04.07.2016 18:26

Архангельский «Водоканал»: за модернизацию заплатит население

Фото Ивана Малыгина

Водопроводное хозяйство — одна из тех тем, что горячо обсуждается вот уже которую неделю. И резонанс вызывают даже не ветхие трубы и протечки канализации, а тарифная политика, которую формирует руководство предприятия «Водоканал». 

Желаемое повышение тарифа на воду в 3 раза вызвало шок у населения, а у экспертов — массу вопросов. Сегодня ответы на них пытались найти журналисты в ходе пресс-конференции в городском «Водоканале».

«Состояние наших сетей — худшее по Северо-Западу», «Больше половины воды выливается в никуда из-за аварий на водопроводах». Такие зачины уже стали традиционными для всех выступлений руководства «Водоканала». Дальнейшее развитие коммунального сюжета специалисты видят в привлечении средств инвесторов, или концессионеров, которые будут проводить реконструкцию сетей. Но ведь концессия — не благотворительность, а потому возникает вопрос - не залезет ли концессионер со своим коммерческим интересом в карманы горожан?

- Задача состоит в том, чтобы вывести предприятие на такой уровень, чтобы оно не просто работало без убытков, а чтобы оно в том числе имело возможность создавать денежный поток, создавать прибыль, зарабатывать, чтобы вернуть старые долги, - рассказал журналистам директор предприятия Эдуард Смелов.

На возвращение долгов предприятие планирует потратить 7 лет. Но перед этим, в течение 4 лет будет проводиться реконструкция сетей. В целом программа модернизации обойдется предприятию и концессионерам в 4,4 миллиарда рублей. В результате столь капитальных вложений предприятие рассчитывает сократить потери воды до 20% против 56,8% сегодня. Параллельно будут достигнуты и другие результаты – на четверть снизятся затраты на электроэнергию при подаче воды и в пять раз уменьшится содержание железа в воде из-под крана.

Однако, в возвращении долгов «Водоканала», похоже, примут участие и горожане. Предварительные расчеты показывают, что тариф для населения через 8 лет вырастет до 75 рублей за кубометр воды.

Но почему проблемы неэффективного менеджмента предприятия и отсутствия стратегии у властей должно вновь оплачивать население? Руководство «Водоканала» не обнадёживает: теперь всё будет зависеть от концессионера и его аппетитов.

- Потенциальный концессионер дает нам свою заявку, в которой указывает каким должен быть тариф для конечных потребителей для того, чтобы выполнить запланированные по программе показатели. Затем все участники конкурса – потенциальные концессионеры, которые заявляются на участие в проекте, по сути конкурируют этими тарифами. Суть конкурса проста - кто дал меньший тариф, как это было в Волгограде в прошлом году, у кого темп роста тарифа меньше, тот и получает объект концессии, - рассказывает Эдуард Смелов.

Но в Волгограде, где водоснабжающие предприятие перешло в концессию федеральной структуры «Росводоканал», жители уже высказывали недовольство, что вместе с повышением тарифов они получили перебои с водоснабжением и никакого улучшения его качества . Не повторится ли история в Архангельске? Гарантий нет.

- Производственные показатели являются предметом договора. Они либо выполняются, либо не выполняются. В случае невыполнения концессионером своих обязательств, у муниципалитета, как у передавшего имущество, есть право расторгнуть договор и забрать свое хозяйство, - объясняет Эдуард Смелов.

А дальше — новые конкурсы, новые концессии, замкнутый коммунальный круг, по которому наш «Водоканал» ходит уже не первый год. И горожане - увы - ходят вместе с ним, по непонятным причинам оплачивая из своего кармана сомнительные управленческие решения, при этом слушая легенды о концессионерах и инвесторах. Остается надеяться, что на этот раз архангелогородцы не станут заложниками концессионных нововведений. И деньги, которые они исправно платят за воду, не растворятся в океане оправданий коммунальщиков

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.