделены особые зоны. Понравилась продукция – особенно хорошо представлена линейка йогуртов «Радостино» с разными вкусами. Посещение завода лично для меня очень полезно, можно многое применить.