15.08.2019 11:04

В Коряжме обсудили ключевые вопросы нацпроектов

В Коряжме обсудили ключевые вопросы нацпроектов
Глава Красноборского района Владимир Рудаков докладывает о перспективах развития территории
Алексей Аксёнов, руководитель Вилегодского района, рассказывает о социальных программах
Перспективы развития дорожной сети – в повестке совещания

В рамках постоянно действующего совещания по социально-экономическому развитию юга Архангельской области, прошедшего в конце июля в Коряжме, обсудили реализацию национальных проектов

Переговорная площадка, которую более 15 лет назад организовали на базе целлюлозно-бумажного комбината, поднимает актуальные вопросы развития территории. Участники совещания – главы муниципальных образований юга области, обеспечивающих ЦБК в Коряжме лесным сырьём, руководители предприятия, представители депутатского корпуса.

Учиться консолидировать усилия

В повестке широкий круг вопросов – от эффективной работы системообразующих предприятий, обеспечения населения дровами до перспектив развития дорожной сети и строительства новых социальных объектов. Как сказал заместитель председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности Виктор Иконников, любой вопрос решается эффективнее, когда участники регулярно встречаются и обсуждают те или иные проблемы. «Перед нами поставлены большие задачи по реализации национальных проектов. Чтобы их решить, очень важно консолидировать усилия региона, территорий и предприятий», – отметил Виктор Михайлович.

Ключевые направления нацпроектов должны находить отражение и на таких переговорных площадках, как коряжемская, поскольку её участники, представляя разные интересы и ресурсы, объединены общей целью – работать на благо северян. Самое время синхронизировать действия, подчеркнул Виктор Иконников.

Он нацелил участников на разговор не столько об итогах, сколько о стратегии развития территорий. Следует искать и предлагать такие идеи, чтобы люди оставались жить в глубинке, работали, создавали семьи, растили детей, отметил зампред областного правительства: «Мало построить дорогу – надо, чтобы она куда‑то вела. Мало построить школу – надо, чтобы она выпускала достойных граждан. А это большие системные задачи».

Что имеем на практике

Как задачи государственного масштаба воплощаются в жизнь на местах, рассказали руководители комбината и главы лесообеспечивающих районов. Сергей Кривошапкин, директор филиала Группы «Илим» в Коряжме, доложил, что объёмы производства бумаги и картона из года в год растут. План 2019‑го предполагает выпуск более 1,3 млн тонн продукции, в том числе высококачественных видов офисной и мелованной бумаги.

На предприятии реализуется целый ряд программ, нацеленных на безопасность сотрудников в области охраны труда и экологии. Современные технологии позволяют при росте объёмов рачительно использовать ресурсы. В частности, в последние годы на комбинате сохраняется тенденция снижения доли волокна на тонну продукции.

Группа «Илим» ежегодно инвестирует в развитие производства. В 2019‑м реализованы проекты, нацеленные на повышение качества бурых и белых бумаг. Стартовало строительство древесно-подготовительного цеха. «Проект направлен не только на повышение качества технологической щепы, используемой для варки целлюлозы, но в первую очередь на улучшение условий труда и решение целого ряда экологических задач», – подчеркнул Сергей Кривошапкин.

Производительность труда на предприятии за период с 2014‑го по 2018 год выросла на 29 процентов и на сегодня составляет 392 тонны на человека в год. Заработная плата за этот же период увеличилась на 53 процента, или на 20 с лишним тысяч рублей. Средний доход сотрудника в месяц – около 59,4 тысячи рублей. Затраты на персонал и социальные выплаты также неуклонно растут (с 2014‑го по 2019 г. – более чем на 50 процентов).

Группа «Илим» своевременно вносит платежи в бюджеты и фонды всех уровней управления регионом. Факт прошлого года – 5,2 млрд рублей. В первой половине 2019‑го уже выплачено 2,5 млрд рублей. Прогноз до конца года по выплатам положительный: комбинат работает стабильно, в том числе благодаря системному подходу к заготовке и поставке лесного сырья.

Лесообеспечение: новые технологии

О том, как лесозаготовители «Илима» отработали первое полугодие, рассказал директор Лесного филиала Дмитрий Пахомов. Коллектив выполнил планы по заготовке и поставке лесного сырья во двор комбината. В 2018‑м при общем объёме 5 млн кубометров собственная заготовка достигла 2,9 млн кубометров, в текущем должна превысить 3 млн кубометров. «Мы достигли выработки 104 тысячи кубометров на среднесписочный харвестер. На сегодня это лучший показатель по Северо-Западу России», – отметил Дмитрий Александрович.

