18.08.2016 15:07

Дороги, которые мы выбрали

Дорожная насыпь у деревни Рембуево впечатляет масштабом. Стоимость строительства нового моста соответ- ствует размаху: 70 миллионов рублей
Понтонная переправа через Кимжу требует срочной замены. Единственная альтернатива – новый железобе- тонный мост.

Несмотря на наши сетования, региональные дороги строят и ремонтируют.

И, как отмечают дорожники, требования к качеству автомобильных трасс Архангельской области постоянно растут. Но, если в Плесецке жалуются на дыры в асфальте, то в северных районах надо обеспечить саму возможность проезда.

По информации агентства «Архангельскавтодор», сейчас ведутся работы в большинстве районов Архангельской области. Наибольшее количество объектов дорожного строительства и ремонта – в Пинежском и в Устьянском районах: пять и четыре соответственно.

«Голубинские горы»: красиво и безопасно

Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы связаны со столицей региона и друг с другом дорогой Архангельск – Белогорский – Пинега – Кимжа – Мезень – Лешуконское. Трасса по преимуществу в грунтово-гравийном исполнении. Сейчас она продолжает развиваться.

Учитывая, что красота северной природы – неброская, карстовые скалы Пинежского района выглядят почти исключением.

Автотрасса, идущая по Пинежскому району, огибает карстовые скалы: поневоле останавливаешь взгляд. Красота – красотой, но дорога была довольно опасной. Поэтому весной этого года примерно на треть расширили проезд в районе «Голубинских гор».

Раньше движение на этом участке с крутыми склонами было только односторонним, с нередкими авариями и пробками. К тому же трасса плохо просматривалась. Теперь обеспечен относительно свободный двусторонний проезд, а с высоты холма через дорожный «прострел» стало видно даже реку Пинегу в далёкой низине. Весной 2017 года работы по расширению трассы на «Голубинских горах» планируется продолжить.

Бесплатная переправа – это счастье

Для жителей севера области самым отрадным событием стала отмена платы за переправы.

Ведь раньше за проезд на машине по каждой встречающейся на пути переправе нужно было выложить в среднем 500 рублей. Соответственно, расходы только на переправы при проезде в одну сторону из Архангельска до Мезени или Лешуконского составляли полторы тысячи рублей. Теперь расходы на содержание переправ взял на себя областной бюджет. Жители Лешуконского, говорят, после отмены платы, не веря своему счастью, по нескольку раз подряд ездили по ближайшему к селу плавучему мосту.

С Лешуконским налаживается автобусное сообщение. Частники туда уже возят пассажиров на микроавтобусах. Только вот проезд от Архангельска до Лешуконского в одну сторону стоит порядка двух с половиной тысяч рублей.

Когда все переправы на дороге до Мезени и Лешуконского сделали бесплатными, северяне надеялись, что подешевеет и проезд. Не подешевел. Как не подешевели и продукты в местных магазинах, ведь продукты по преимуществу тоже завозят сюда автомобилями. Для того, чтобы на трассу Архангельск – Мезень – Лешуконское вышел государственный транспорт, который обещает быть менее затратным, необходимо проверить дорогу на предмет безопасности. Трассу должна оценить специальная комиссия из представителей ГИБДД, регионального министерства транспорта и дорожных строителей.

Без моста нет жизни

Всего на балансе областного агентства «Архавтодор» 636 мостов, 200 из которых – капитальные и 436 – полностью или частично деревянные. 50 мостов в этом году обследуют эксперты, также планируется отремонтировать 18 и построить два новых моста.

В частности, по дороге на Пинегу требуют неотложного капитального ремонта шесть сооружений. Эти деревянные мосты с трудом выдерживают нагрузку, возросшую в ходе «северного завоза» строительных материалов, угля и дизельного топлива. Раньше грузы по преимуществу доставляли морем и реками, а теперь – автотранспортом. 

Правда, темпы реконструкции не так велики. К примеру, капитальный ремонт моста через Пёхоровский ручей на участке «Голубинские горы» пройдёт только через 2 года. Тогда вместо нынешнего деревянного моста установят современную гофрированную водопропускную трубу. Пока же заменены только деревянный настил и деревянные перила моста.

А вот дорожная насыпь через ручей Волковлянка у деревни Рембуево Холмогорского района требует срочного ремонта и больших финансовых затрат. Дорожное покрытие проваливалось здесь дважды: 4 декабря 2015 года и 27 марта 2016 года. Провал, как выяснилось позже, рос постепенно: глубокую яму на дороге автовладельцы форсировали на свой страх и риск, к серьёзным авариям провал не привёл лишь по счастливой случайности. «Последней каплей» был проехавший по яме лесовоз, сразу за его колёсами дыра в асфальте увеличилась в ширину до шести и в глубину до семи метров.

Яму в тот же день вновь стали засыпать работники «Архавтодора». Движение сначала полностью перекрыли, а потом ограничили пятнадцатью тоннами общей массы автомобиля. Одновременно на средства резервного фонда продолжили обустройство полноценного двухполосного объезда, который начал действовать весной.

Как выяснилось, причиной аварии стала поломка водопропускной железобетонной трубы. Три её звена, проломившись, перекрыли путь воде, и она пошла в обход, постепенно размывая дорожную насыпь. Позже, когда насыпь раскопали, оказалось, что повреждены ещё тринадцать звеньев.

Сейчас движение идёт по временному объезду с мостом. Основную насыпь раскопали, извлекли наверх 61 железобетонное звено старой водопропускной трубы. Теперь ручей Волковлянка временно протекает к Двине по канаве, пересекающей вновь отсыпанную насыпь. Сейчас решается вопрос, как именно пропускать воду и обеспечивать проезд транспорта. Вариантов два: либо установить на объекте большую металлическую гофрированную трубу, либо строить арочный мост. Ориентировочная стоимость работ – 70 миллионов рублей, к осени следующего года дорожники надеются сдать объект в эксплуатацию. А сейчас проведут работы по укреплению вновь сделанной грунтовой насыпи, чтобы её не размывало дождями.

И, наконец, ещё один проблемный участок на северном направлении – понтонный мост через Кимжу, установленный в 2008 году. Но армейские понтоны были выпущены ещё в конце 60‑х годов прошлого века, так что элементы моста устарели физически и морально. Альтернатива временной переправе лишь одна: новый автомобильный железобетонный мост. Сейчас готовится соответствующее обращение от районной власти к губернатору.

Справка
Подробная информация о плановых датах окончания работ по капитальному ремонту и строительству объектов региональной сети автодорог размещена на сайте агентства «Архавтодор», ador.ru. Агентство приглашает представителей общественных организаций к участию в работе приёмной комиссии.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай КАРНЕЕВИЧ, фото автора