30.10.2019 14:11

В Архангельске обсудили проекты в северных регионах

Фото автора

Добыча углеводородов и твёрдых полезных ископаемых, развитие перевозок по Севморпути, строительство судов и морской техники, совершенствование инфраструктуры, разведка месторождений и разработка шельфа

Эти и другие направления работы обсудили участники седьмого международного форума «Арктические проекты – сегодня и завтра», состоявшегося в Архангельске 17–18 октября. Форум был организован ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», правительством Архангельской области и Северным (Арктическим) федеральным университетом. В этом году он собрал 270 участников со всей России, а также из Северной Европы.

– Архангельск часто называют воротами в Арктику. Мне больше нравится определение «Начало Арктики», – заметил в своём приветственном обращении к участникам форума губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – Действительно, путь в Арктику начинается в Архангельске. Но освоение северных территорий – общая задача всех регионов Арктической зоны.

В последние десять лет участие в арктических проектах стало одним из приоритетных направлений работы предприятий Архангельской области. Только в проекте «Ямал СПГ», связанном со строительством завода по сжижению природного газа и созданием морского порта Сабетта в Обской губе, приняли участие около двухсот компаний региона. На верфях северодвинских заводов построены платформы «Приразломная» и «Арктическая», успешно работающие в северных морях. Предприятия Поморья принимают участие в строительстве центра крупнотоннажных морских сооружений под Мурманском, в снабжении объектов вдоль акватории Северного морского пути, в развитии инфраструктуры, обеспечении обороноспособности и безопасности страны.

Выступая в ходе пленарной сессии форума, губернатор Игорь Орлов отметил новые проекты, приоритетные для региона. Ключевые из них – обустройство газового месторождения Каменномысское-море в Обской губе и Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле.

«Каменномысское-море» – возможно, самый сложный проект в истории отечественной и даже мировой углеводородной отрасли: в таких тяжёлых природно-климатических условиях добычу ещё не вели. Для освоения газовой провинции Обской губы планируется построить три платформы и восемь блок-кондукторов. Северодвинские «Севмаш» и «Звёздочка» входят в число возможных изготовителей первой ледостойкой стационарной платформы (ЛСП «А»), которая должна быть сдана в эксплуатацию не позже 2025 года. Предполагается, что участие в проекте позволит за шесть лет довести долю производимой гражданской продукции на предприятиях Северодвинска до 30%. Строительство планируется организовать на основе широкой кооперации российских поставщиков и подрядчиков.

Павловское месторождение свинца и цинка входит в пятёрку крупнейших в мире. Горно-обогатительный комбинат здесь должен быть создан в начале 2020‑х годов. Архангельск будет играть роль ключевого транспортно-промышленного узла для снабжения проекта.

– Сегодня технология добычи и обогащения полезных ископаемых в непростых условиях Новой Земли стала предметом очень глубоких исследований. И я уверен, что эта работа в будущем приведёт нас к мощным индустриальным прорывам, – считает глава региона.

Правительство Архангельской области заинтересовано также в реализации комплексных транспортных проектов, объединяющих железную дорогу, автомобильные трассы и морской транспорт в единую систему мультимодальных транспортно-логистических центров. Роль Архангельска как важного перевалочного пункта возрастает в связи со стремительным увеличением объёмов перевозок по Северному морскому пути: в 2018 году он достиг 20,2 миллиона тонн, что в два раза больше, чем в 2017‑м. В 2019 году этот показатель может вырасти до 29 миллионов.

– Сейчас планируются к реализации мероприятия федерального проекта «Северный морской путь». Этот проект входит в состав комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, – рассказал на форуме директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Юрий Костин. – Майским указом президента России поставлена задача увеличения грузопотока по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн, и в рамках федерального проекта, кроме строительства ледокольного флота, также предусмотрено строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов.

Такие суда, а также промысловый, грузопассажирский и научно-исследовательский флот способны строить предприятия Поморья. Кроме того, архангельские верфи являются лидерами в сфере ремонта и модернизации судов, работающих в арктических морях.

Важным вкладом в освоение северных рубежей станет создание на базе САФУ научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». О перспективах этого проекта тоже говорили на форуме.

– Научно-образовательный центр немыслим без связи с производством. Именно наука, кадры, образование и производство должны дать необходимый региону синергетический эффект, – подчеркнул в своём выступлении проректор по научно-инновационному развитию САФУ Марат Есеев. – Те направления экономики, которые традиционно сильны в Архангельской области, позволили нам наладить тесные взаимоотношения с соседними регионами в рамках создания научно-образовательного центра. Так же активно мы хотим работать и с нефтегазовыми компаниями.

На площадках форума говорили также о перспективах таких проектов, как «Северный широтный ход», «Белкомур» и «Архангельский глубоководный порт». Особое внимание было уделено развитию кооперации, кластерного сотрудничества, вопросам финансирования и государственной поддержки, проблемам подготовки кадров. Кроме того, за рамками официальной программы и при поддержке Агентства регионального развития был организован круглый стол, посвящённый вопросам производства и использования сжиженного природного газа в Арктике. В его работе приняли участие докладчики из Новокузнецка, Санкт-Петербурга и Москвы, поделившиеся опытом с региональными компаниями.

– Форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» – это возможность не только обсудить текущие задачи, но и сверить планы на будущее, – говорит директор ассоциации «Созвездие» Сергей Смирнов. – Мы должны мыслить на перспективу, уже сейчас готовиться к тем задачам, которые предстоит решать через несколько лет. Выработка общей стратегии развития, укрепление кооперации больших и малых предприятий, государства и бизнеса, экспертного и научного сообщества – необходимое условие для успешной реализации арктических проектов.

В числе докладчиков, выступивших на форуме 2019 года, – представитель департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга Алла Рыбина, директор департамента экспедиционной деятельности Русского географического общества Сергей Чечулин, директор по Арктике АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Дмитрий Фишкин, руководители крупных федеральных и региональных компаний, государственных ведомств и научно-образовательных учреждений.

Следующий форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» запланирован на осень 2020 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил ПРЫНКОВ