Активно развиваются коммерческие рубки ухода (КРУ) в рамках модели интенсивного ведения лесного хозяйства. Сегодня в Лесном филиале созданы три участка, на территории которых применяются современные методики. Это те делянки, где в середине XX века велась заготовка леса для Котласского ЦБК.

Лесозаготовительные участки в Ленском и Котласском районах в текущем году выйдут в лидеры по объёмам заготовки именно за счёт КРУ. В делянках используется 11 современных лесозаготовительных комплексов (харвестер + форвардер). Операторы машин, мастера леса прошли специальное обучение. По сути, это лесные инженеры, которые умеют выбирать деревья для рубки, оставляя для роста наиболее перспективные насаждения.

Развивается новое направление – поставка привозной хвойной щепы. В 2018 году на комбинат доставлено 266 тысяч кубометров, в текущем цифра удвоится. Предприятия в Котласе, Котласском районе, Республике Коми, Вологодской области открывают деревоперерабатывающие производства, чтобы обеспечивать ЦБК технологической щепой.

В 2019‑м планируется вложить 1,1 млрд рублей в текущие инвестпроекты и стратегические программы Лесного филиала. Цель – развитие лесообеспечения, обновление парка техники, строительство дорог и мостов, освоение новых технологий, создание рабочих мест.

«В связи с ростом объёмов заготовки мы прирастаем и по масштабам строительства технологических дорог», – сказал Дмитрий Пахомов. В бюджет 2019 года на эти цели заложено более 343 млн рублей. Средства идут на строительство 437 км дорог и возведение двух мостов. Для этих целей усиливают собственную дорожно-строительную службу, привлекают котласские и вилегодские дорожные предприятия.

В сотрудничестве с Автодором

Группа «Илим» ежегодно участвует в содержании и ремонте дорог общего пользования, по которым везут грузы для ЦБК. В рамках соглашения с ГКУ «Дорожное агентство „Архангельскавтодор”» и правительством Архангельской области компания выделила порядка 15 млн рублей на устройство временного объезда аварийного моста через реку Соргель на трассе Павловск – Слобода – Красавино, строительство временного моста через реку Великую Охту на трассе Ильинско-Подомское – Быково – Павловск – Сорово, грейдирование и ямочный ремонт ряда дорожных участков.

На окраине Коряжмы (по улицам Гаражная и Кутузова) приведён в порядок участок дороги, ведущей на технологическую понтонную переправу через реку Вычегду. В марте профинансировано повторное обследование путепровода через железную дорогу на автотрассе Котлас – Коряжма (возле посёлка Вычегодский). Заключение экспертов – объект в предаварийном состоянии, нужен капитальный ремонт.

Перспективы дорог

Подробнее о том, как развивается дорожная сеть области, рассказал директор агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» заканчиваются работы на трассе Усть-Вага – Ядриха в Котласском и Красноборском районах. В нормативное состояние приводят 11 км в селе Красноборск и на прилегающих участках: появилось освещение, построены тротуары, оборудованы автобусные остановки и безопасные пешеходные переходы.

В развитие проекта запланирован капремонт дороги в Верхнетоемском рай­оне. В общей сложности на этом направлении в нормативное состояние будет приведено порядка 50 км. Начаты проектно-изыскательские работы на участке трассы Фоминское – Слободчиково. Если всё пойдёт по графику, то в 2021‑м ещё 8,5 км аварийной дороги приведут в порядок.

Нацпроект ставит целью снижение количества ДТП в два раза, а также снижение тяжести последствий от ДТП в три раза. «Для нас это самая сложная задача, потому что необходимо подключать медицину и образование, органы внутренних дел. Тут в одиночку не осилить. Только совместная работа даст нужный результат», – сказал Игорь Пинаев.

Финансирование из федерального центра, помимо нацпроектов, уже превысило 2 млрд рублей субсидиями и трансфертами. В регионе введены в строй знаковые объекты, давно требовавшие ремонта, подчеркнул Игорь Николаевич. «Мы двадцать лет говорили, что надо восстанавливать дороги. Но средства выделяли только на строительство. И вот впервые Федерация развернулась в нашу сторону и готова вкладывать в ремонт и содержание» , – отметил он.

Отмечалось, что Группа «Илим» готова подключиться к обсуждению планов по содержанию дорожной сети. В частности, Игорь Пинаев обратил внимание на состояние трассы Заболотье – Сольвычегодск – Яренск. До начала активного движения большегрузного транспорта дефектов покрытия практически не наблюдалось, но с мая, после открытия дорог, стали появляться провалы и просадки. Пришлось проводить аварийно-восстановительные работы и вводить ограничение по тоннажу автомашин.

