16.12.2015 03:09

«В Архангельской области мы не отменяем, а добавляем поезда»

Открытое акционерное общество «Северная пригородная пассажирская компания» основано 5 декабря 2010 года по решению правительства РФ в рамках реформы ОАО «Российские железные дороги». Сегодня СППК перевозит пассажиров в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях и в Республике Коми.

Компанию возглавляет опытный руководитель Александр Докукин. Мы поговорили с Александром Викторовичем о ежедневных заботах СППК, ее Александр Докукинпланах и специфике работы в Архангельской области.

– Александр Викторович, с чего начиналась Северная пригородная пассажирская компания и что изменилось за пять лет ее работы?

– В 2009 году по всей сети железных дорог создавались пригородные компании. В 2012 году функционировало 26 пригородных компаний, получивших лицензии на перевозку пассажиров, в том числе наша СППК. Сначала все было очень сложно, в первую очередь – для субъектов, которым тогда дали право на организацию и заказ пригородного сообщения.

А с нашей стороны увеличились расходы. Не стало перекрестного субсидирования, когда убытки от «пассажирского» тарифа закладывались в «грузовой», когда не учитывался НДС. Появились собственные расходы, в том числе на аренду подвижного состава, так как компания не наделена имуществом. Мы перевозим пассажиров, арендуя подвижной состав у ОАО «Российские железные дороги».

За пять лет, конечно, мы получили опыт, окрепли связи, налаженные с субъектами РФ.

Понимания с обеих сторон с каждым годом становится все больше. Единственное, что осталось прежним, это подвижной состав. К сожалению, сама компания не имеет права покупать новые вагоны, так как она убыточна на сегодняшний день. Поэтому пользуемся тем, что нам дают. Но мы стараемся улучшить обслуживание пассажиров, даем вагоны после ремонта, потому что самое главное – чтобы люди могли ездить нормально, в тепле.

– Кто и как устанавливает тарифы на пригородные перевозки?

– Мы представляем свои расчеты по расходам и доходам на следующий год, определяем экономически обоснованный тариф. Его рассматривает региональная энергетическая комиссия субъекта и выносит вердикт: что-то признают, чтото – нет, и устанавливают тариф для населения. Разницу между тарифом для населения и экономически обоснованным компенсируют из бюджета области.

В 2015 году предусмотренный объем компенсаций покроет около 85 процентов убытков.

В Архангельской области мы с каждым годом приближаемся к 100-процентному погашению убытков, которые несет пригородная компания.

– Отличается ли организация пригородных перевозок в нашей области от других регионов?

– Отличается. По Архангельской области сегодня курсируют 57 пригородных поездов. Но в связи с низкой населенностью мы используем поезда из одного-двух вагонов (и только в летний период в районе Архангельска – до восьми вагонов).

Такого нет ни в Вологде, ни в Ярославле. Похожая ситуация только в Республике Коми, где также невысокая населенность вагонов.

Выгодным решением может стать использование рельсовых автобусов. Есть такое предложение от Камбарского вагоностроительного завода – рельсовые автобусы, рассчитанные на 50 сидячих мест, которые не требуют локомотива. Обычный вагон стоит столько же, сколько рельсовый автобус. Но к вагону нужен локомотив, а рельсовый автобус везет себя сам. Поскольку СППК не имеет возможности приобрести такие вагоны, можно рассмотреть варианты их приобретения с участием области, возможно, используя лизинговые схемы.

– Известно, что в некоторых регионах России сокращается пригородное железнодорожное сообщение. А как у нас в области?

– Это единственный регион, где мы не отменяем, а, наоборот, идя навстречу областной администрации, добавляем поезда.

Например, в связи с тем, что был отменен поезд Федеральной пассажирской компании Архангельск – Няндома, в этом году мы назначили поезд Няндома – Пукса. Он курсирует три раза в неделю, а с 1 января 2016 года продлевается до станции Плесецкая и будет ходить ежедневно.

Еще была ситуация, когда на участке Малошуйка – Онега у людей возникали трудности с перевозкой багажа. Автодорог нет, и в поезд грузили и мотоциклы, и холодильники… И мы, согласовав с администрацией, переоборудовали вагон для перевозки таких вещей.

Три раза в неделю с поездами Малошуйка – Онега и Онега – Малошуйка пускаем один грузопассажирский вагон, половина которого оборудована как багажная. И людям стало комфортнее.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ЦВЕТКОВА