Попадет ли холмогорская селекция на прилавки Архангельска?

21 октября 2017 21:01 Из газеты
Фото Артема Келарева
Фото Артема Келарева

Холмогорская картошка по праву считается элитной. И все же купить в магазине ее непросто. Почему?

По словам руководителя  ФГУП «Холмогорское» Александра Юрина, основной задачей предприятия было и остается всё-таки молочное животноводство и обеспечение себя соответствующей кормовой базой, которая  сильно пострадала от нынешнего неказистого лета. Площадь угодий хозяйства  – 20 тысяч гектаров, из которых примерно четверть подлежит обработке. В целом ежегодно «под соху» идет лишь 230 гектаров, а под картошку из них занято всего шестьдесят.

Семенной картофель – второе направление работы предприятия.  Оно, к слову, дает от тридцати до сорока процентов общей выручки, поскольку этот картофель стоит  минимум раза в два выше, чем товарный и считается лучшим в стране. Семена высоких репродукций, выращенные на полях ФГУП «Холмогорское» стоили на той же Маргаритинке около 130 рублей за килограмм.

Семенами в регионе сегодня занимаются Холмогоры, Любовское и Котлас. В Холмогорах работают с 25 сортами картофеля, десять из которых – в массовом производстве. Больший его объём идет за пределы области: в Краснодар, Воронеж, Астрахань, но продают его и частникам в том же Холмогорском районе.

Вся работа начинается с лаборатории, которая финансируется из средств федерального бюджета через региональный минсельхоз. ФГУП «Холмогорское», вообще-то – предприятие федерального подчинения, подведомственное Федеральному агентству научных организаций – структуре Госсельхозакадемии.

У нас в регионе таких всего два: в Архангельске и Котласе.  И деньги на производство уникальной картошки не сыплются золотым дождем – оборудование лаборатории больше напоминает эпоху заката строительства коммунизма. А между тем, чтобы довести картошку до товарного вида нужна пятилетняя кропотливая работа селекционеров, включая трехлетние испытания на полях. Вряд ли столько усилий на картошку тратиться для того, чтобы кто-то потом растолок ее в пюре.

 – Только себестоимость нашего промышленного картофеля составляет девять рублей, что в три раза выше, даже чем в соседней Вологодской области, поэтому и смысла заниматься промышленным картофелем у нас нет. Тот же Краснодар сумел собрать за сезон два урожая, – объясняет Александр Юрин..

Уникальность наших региональных климатических условий для занятий селекцией сортов картофеля – в промерзании почвы. Если в более южных регионах нужно менять селекцию чуть ли не каждый год, то север уникален – в Холмогорах выращивают картофель высочайшего в стране качества и устойчивый к вредителям.

В этом году гибели части урожая из-за погоды  было не избежать, однако, благодаря введенному в регионе режиму чрезвычайной ситуации, все, что погибло, заносится в акты и данные направляются в федеральный минсельхоз – убытки будут возмещены за счет средств госбюджета. Хотя и не скоро – процедура займет около года. В этом году денег на улучшение качества почв скудный областной бюджет не позволил – пришлось выходить из положения путём оптимизации внутренних средств.

Перед областным  министерством агропромышленного комплекса и торговли, конечно,  стоит задача обеспечить регион своей картошкой. Но, как утверждает глава ведомства Ирина Бажанова, истина в том, что мы регион завозной и сами себя мы картошкой обеспечить не сможем, как бы ни хотели.

Областное министерство АПК и торговли делает акцент на частные предприятия, с которыми есть соглашение на господдержку, а они, как и остальные, пострадали от  погоки. Сейчас  министерство  активно ведет переговоры с местными торговыми сетями, подключившимися к кодексу добросовестных практик поставщиков, производителей и продавцов товаров, согласно которому они сдерживают рост цен, благодаря закупкам из других регионов.

В принципе, мы, конечно, можем обеспечить себя своей картошкой, но, как выясняется, цена ее будет золотой. Но должен быть  какой-то выход, учитывая  сколько только в Холмогорах пустующей пашни. Разумеется, нужна техника, рабочая сила и инвестиции. Но своя, холмогорская картошка, таких усилий все же стоит. Только, чтобы пюре из нее не было золотым.

Александр МАКГРЭГОР

Экономика

22 июня

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту

21 июня

Помо­жем на всех этапах

20 июня

«Газ­пром»: рабо­та на благо России

20 июня

В Архан­гель­ском речном порту про­шла тор­жест­вен­ная цере­мо­ния откры­тия нави­га­ции с Нарьян-Ма­ром

18 июня

Мор­ская нави­га­ция между Архан­гель­ском и Нарьян-Ма­ром откро­ет­ся 19 июня

14 июня

Самые злос­тные неп­латель­щики али­мен­тов живут в Архан­гель­ске, Севе­род­винске, Мир­ном и Котласе

13 июня

«На 30 про­цен­тов выгод­ней, чем в любом дру­гом месте»

8 июня

Трау­лер «Архан­гельск» пер­вым в нынеш­нем году дос­та­вил рыбу в род­ной порт

6 июня

Само­му север­ному отелю сети Novotel исполня­ет­ся год

6 июня

«Рань­ше дела­лась одна плав­ка в день, сей­час – выхо­дим на три»

5 июня

Точки для роста

5 июня

Мар­кетинг, кото­рый работает

5 июня

В Архан­гель­ске обсуди­ли меры под­дер­жки мало­го и сред­него бизнеса

31 мая

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

30 мая

Отчет об ито­гах голо­сова­ния на общем соб­ра­нии акци­оне­ров ОАО «Куз­неч­ев­ский КСКМ»

Похожие материалы

21 июня Экономика

Помо­жем на всех этапах

20 июня Экономика

«Газ­пром»: рабо­та на благо России

14 июня Экономика

Самые злос­тные неп­латель­щики али­мен­тов живут в Архан­гель­ске, Севе­род­винске, Мир­ном и Котласе

13 июня Экономика

«На 30 про­цен­тов выгод­ней, чем в любом дру­гом месте»

6 июня Экономика

«Рань­ше дела­лась одна плав­ка в день, сей­час – выхо­дим на три»

5 июня Экономика

Точки для роста

5 июня Экономика

Мар­кетинг, кото­рый работает

5 июня Экономика

В Архан­гель­ске обсуди­ли меры под­дер­жки мало­го и сред­него бизнеса

29 мая Экономика

В «Газп­ро­ме» пред­ложи­ли усо­вер­шенство­вать законы для безо­пас­ного исполь­зова­ния газа в быту

24 мая Экономика

Раз­ви­вая рос­сийс­кий флот

24 мая Экономика

В Архан­гель­ске завер­шился регио­наль­ный этап кон­курса «Мама-предп­ри­ни­ма­тель»

23 мая Экономика

Архан­гель­ский тра­ловый флот дос­тра­ивает вто­рой супер­трау­лер

16 мая Экономика

Шаг навстре­чу бизнесу