Агентство подсчитало примерную стоимость ремонтных работ: в неё войдут доставка песчано-гравийной смеси, укрепление дорожного полотна, ликвидация опасных ям. Словом, большегрузы прибавили дорожникам работы. Игорь Пинаев выразил озабоченность по поводу увеличения нагрузки, в том числе за счёт роста объёмов перевозки древесины в Ленском районе: «Считаю, пора искать новые методы взаимодействия, чтобы работать на перспективу, а не тратить средства на устранение повреждений. Давайте координировать планы развития, чтобы из‑за плохих дорог не страдали ни люди, ни бизнес».

Примеры партнёрства

О том, какие плоды приносит партнёрство территорий и системообразующих предприятий, рассказали главы МО «Вилегодский район» Алексей Аксёнов и МО «Красноборский район» Владимир Рудаков. Оба района в этом году отмечают 95‑летие. Накануне мероприятий шла активная подготовка к празднованию, многие объекты соцкультбыта отремонтированы или реконструированы при участии Группы «Илим» через благотворительный фонд «Илим-Гарант».

«За последние три года миллионы рублей направлены на ремонт зданий, противопожарные мероприятия, чтобы наши учреждения работали безопасно и комфортно, – отметил Алексей Аксёнов. – Мы не распыляем средства, сосредотачиваемся на серьёзных работах. Объекты буквально преображаются».

Как сказал Алексей Юрьевич, 2 августа, в день празднования юбилея района, в посёлке Сорово откроется новое здание Центра комплексного социального обслуживания. Учреждение переехало в бывшее здание Группы «Илим», причём его переоборудование выполнено за счёт средств региона, муниципалитета и при участии компании. Центр открывает двери для пожилых и тех, кто нуждается в соцподдержке.

Красноборский район получил помощь в строительстве и ремонте соцобъектов (школ, детсадов, домов культуры, библиотек, музеев), средства направляются на различные культурные мероприятия. Удачной оказалась новая творческая находка, рассказал Владимир Рудаков: «Мы провели фестиваль «Музыка дерева», в котором совместили конкурс мастеров резьбы по дереву и гармонистов».

Что касается ситуации с дорогами, то здесь оба районных руководителя подтвердили: серьёзных проблем нет, поскольку актуальные вопросы решаются быстро и качественно, в партнёрстве. «Когда открылось направление на Комарово, о дорогах уже не говорим», – отметил Владимир Сергеевич.

Подняли и насущные проблемы территорий. По мнению глав, это создание новых рабочих мест, поддержка среднего и малого бизнеса в сельском хозяйстве, сборе дикоросов. На первый план вышла тема качественного здравоохранения. Прозвучало предложение шире рассмотреть поставленные вопросы на следующей встрече в Коряжме.

В этом году сумма финансовой помощи Группы «Илим» муниципальным образованиям, где она ведёт деятельность, составит 68,8 млн рублей, из них более 30 млн направят в Коряжму. Основные статьи: помощь детям-инвалидам и детям-сиротам, развитие системы образования, поддержка бесплатного здравоохранения, детского спорта, программы в области культуры и искусства, помощь пенсионерам лесопромышленного комплекса. Распределение платежей в лесообеспечивающих районах зависит от объёмов расчётной лесосеки. Партнёрами-лидерами в 2019 году стали Вилегодский, Красноборский, Котласский и Ленский районы.

Когда сможем в отпуск полететь?

Представитель АО «Аэропорт Архангельск» Виктор Грибин сообщил о перспективах аэропорта в Котласе. Полностью готова проектная документация на расширение взлётно-посадочной полосы и устройство торцевых зон безопасности с разворотными площадками. Выполнение этих работ позволит довести длину полотна посадочной полосы до 1800 м. На такую полосу могут садиться популярные модели воздушных судов – CRJ-100 и Embraer-145.

Основные маршруты, которые сейчас прорабатывает компания, – Москва, Санкт-Петербург, Архангельск. Планируется также восстановление рейсов на Сыктывкар и новый – на Киров. «Просим правительство посодействовать в субсидировании внутрирегиональных перевозок в сотрудничестве с Росавиацией», – сказал Виктор Александрович.

Сроки проекта: в 2019 году оборудуют торцевые зоны безопасности со стороны реки Котлашанки, в 2020‑м – со стороны железной дороги. Если всё пойдёт по плану, то уже летом следующего года начнутся активные авиаперевозки.

Ключевые направления нацпроектов:

  • развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, демографическая ситуация, культура);
  • создание комфортной среды для жизни (безопасные дороги, жильё, экология);
  • экономический рост (цифровизация, рост производительности, занятость населения, модернизация инфраструктуры).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЯНВАРЁВА Фото автора