16.03.2018 17:15

Для выхода на чистую воду в Белом море судам потребовалось почти трое суток

Проводка во льдах.

Март всегда считался самым тяжелым месяцем для прохода судов во льдах Белого моря: к этому времени вода уже растеряла свое тепло, ледовый панцирь полностью покрыл бассейн от берега до берега. 

Непрекращающиеся ветры и течения сталкивают ледовые поля с огромной силой. Образующиеся при этом трёх-четырёхметровые торосы преграждают путь караванам, а разводья благодаря морозам очень скоро покрываются полуметровым льдом.

Сложную ледовую обстановку моряки-северяне ждали и нынешней весной, даже несмотря на то, что до начала февраля Белое море оставалось чистым. Однако совсем не напрасно его называют Арктикой в миниатюре. За нынешнюю неделю оно показало свой нрав в полной мере. Штормовой ветер двое суток дул с северо-запада силой до двадцати метров в секунду. В горле моря начались сжатия, преодолеть которые оказалось под силу работавшим в паре ледоколам «Диксон» и «Капитан Драницын».

Караван из четырёх судов, имеющих крепкий корпус и мощный двигатель, вышел из Архангельска еще накануне непогоды. К северу от мыса Вепревский условия плавания ухудшились настолько, что проводимые ледоколами суда приходилось в буквальном смысле проталкивать по каналу. В дополнение к ледовому сжатию район следования каравана накрыла сильнейшая пурга. Из-за снегопада видимость упала до нескольких метров; за белой пеленой скрылись редкие полосы чистой воды и серого (то есть, слабого) льда. И даже радиолокатор оказался бесполезен: его монитор показывал сплошную засветку – ни линии торосов, ни ледового канала, ни отметок судов.

Скорость движения, и до того слабая, стала ещё меньше. Один из судов каравана - танкер «Корд» - пришлось оставить за кормой до улучшения погоды. Пришлось пройти и мимо другого - теплохода «Hollum», застрявшего при следовании от кромки чистой воды в Архангельск.

В ночь на 16 марта стих ветер и ослабло давление льдов, закончился снегопад и открылся горизонт. Лишь тогда караван продолжил идти в нормальном режиме. А за островом Моржовец судам было дано «добро» на самостоятельное плавание. Лесовозы «Constance» и «Nordersand» проложили курс на запад, во Францию. Теплоход «Полар Кинг» - на восток, к берегам Ямала. До выхода на чистую воду вместо 18-20 часов им потребовалось почти трое суток.

Ледокол «Капитан Драницын» в настоящее время берёт под проводку отставший танкер «Корд». А «Диксон» самым полным ходом возвращается назад, в Двинский залив. По информации капитана теплохода «Hollum», его судно дрейфует вместе со льдом в юго-западном направлении и опасно приблизившись к малым глубинам в районе мыса Лопшеньга.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