02.12.2016 14:45

Бюджет-2017: дефицит баланса

Фото Ивана Малыгина

В наступающем году областной бюджет может недополучить более 5 миллиардов рублей.

На минувшей сессии депутаты областного собрания приняли в первом чтении бюджет региона на будущий год. 

О том, что бюджет 2017 года будет напряженным не сказал и не написал только ленивый. Да, его доходная часть слегка не дотягивает до уровня текущего года. Да, это сказалось на расходной части – многие направления расходов претерпели существенные сокращения. Однако, напряженность эта складывается не только потому, что у области мало денег. Главная причина для беспокойства в том, что их может оказаться еще меньше, чем планирует минфин региона.

Где деньги лежат

По традиции главным бюджетообразующим налогом в Архангельской области остается НДФЛ. Именно налог на зарплаты северян составляет 42,9 процента доходной базы консолидированного бюджета области. В абсолютном выражении это 16,9 миллиарда рублей. Это, кстати, один из немногих налогов, поступления от которых в 2017 году по прогнозам областного минфина будут расти.

Положительная тенденция прослеживается и в отношении налога на имущество организаций. Но связано это не с тем, что оного у предприятий и бизнеса становится больше. Просто ставка этого налога постепенно повышается. В 2017 году она возрастет с 1,3 до 1,6, что в абсолютном выражении даст бюджету дополнительные 522,3 миллиона рублей.

Судя по проекту бюджета, в региональном минфине не теряют надежды, что в будущем году регион избавится от наметившейся тенденции на сокращение поступлений от налога на прибыль организаций. В этом году, по оценкам ведомства, область получит из этого источника на 4,5 миллиарда рублей меньше, чем в 2015-м. В 2017-м же падение должно сменится ростом. Однако, в итоговой строчке расчётов по этому показателю все равно стоит «минус». Все дело в том, что свою лепту в недополучение средств внесут межбюджетные отношения с Федерацией - в этом году федеральный бюджет заберет у регионов на 1 процент этого налога больше, чем в текущем. В итоге Архангельская область потеряет почти полмиллиарда рублей.

Впрочем, федеральный бюджет еще может вернуть нам часть этих средств в виде субсидий и субвенций (окончательных цифр по этим статьям доходов в региональном минфине не знали ни во время формирования бюджета, ни в день его обсуждения в облсобрании).

Помимо этого, собственные доходы будут складываться из акцизов (на алкоголь – 835,7 миллиона рублей, на пиво – 58,6 миллиона рублей и на нефтепродукты – 3,44 миллиарда рублей); поступлений от налогов на совокупный доход – 2,47 миллиарда рублей и прочих источников. В целом областной минфин спрогнозировал поступление налоговых и неналоговых доходов в 2017 году в сумме 52,9 миллиарда рублей.

Бюджет компромисса

Очевидно, что при распределении расходов правительство региона и депутаты облсобрания, вошедшие в состав группы по проектировке бюджета, пытались сделать его максимально сбалансированным. Сбалансированным не только в части соответствия расходов доходам, но и в разрезе нужд тех или иных отраслей экономики и сфер социальной жизни. По серьгам досталось всем сестрам: просто у кого-то они оказались подороже и побогаче, а у кого-то поскромнее. Например, госпрограмма по обеспечению северян качественным и доступным жильем станет «дороже» на 28,3%, а вот расходы на спорт сократятся аж на 32,9%.

Между тем, в правительстве региона гордятся тем, что им удалось предусмотреть средства на все социальные обязательства, исполнение майских указов президента и даже выделить дополнительные деньги на финансирование действующих и новых льгот для многодетных семей. На это будет направлено 1,5 миллиарда рублей.

Не взирая на кризис, правительство региона умудрилось сохранить в бюджете и инвестиционную составляющую. Объем адресной инвестиционной программы в 2017 году составит те же 1,5 миллиарда рублей. 4,4 миллиарда составит объем регионального дорожного фонда, а это значит, что в будущем году областные дороги ремонтироваться все же будут.

А вот программа развития Архангельска как областного центра все же пала жертвой секвестра. Нет, отдельные ее мероприятия все-таки нашли свое отражение в расходной части бюджета, но комплексного документа, посвященного развитию столицы Поморья, в пакете документов к бюджету нет.

Тем не менее, даже сокращение расходов практически по всем статьям не позволило минфину свести концы с концами: при годовых тратах в 61,7 миллиард дефицит областного бюджета в 2017 году составит 2,5 миллиарда рублей.

Внутренние резервы

Именно дефицит бюджета в главном финансовом законе региона на 2017 год стал одним из самых интересных мест. На этот раз для его погашения правительство области впервые отказалось от привлечения кредитов. Компенсировать разницу между расходами и доходами должны будут средства, полученные от продажи государственного имущества – от приватизации, то есть.

