23.08.2018 08:42

Тралфлот встретит столетие на обновлённой Фактории

Фото из архива газеты «Рыбак Севера»
Таким новый собственник принял Архангельский траловый флот
Первый транспорт с Дальнего Востока пришёл в Архангельский порт

В последние годы Архангельск становится рыбацкой столицей Северо-Запада России

Так много событий федерального масштаба происходило здесь или было связано с компаниями рыбной отрасли региона.

31 мая на Выборгском судостроительном заводе прошла торжественная церемония закладки головного рыболовного траулера линейки из четырёх судов, которые Архангельский траловый флот начал строить в рамках законопроекта об инвестиционных квотах. Проект судна – последнего поколения. По уровню оснащённости эти траулеры должны превосходить всё, что появилось в наше время.

На российских верфях суда такого класса закладывались впервые, да ещё в формате прорывного для страны закона об инвестквотах, призванного сделать рыбопромысловый флот России современным и конкурентоспособным. И потому на церемонии присутствовал весь политический и отраслевой бомонд.

Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства, выступая на церемонии, обратил внимание на то, что возможность строить современные рыбопромысловые суда на отечественных верфях появилась благодаря обновлённому закону о рыболовстве, подписанному Президентом РФ в 2016 году. Он поблагодарил АТФ за то, что компания одной из первых решила воспользоваться механизмом инвестиционных квот и так быстро движется к достижению целей, поставленных руководством страны.

На торжествах не принято говорить о проблемах, они остаются за кадром. Но стоит вспомнить, что в 2014 году у Архангельского тралового флота поменялась форма собственности. После двухлетних судорог приватизации акционеры приняли АТФ практически в предбанкротном состоянии. Ржавые суда, поросшие… берёзками, – последствия аукционов 2000‑х, когда из‑за недостатка квоты траулеры годами не выходили в море, долги по зарплате, многомиллионные кредиты. Сохранённая, но фактически не работающая береговая инфраструктура – рыбный порт, ремонтная база…

Чтобы реанимировать предприятие, акционеры вкладывали в тралфлот порядка двух миллиардов инвестиций ежегодно. Какие перемены произошли, лучше спросить у специалистов АТФ, которым пришлось поработать и до, и после приватизации.

Николай Белоусов, начальник службы эксплуатации флота:

– В тралфлоте после приватизации жизнь стала налаживаться, вошла в нормальное русло. Коллектив компании и флота почувствовал это на себе, отношение к людям в корне изменилось. У моряков сейчас всё стабилизировалось, знают, за что работают: сколько рыбы поймал – столько и получил. Не услышишь от плавсостава: там обманули, там недодали. Отношение достойное.

От старых судов, которые не было смысла ремонтировать, освободились. Оставили два ПСТ и в прошлом году вложили немалые деньги в их модернизацию: увеличили морозильные ёмкости и поставили эффективные холодильные установки, чтобы рыба была качественная. Теперь ни в России, ни за границей нет нареканий по рыбопродукции: и выпуск хороший, и заморозка соответствует всем стандартам. А самое главное – экипаж доволен, приятно ведь работать без нареканий. В связи с тем что убрали старый флот, купили две иномарки «Марк Любовский» и «Холмогоры», пусть б/у, но производительность у них все же хорошая, а это способствует активному выбору квоты.

Модернизированы два «моонзунда» – «Капитан Горбачёв» и «Арктика» (в прошлом – «Капитан Кравченко»). Денег тоже очень много вложено. Зато сейчас эти суда вообще монстры! До 300 тонн рыбы в сутки ловят. Сельдь труднее замораживается, потому что она жирная. Но ребята справляются. 10 дней – и груз набран. Очень здорово.

Большие морозильные траулеры ловят сельдь, скумбрию, путассу – рыбу пелагических пород. А новые суда, которые строит для Архангельского тралового флота Выборгский СРЗ, – для донного промысла, будут добывать треску и пикшу. Главное, чтобы не было никаких катаклизмов с квотами и эти четыре траулера удалось построить.

Максим Дрегало, руководитель рыбного порта АТФ:

– В 2013–14 годах у нас прошла приватизация Архангельского тралового флота. Я тогда работал советником генерального директора и вёл два направления: это архангельский рыбный порт и база технического обслуживания судов АТФ. Два наших береговых подразделения – одно занимается ремонтом судов, другое – осуществляет приём судов, перевалку рыбопродукции, отправку её клиентам. За четыре года – изменения огромные.

