«Аукционисты» нацеливаются на тресковых

21 марта 9:26 Море
СЗРК достраивает первый в мире краболов-процессор. А вот серия из десяти высокотехнологичных судов – под большим вопросом
СЗРК достраивает первый в мире краболов-процессор. А вот серия из десяти высокотехнологичных судов – под большим вопросом

Законопроект о крабовых аукционах грозит стать прецедентом при переделе рыбной отрасли

Влиятельная рыбопромышленная группа продолжает проталкивать на федеральном уровне выгодную для неё формулу распределения водных биоресурсов. Гонка выходит на финишную прямую: правительство РФ одобрило законопроект о крабовых аукционах.

Прогноз проигнорирован

Одобрение произошло, несмотря на отрицательный вердикт минэкономразвития РФ, в чьи обязанности входит оценка рисков от реализации таких инициатив (напомним, минсельхоз предлагает половину квот распределять через аукционы). Минэк выявил социально-экономические риски для отрасли и бюджетные потери всех уровней. Только в Магаданской и Сахалинской областях введение аукционов, по оценке минэкономразвития, повлечёт приостановку реализации проектов на сумму семь млрд рублей.

Прогноз был проигнорирован. По словам зампреда правительства РФ Константина Чуйченко, правительственная комиссия по законопроектной деятельности воспользовалась своим правом соглашаться или не соглашаться. После комиссии одобрило проект закона и правительство РФ. А общественное обсуждение законопроекта на портале нормативных правовых актов, где рыбаки внесли около 1,5 тысячи замечаний, прошло в минимальные сроки и фактически осталось незамеченным.

Естественно, такая реакция кабмина вызвала волну возмущения в отрасли. С резкой критикой выступают и эксперты. Так, учёный-экономист Михаил Делягин, в своё время поработавший и в правительстве, и в администрации президента, напомнил, что аукционный принцип уже ставил отрасль на грань уничтожения в начале 2000‑х.

Учёный даёт неутешительный прогноз: производственник, средства которого вложены в дело, как правило, «проигрывает аукцион финансовому спекулянту или лоббисту, который опирается на административный ресурс, в том числе в привлечении денег». Работа компаний, бравших кредиты для развития, ориентируясь на предоставляемые квоты, становится невозможной. Делягин также прогнозирует, что аукционный принцип вслед за крабом грозит поглотить всё отечественное рыболовство.

Крабовые палки в колёсах модернизации

Огромная часть рыболовецкого сообщества выступает за сохранение исторического принципа распределения водных биоресурсов. Это предприятия с историей, традициями и социальными обязательствами. Историческое закрепление квот позволяло вылавливать рыбы столько, сколько необходимо для реализации долгосрочных инвестиционных замыслов, планировать деятельность на перспективу. Предприятия приступили к модернизации, обновлению промыслового флота, к чему их обязало государство.

Изменение правил игры вносит сумятицу. Архангельский тралфлот заморозил проект строительства нового крупного перерабатывающего предприятия. 3 марта на турецкой верфи был спущен на воду краболов-процессор, строящийся для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК), в структуру которого входит АТФ. Это единственное в своём роде судно: обычно краболовы – это переоснащённые суда, изначально предназначенные для других целей.

Однако последующее строительство серии из десяти эксклюзивных краболовов на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) может не осуществиться: в СЗРК находят аукционные риски слишком высокими. Исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов отмечает, что первое судно в Выборге должны были заложить в августе-сентябре 2019 года. Общая стоимость контракта – 27 миллиардов рублей.

— Мы вынуждены приостановить контракты на строительство, поскольку не понимаем, что будет дальше с распределением квот. Принятие законопроекта по аукционам остановит российское судостроение. Мы хотели построить десять судов, но нам этого не дают сделать, – пояснил ситуацию Сергей Несветов.

У судостроителей такой поворот событий вызвал шок.

— Конечно, для нас это очень критично. Естественно, когда у тебя, можно сказать, был в кармане подписанный контракт, а затем такой кусок буквально вырывают изо рта, это неприятно. Нас в первую очередь волнует, если аукционы их (рыбопромышленников. – Прим. ред.) убьют, кто будет строиться у нас? – заявил изданию «Би-порт» директор выборгского завода Александр Соловьёв.

Курс на 1990‑е?

Для одних деньги – проблема, для других – стратегическое преимущество. На мощную банковскую подпитку, похоже, рассчитывают интересанты законопроекта об аукционах. Официально считается, что автор инициативы аукционов неизвестен. Но, по мнению самих представителей отрасли, это «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) и её владелец Глеб Франк, сын экс-министра транспорта Сергея Франка, зять олигарха Геннадия Тимченко. По данным минэка, именно «РППК» вкупе с партнёрской Ассоциацией судовладельцев рыбопромыслового флота не усматривали рисков от аукционов на стадии обсуждения законопроекта. Совпадение?

«РРПК» поглотила дальневосточные предприятия и, вероятно, нацелилась на солидные объёмы деликатесного и валютоёмкого краба. Но, как замечают эксперты, имеющихся квот для игрока с растущим бизнес-аппетитом оказалось недостаточно. Поэтому аукцион станет для компании своеобразным входным билетом на рынок.