Что же планирует продать область? Вот список этого имущества: 12,576% уставного капитала ОАО «Архангельскоблгаз», 25,5% уставного капитала ОАО «Северодвинская типография», а также 100 процентов уставного капитала следующих предприятий: АО «Агрофирма Вельская», ОАО «Котласская типография», ОАО «Онежская типография», АО «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление», АО «Мезенское дорожное управление», АО «Плесецкое дорожное управление». Все это добро оценивается в 2,45 миллиарда рублей.

Впрочем, последние три позиции из этого списка правительство региона планировало реализовать и в 2015-м, и в 2016 году, но позже от этих планов отказалось – не нашло покупателей?

Еще 162,6 миллиона рублей для погашения дефицита бюджета в 2017 году должно поступить от архангельского «Водоканала». Именно столько составляла сумма госгарантии для получения займа, выданная предприятию областью в виде бюджетного кредита еще в 2014 году. Однако, ни в 2015-м, ни в 2016-м деньги эти в бюджет не вернулись. Произойдет ли это в 2017-м, если всем известно в каком состоянии находится МУП? Вопрос, как говорится, риторический.

А вдруг прогноз не сбудется?

На первый взгляд, областной бюджет-2017 выглядит сбалансированным. Однако, копнув ворох документов поглубже, начинаешь сомневаться в том, что баланс этот достаточно прочный для того, чтобы выдержать все перипетии, которые на него может обрушить недалекое будущее. Уж слишком противоречивые данные стали его основой.

Один из главных вопросов к доходной части – удастся ли области остановить падение поступлений по налогу на прибыль от организаций? Только за 6 месяцев 2016 года этот источник «усох» на 1,84 миллиарда рублей, а кризисные явления в экономике страны еще отнюдь не миновали. Тогда где гарантии того, что в 2017 году финансовая фортуна сменит гнев на милость? Их нет. Глава минфина подтвердила это, обмолвившись, что ее ведомство уже получило письмо от налоговой службы с предупреждением о том, что в 2017 году есть риск неисполнения плана по налоговым доходам бюджета аж на 2,8 - 3 миллиарда рублей. Причем касается это в первую очередь налога на прибыль организаций.

Далеко не факт и то, что прогнозы минфина сбудутся в отношении НДФЛ. По мнению ведомства, в будущем году поступления от него должны вырасти. А это значит, что чиновники рассчитывают на то, что в регионе подрастет уровень оплаты труда. И это при том, что даже само правительство региона, как, впрочем, и другие органы государственной и муниципальной власти, планируют сокращение своих штатов на 10 процентов. По данным же федерального минтруда, еще до Нового года в России будет уволено или сокращено и вовсе порядка 136 тысяч человек. Обойдет ли этот печальный прогноз Архангельскую область? Вряд ли.

Аналогичная картина, скорее всего, будет наблюдаться и в частном секторе. Ведь падение налога на прибыль в первую очередь говорит о сокращении экономики, а это в свою очередь отнюдь не гарантирует стабильный рост доходов экономически активной части населения. Скорее наоборот, они будут снижаться, сокращая вслед за собой потребительский спрос и, как следствие, доходы предпринимателей, что опять же отразится в ведомостях на зарплату их работников. В общем, замкнутый круг.

Добавляют острых ощущений и источники покрытия дефицита бюджета. Приватизация госимущества не только в Архангельской области, но и в России в целом по традиции идет со скрипом. Часто бывает и так, что, если и получается что-то продать, то совсем не по максимально выгодной цене.

Получается, что если прогнозы областного министерства финансов не сбудутся только по этим позициям, то область в течение года в худшем случае недополучит от 5,3 до 5,5 миллиардов рублей – почти 10 процентов от его доходной части.

Кредиты противопоказаны

Логичным выходом из ситуации могло бы стать привлечение кредитных ресурсов. Раньше региональные власти охотно шли на этот шаг, брав в долг как у государства, так и у коммерческих банков, компенсируя тем самым выпадающие доходы и кассовые разрывы. Однако, в ближайшем будущем этот источник получения быстрых денег для Архангельской области закрыт. И вот почему.

За последние три года регион уже получил около 15 миллиардов бюджетных кредитов по соглашению с федеральным министерством финансов. При этом одним из ключевых условий выделения этих средств было и остается соблюдение областью верхнего предела государственного долга в размере 79% от собственных доходов региона на конец года. Однако, вынесенный на рассмотрение депутатов проект бюджета уже предусматривает госдолг в размере 41,6 миллиарда рублей, что составит 86,9% от суммы собственных доходов области в 2017 году. А это уже может обернуться для Архангельской области прекращением действия соглашения и необходимостью одномоментно вернуть в федеральный бюджет те самые 15 миллиардов. Готова ли к этому областная казна? Очевидно, что нет.