На БТО зарплата шла с отставанием. Судов у причала не было – нечего было ремонтировать. Разбирали будки, здания изношенные, чтобы как‑то людей занять. Квалифицированные специалисты уходили. Тяжелейшая ситуация. В рыбном порту (на Маймаксанском грузовом участке) износ основных средств – дальше некуда. Часть холодильников стояла выключенной. Коммуникации старые. Всё требовало ремонта. Пришла приватизация – пришла новая экономика. Пошли инвестиции. На БТО сегодня людям заработную плату увеличили, приобрели современное оборудование. Док, где ремонтируют суда, обеспечен работой на год вперёд. Все это благодаря инвестиционной поддержке со стороны нового собственника, вложений в модернизацию и обновление инфраструктуры судоверфи.

Для Маймаксанского грузового участка инвестиции – тоже большая составляющая бюджета. Это позволило нам обновить коммуникации – линию электропередач, водоснабжение, канализацию; отремонтировать причалы, привести в порядок подкрановое хозяйство. Мы провели капитальный ремонт всех кранов – это ведь наши «руки». В прошлом году завершили очень большой проект – модернизировали и отремонтировали холодильник на две тысячи тонн, сделали великолепно, он у нас минус 26 держит в любое время дня и ночи! Теперь в порту холодильные мощности на шесть тысяч тонн.

В итоге, благодаря инвестициям, выросли возможности рыбного порта, увеличился объём работы грузового участка. Производственные мощности позволяют нам переваливать большие объёмы замороженной рыбы. Рыбный порт АТФ может принимать суда осадкой 7,8 метра, длиной до 162 метров. У нас на территории находятся четыре причала общей длиной 300 метров. Погрузчики тоже приобрели по инвестициям. Мы используем любую возможность загрузки МГУ. В сезон принимаем суда с рыбопродукцией, готовы обслужить любую рыбопромысловую компанию из Архангельской области и других регионов. Поздней осенью и зимой делаем упор на генеральные грузы. На 2018 год тоже запланированы серьёзные инвестиции, которые измеряются не десятками – сотнями миллионов рублей. Сегодня у нас есть чёткое понимание работы на перспективу – на годы вперёд, – рассказывает Максим Дрегало.

Перспективы у Маймаксанского грузового участка – рыбного порта АТФ – действительно впечатляющие. Он реально становится важной частью Арктического рыбопромышленного кластера.

В августе 2017‑го рыбный порт АТФ принял судно группы компаний «Доброфлот» с тремя тысячами тонн красной рыбы на борту. Доставка На базе техобслуживания АТФ суда на ремонт стоят в очередирыбопродукции в Архангельск из Владивостока по Северному морскому пути стала альтернативой перевозке по железной дороге. Идее не первый год, но реализовать её удалось после обсуждения в рамках форума «Арктика: территория диалога» в марте 2017 года. Весомым аргументом в пользу новой логистической схемы стало наличие в Архангельске всей инфраструктуры, необходимой для перевалки рыбопродукции.

Дальневосточникам пришлись по душе оперативность и качество обслуживания в порту АТФ. Перспективы дальнейших поставок рыбной продукции с Дальнего Востока в Архангельск обсудили генеральный директор «Доброфлота» Александр Ефремов и губернатор Архангельской области Игорь Орлов в рамках Международного рыбопромышленного форума, который прошёл в Санкт-Петербурге 14–16 сентября (генеральным спонсором мероприятия стал Архангельский траловый флот).

«Встречная загрузка судов «Доброфлота, следующих из Архангельска на Дальний Восток, является одним из приоритетных и взаимовыгодных направлений сотрудничества региона с компанией. Её генеральный директор подтвердил готовность перевозить рыбную продукцию на судах «Доброфлота» в столицу Поморья по Северному морскому пути, используя возможности Архангельска как центра перевалки грузов», – сообщило агентство «РИА Новости».

11 октября на комиссии правительства РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса обсуждалась реализация Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов. Губернатор Игорь Орлов показал возможности порта Архангельск. При поддержке вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение включить архангельский порт в Стратегию в качестве одной из комплексных баз по переработке рыбы и обслуживанию судов рыбопромыслового флота. Речь идёт, прежде всего, о Маймаксанском грузовом участке и БТО АТФ. Рыбный порт тралового флота способен уже сейчас обеспечить перевалку до 150 тысяч тонн рыбопродукции в среднюю полосу. Его географическое положение гораздо выгоднее для этой цели: расстояние до основных распределительных пунктов (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург)  – 1300 км по автомобильным дорогам. А «Белкомур» откроет путь на Урал.

Среди предложений Архангельской области по совершенствованию «дорожной карты» реализации Стратегии развития морских терминалов – распространение льгот по заходу в порты для судов рыбной промышленности, которые уже введены, на все суда, осуществляющие доставку уловов (транспортные и т. д.). А также увеличение проходной осадки по основному фарватеру Архангельского морского порта до 9,5 метра на отрезке от порта Экономия до Маймаксанского грузового участка АТФ.

