06.02.2020 15:44

В Архангельский порт прибыл буксир «Сомери»

Буксир «Сомери» на Черном море

Про нехватку буксиров в Архангельском порту в морских кругах говорят давно и часто.

За свежими примерами далеко ходить не приходится - два дня назад танкер «RN Privodino» и «Норильский никель» одновременно подошли с моря к лоцманской станции. Для швартовки того и другого судна требовалось по два буксира-кантовщика, и потому второму пришлось дрейфовать на внешнем рейде до окончания постановки танкера к причалу. Кануло в прошлое время, когда семь-восемь буксиров портового флота, дожидаясь заявок от судоходных компаний, выстраивались в ряд у морского-речного вокзала. 

Сегодня в компании «Портофлот» на обеспечении швартовых операций работает два буксира – «Сергей Сердаков» и «Моржовец». Третий - «Жижгин» на ремонте. Еще один, «Турий», переведен в отстой из-за поломки, и перспективы его возвращения мрачные. Компания «Бефрахт» -  судовладелец буксиров «Антей», «Алмаз» и «Лазурит». Первые два находятся в эксплуатации, последний – на слипе судоремонтного завода в Турдеево. В Северном морском пароходстве из трех недавно действующих остался один – «Тритон», другие, «Норд» и «Викинг», отправлены на утилизацию. В «Бункерной компании» числится буксир «Таймыр», но уже два года он стоит без движения.

А те, что эксплуатируются, трудятся с завидной интенсивностью и днем, и ночью; швартовки грузовых судов и проводки судов-бункеровщиков перемежаются сопровождением транспортов по ледовому каналу и новыми швартовками. Время стоянки буксиров ограничено до минимального, и все-таки не удается избежать простоев флота. Отсутствие конкуренции в порту позволяет хозяевам буксиров поднимать расценки: так в нынешнем году стоимость их работы превысила 30 тысяч рублей в час. И вынуждает к поиску новых (или бывших в употреблении) на стороне.

Так, компания «Белфрахт» осенью прошлого года отыскала на Черном море буксир 1987 года постройки и сумела договориться о его приобретении. Любопытно было узнать его историю.

Таких в 60-80-е годы известной серии «Труженик» в портах Советского Союза было десятки. Получивший имя «Сомери» (по названию одного из островов Финского залива) он был передан в братскую Эстонию, портом приписки стал Таллин. В 1992 году республики СССР, одна за другой, стали получать самостоятельность и вместе с ней движимое и недвижимое имущество. Буксир во вновь созданном государстве получила фирма «Tallina sadam», а его работа оставалась прежней – швартовка судов в Таллинском порту, буксировка объектов по Балтике.

В 2010 году буксир перепродали в Россию. Новый владелец - «СК река-море» зарегистрировал «Сомери» в Астрахани и обеспечил работой на Черном и Азовском морях. Видимо солидный возраст стал причиной того, что южане решили расстаться с буксиром. В октябре прошлого года компания «Белфрахт» в порту Кавказ закончила оформление по переходу «Сомери» в Архангельск. Но небольшое (35 метров длиной) судно отправилось к месту назначения не по рекам, а вокруг Европы. Рейс по Черному морю, Средиземке, Атлантике, вдоль Скандинавии и по льдам Белого моря занял почти сто суток. Сегодня ночью буксир прибыл в порт, где ему теперь предстоит работать.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