Однако, Елена Усачева уверена, что этого не случится. В ее ведомстве намерены перевести финансовые отношения с Москвой на другую основу, очерченную порядком предоставления бюджетных кредитов, утвержденным правительством страны. Этот документ не ограничивает размер госдолга регионов, а только лишь требует его не увеличения. Зато он связывает региональные министерства финансов в выборе кредиторов в пользу государства, ограничивая долю коммерческих кредитов в общем кредитном портфеле региона 60 проентами. Пока для Архангельской области такой сценарий более комфортен – доля коммерческих кредитов на 1 января 2017 года у нас составит 51%. Но уже через год за счет возврата части бюджетных кредитов он вырастет до 67%, и вот тогда надо будет что-то решать.

Впрочем, сейчас мысли о столь отдаленной перспективе для областного правительства скорее непозволительная роскошь. Достигнутый в процессе верстки бюджета баланс настолько шаткий, что переживать в ближайшие дни, недели и месяцы чиновникам придется о другом. Для начала, во время второго чтения в региональном парламенте, нужно будет отразить нападки оппозиции и отстоять расходную часть, а затем приложить максимум усилий к тому, чтобы выполнить доходную составляющую бюджета. Удастся ли им это? Похоже, в этом не уверена и сама Елена Усачева.

- Вероятно, в следующем году нам придется неоднократно возвращаться к отдельным вопросам и искать пути решения тех или иных задач, - туманно завершила свое выступление на сессии облсобрания глава минфина.

Виталий ФОРТЫГИН
заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

- В бюджете 2017 года нам удалось предусмотреть средства на выполнение социальных обязательств, а также на выплату заработной платы бюджетникам на том уровне, которого требуют майские указы президента. Однако главное в нем то, что нам удалось добиться эффективной работы от каждого бюджетного рубля. Кризисные годы как ни что иное учат нас этому.

Александр ДЕМЕНТЬЕВ
председатель Контрольно-счетной палаты Архангельской области:

- Нужно понимать, что пока бюджет прошел лишь первое чтение. Но уже сейчас можно отметить несколько его особенностей. Первое – бюджет сбалансирован и его дефицит находится в рамках, установленных законодательством. Второе, и это отмечаю не только я, то, что бюджет социально ориентирован – 68 процентов расходов направлено именно на социальную сферу. Третье - в бюджете предусмотрены возможности для развития. Конечно, их хотелось бы больше, но радует уже то, что он у нас есть.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в работе с бюджетом перед вторым чтением депутатам не стоит легкомысленно относиться к основным его параметрам – в первую очередь к сумме его доходов. Среди них сегодня есть весьма условные цифры: и в прогнозе доходов от приватизации имущества, и в планах по поступлениям от налога на прибыль организаций. Сумма риска составляет около пяти миллиардов. Для нас это огромные деньги. Поэтому расширять доходную часть в угоду сокращению дефицита или не подкрепленного реальными доходами наращивания расходной части не стоит. Делать этого не стоит еще и потому, что в том проекте бюджета, который поступил к нам, присутствуют ряд расходов, полностью или частично не подкрепленных доходами. Это «дельты», затраты на приобретение льготных лекарств и другие статьи расходов – в совокупности на сумму около миллиарда рублей. А это, между прочим, защищенные статьи расходов и они должны быть профинансированы полным рублем.

Сейчас сложно давать рекомендации по повышению доходной части бюджета – существенного потенциала для этого я не вижу. Эффект может быть достигнут лишь за счет оптимизации расходов, но оптимизации не путем уменьшения, а путем повышения их эффективности. Инструментарий здесь довольно широк – начиная от конкурсных процедур до поиска резервов в управленческих расходах. Наши проверки говорят о том, что они имеются.

Александр НОВИКОВ
заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов:

- Бюджет, который мы рассматриваем на 2017 год, и оптимистичные, радужные показатели на 2018 и 2019 годы не имеют под собой основы и мало отличаются от бюджета Российской Федерации, который, как и наш, можно назвать не бюджетом развития, а бюджетом стагнации. Мы много слышали о точках роста на карте Архангельской области, развитие которых могло бы сказаться на благосостоянии жителей Архангельской области, но так и не увидели их в проекте бюджета. В том числе и по этой причине фракция КПРФ отказалась поддержать законопроект о бюджете в первом чтении.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег КУЗНЕЦОВ