Стремление региональной власти помочь рыбакам вполне обоснованно. АТФ – один из крупнейших налогоплательщиков в области. В качестве примера – налог на прибыль. Если в 2013‑м он был нулевым, то в 2015‑м составил 477 миллионов рублей, а в 2016‑м – 547 миллионов.

Это перспективный региональный инвестор. В его планах – строительство рыбоперерабатывающего завода на территории рыбного порта АТФ. Завод будет производить около 74 тонн готовой продукции в сутки, в том числе 51 тонну филе трески и пикши, 23 тонны переработанных ликвидных и неликвидных рыбных отходов: суповые наборы и рыбные субпродукты, а также корм для пушных зверей. Ежегодный объём продукции – до 18 тысяч тонн. Начало строительства запланировано на третий квартал 2019 года. Завод обойдётся тралфлоту в миллиард, возможно, цифра эта ещё вырастет.

Завод даст Архангельску 122 рабочих места. Плюсом те, кто будет занят на транспортировке, реализации продукции. Региональная комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции включила этот проект в число приоритетных, что позволит АТФ получить налоговые льготы.

– Проект действительно важен для области, – рассказывает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин. – Это не только увеличение объёмов рыбопереработки, но и рост грузооборота рыбного порта, развитие судостроения, внутренней и международной торговли. Это как раз то самое высококотехнологичное экспортоориентированное производство, на создание которого в майском указе нацеливает президент страны. Тралфлот уже строит высокотехнологичные траулеры на российских верфях. Мы никогда этого не делали – строили в Польше, Германии, но только не в России. Не было опыта по созданию средних и больших морозильных траулеров для рыболовецкого флота у строителей, не было современных проектов. Рискнули, АТФ первым в стране заказал линейку из нескольких судов на Выборгской судоверфи. В следующем году головное судно должны спустить на воду. Перевооружение флота сделает нас конкурентоспособными, позволит стране вернуть лидерские позиции в освоении Мирового океана, которые были утрачены в 1990‑х. Высокотехнологичные рыбоперерабатывающие заводы на территории России – это и новые перспективы для конкуренции на внешнем рынке, и забота о продовольственной безопасности населения своей страны.

Отлаженное взаимодействие бизнеса и власти в рыбном секторе Архангельской области не остаётся незамеченным. В октябре в Архангельске впервые за долгие годы прошло заседание Северного научно-промыслового совета. Прошло настолько конструктивно, что заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук сообщил: Архангельск может стать регулярной площадкой для проведения отраслевых совещаний федерального и бассейнового уровня.

Так и произошло. В мае 2018 года Архангельск вновь принимал у себя членов Северного научно-промыслового совета, на заседании которого было принято решение создать в Архангельской области Арктический рыбохозяйственный кластер. В июле – ещё одна встреча с руководителями Росрыболовства, на этот раз темой разговора стало развитие аквакультуры в области.

И тут самое время поговорить о роли личности, вернее, двух – губернатора Игоря Орлова и генерального директора АТФ Алексея Заплатина – в нашей региональной истории.

Не последнюю роль в том, что Архангельск стал центром притяжения и для дальневосточников, и для соседей по Северо-Западу, стало внимание, с которым здесь областная власть относится к рыбакам. Отметили это и мурманчане, побывавшие в нашем городе на промысловом совете, и команда «Доброфлота», что доставила в наш порт первую партию рыбы по Северному морскому пути. «Чтоб я со своим губернатором поговорил так, как с вашим...» – поделился впечатлением представитель экипажа дальневосточного транспорта.

Тралфлотовцы это внимание чувствуют уже лет пять, с того момента, как правительство РФ приняло решение продать акции АТФ. Но не просто продать, а заключив при этом акционерное соглашение между новым собственником и администрацией области, по которому он принимал на себя ряд социальных обязательств (первый случай в России).

Это позволило не допустить массовых сокращений и не оставить Архангельскую область без рыбы. Юридический адрес АТФ пожизненно останется архангельским, а значит, и налоговые поступления от деятельности предприятия по‑прежнему будут пополнять областной бюджет.

Катализатором поиска особых путей приватизации АТФ стало обращение к Президенту России заслуженных капитанов Архангельского тралового флота, опубликованное в «Рыбаке Севера» и направленное Владимиру Путину.

Реализовать идею удалось благодаря активной позиции губернатора Игоря Орлова и пониманию уникальности приватизируемого предприятия со стороны Андрея Белоусова, министра экономического развития страны (в данное время – помощника Президента РФ).

Поначалу в сфере бизнеса слышались предсказания, что это соглашение потянет компанию назад, что ничего не получится. Прошло четыре года. Тралфлот инвестирует в строительство судов, развивается рыбный порт АТФ и судоверфь, впереди – новый рыбоперерабатывающий завод в Маймаксе. А недавно акционеры Архангельского тралфлота вышли на правительство области с предложением продлить акционерное соглашение, которое заканчивается в 2018 году, ещё на пять лет!