С мощным финансовым фундаментом крупные объёмы станут делом техники, а что там с другими рыбаками – не волнует. Старые, традиционные квотодержатели окажутся, таким образом, в менее выгодных условиях, поскольку они будут вынуждены нести расходы и на модернизацию, и на аукционы.

Но, вероятно, краб – это «пристрелка», далее крепнущий игрок возьмёт на аукционный прицел другие виды водных биоресурсов. Опасения экономиста Делягина по поводу распространения аукциона разделяют и рыбаки.

— Мы уверены, что если «продавят» аукционы на краба, то следом начнутся аукционы и на рыбу. Будет запущен глобальный передел в рыбной отрасли. Никакого отношения к интересам государства аукционные процессы не имеют. Этот законопроект имеет отношение к интересам узкой группы физических лиц, – говорит Сергей Несветов.

Аффилированная с «РРПК» Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота уже выступает с предложением выводить на аукцион не 50, а 100 процентов краба, а затем и 100 процентов рыбы тресковых пород (трески, пикши, минтая).

Ну а если треска попадёт под аукционы, – это означает молниеносный рост стоимости рыбной продукции: аукционные расходы будут «вбиты» в структуру ценообразования. Отраслевики также прогнозируют сокращение численности персонала на предприятиях, свёртывание модернизационных программ и соцпроектов. Ещё одним вероятным риском будет возвращение браконьерства: рыбаки, которым не хватает объёмов для вылова, будут нарушать закон, чтобы выжить.

Словом, мы рискуем увидеть «лихие» 1990‑е в отдельно взятой отрасли. Если, конечно, Госдума, куда скоро внесут законопроект, не проявит дальновидности и благоразумия.

Виктор СЕМЁНОВ

Экономика

18 июня

Мор­ская нави­га­ция между Архан­гель­ском и Нарьян-Ма­ром откро­ет­ся 19 июня

14 июня

Самые злос­тные неп­латель­щики али­мен­тов живут в Архан­гель­ске, Севе­род­винске, Мир­ном и Котласе

13 июня

«На 30 про­цен­тов выгод­ней, чем в любом дру­гом месте»

8 июня

Трау­лер «Архан­гельск» пер­вым в нынеш­нем году дос­та­вил рыбу в род­ной порт

6 июня

Само­му север­ному отелю сети Novotel исполня­ет­ся год

6 июня

«Рань­ше дела­лась одна плав­ка в день, сей­час – выхо­дим на три»

5 июня

Точки для роста

5 июня

Мар­кетинг, кото­рый работает

5 июня

В Архан­гель­ске обсуди­ли меры под­дер­жки мало­го и сред­него бизнеса

31 мая

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

30 мая

Отчет об ито­гах голо­сова­ния на общем соб­ра­нии акци­оне­ров ОАО «Куз­неч­ев­ский КСКМ»

30 мая

Отчёт об ито­гах голо­сова­ния на общем соб­ра­нии акци­оне­ров ОАО «Желе­зобе­тон»

29 мая

В «Газп­ро­ме» пред­ложи­ли усо­вер­шенство­вать законы для безо­пас­ного исполь­зова­ния газа в быту

27 мая

В Онеж­ском райо­не пла­ниру­ют отрем­он­тиро­вать мост через реку Нименьга

27 мая

В Архан­гельск приш­ло исландс­кое судно «Алсей»

Похожие материалы

18 июня Экономика

Мор­ская нави­га­ция между Архан­гель­ском и Нарьян-Ма­ром откро­ет­ся 19 июня

8 июня Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» пер­вым в нынеш­нем году дос­та­вил рыбу в род­ной порт

31 мая Экономика

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

27 мая Экономика

В Архан­гельск приш­ло исландс­кое судно «Алсей»

24 мая Экономика

Раз­ви­вая рос­сийс­кий флот

23 мая Экономика

Пер­вый рейс кате­ра «Сивер­ко», рабо­та­юще­го на пере­праве в Мезе­ни, заплани­ро­ван на 24 мая

23 мая Экономика

Архан­гель­ский тра­ловый флот дос­тра­ивает вто­рой супер­трау­лер

18 мая Экономика

В Архан­гельск ежед­невно при­быва­ет шест­на­дцать-двад­цать барж, гру­жен­ных 600 кубо­мет­рами бревен

11 мая Экономика

Нави­га­цию на Белом море откры­ли рей­сом на Соловки

6 мая Экономика

В Архан­гель­ской области закон­чилось ледо­вое пла­ва­ние – нача­лась навигация

2 мая Экономика

Откры­тие нави­га­ции на Север­ной Двине задер­жива­ет­ся из-за затора на Пинеге

23 апреля Экономика

В «Сев­маше» гото­вят­ся спус­тить на воду пер­вую под­лод­ку – носи­тель «Посей­до­нов»

22 апреля Экономика

«Вет­луга» вышла из Архан­гель­ска на про­мы­сел креветки