Рассказывая об этом, собственно говоря, уникальном событии журналистам, Игорь Орлов дал волю эмоциям:

– Я тоже до некоторой степени горжусь социальным соглашением, имею на это право. Потому что хорошо знаю, когда даже сама идея родилась, в каком месте и кто это обсуждал – в мемуарах напишу, не могу сейчас рассказать. В последних числах декабря я встретился с акционерами Архангельского тралового флота, и они предложили продлить это соглашение ещё на пять лет. Вот вам и оценка. Вы транслируйте, пожалуйста, коллеги (журналисты – ред.) остальному бизнесу, что подписывание социальных соглашений с правительством Архангельской области приводит к взаимному удовольствию. Это то, к чему мы все стремимся. Да, это хорошо сработало. Да, это очевидно интересно и собственнику, и региону. Мы будем продолжать эту практику.

Кому‑то покажется, что картина вырисовывается слишком благостная. Но «Правда Севера» не раз писала о том, через что прошли рыбаки за это время.

Как появлялась надежда у судоремонтников БТО (судоверфи, в будущее которой мало кто верил). Как болезненно шли поиски нового пути у Маймаксанского грузового участка (помните забастовки докеров?) Как плавсостав решал для себя вопрос: быть или не быть в новом тралфлоте.

А ведь менять положение дел начинали, казалось, с малого: с отношения к человеку. Как‑то в начале 2014‑го генеральный директор пришёл на траулер «Ветлуга», который ошвартовался в порту, как раз после изменения нормативов на питание рыбаков.

– Как рацион? – спрашивает. – Плохо, Алексей Павлович, – отвечает команда, – не доедаем.

Заплатин даже в лице сменился. А моряки, через секундное молчание, с присущим тралфлоту юмором: 

– Доесть не можем, сил не хватает.

Заплатину прочили статус временщика: из варягов, не задержится. А он принял Архангельск сразу и навсегда. Построил дом, собрал под его крышей детей: пусть и взрослые, а рядом с отцом как‑то надёжнее.

С такой же теплотой он обустраивает рыбацкий округ. За полгода до приватизации управление флота убрали с Фактории, и она будто осиротела. Заплатин начал с того, что вернул АТФ на «историческую родину». Огни современного офиса напомнили жителям рыбацкого округа – тралфлот жив. В отремонтированном здании выделили достойные залы для общественного музея истории АТФ, что в ведении ветеранской организации предприятия, помогли с выставочным оборудованием для экспозиции. Сегодня музей – часть туристических маршрутов по Архангельску, гордость рыбаков. Нашлось под крышей управления и место для ветеранского «штаба». Они уже не собирают копейки на венок ушедшему товарищу. У аксакалов тралфлота – достойная финансовая поддержка. Сейчас по их просьбе идёт реконструкция мемориала памяти рыбаков «Метростроя» и «Березины», не вернувшихся с моря. Флот выделил полтора миллиона рублей.

Возрождался флот – оживала Фактория. У рыбопромышленного техникума появилась возможность отправлять курсантов на суда АТФ. С 2016 по 2018 год плавательную практику на траулерах прошли 49 человек. 1 сентября в «рыбке» откроется электронный читальный зал – подарок тралфлота.

Заплатин – фанат спорта и здорового образа жизни. С его лёгкой руки появились рыбацкая шхуна в парке на пересечении улицы Русанова и Ленинградского проспекта и детская площадка в посёлке Силикатчиков, тралфлот вкладывается в строительство и ремонт хоккейных кортов и баскетбольных площадок, полей для мини-футбола, а потом сам же проводит на них турниры. Под его шефское «крыло», как в старые добрые времена, вернулись школы №26 и №30, детсад «Рыбачок». Поддержку АТФ уже оценили областная организация ветеранов, госпиталь для ветеранов войны, общество «Долг» и многие другие. К примеру, только в 2016 году благотворительная и спонсорская помощь флота – более шести миллионов.

Кто‑то скажет: легко быть щедрым, когда есть деньги. Но это сейчас тралфлот – успешная компания со стабильной экономикой, налоговые отчисления которой в 2017 году превысили миллиард. В 2013‑м о прибыли не шло и речи...

В 2020 году АТФ, с которого начиналась история рыбной отрасли РФ, встретит столетие. Уже снимаются фильмы, пишутся книги, выбирается причал, у которого, на радость горожанам, в дни торжества встанет современный траулер. Есть у генерального директора АТФ и ещё мечта: встретить столетие флота не только с новыми траулерами, но и на обновлённой современной Фактории. Пусть это сбудется…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Нина ЗЕЛЕНИНА Фото Елены Угловой, Алексея Липницкого и из архива газеты «Рыбак Севера» •