24.11.2015 08:22

В Арктику через Архангельск

Нефть и газ – богатства, которые Север может дать России помимо леса и рыбы. По оценкам Геологической службы США, в российском секторе Арктики находится до 30 процентов неоткрытых мировых запасов природного газа и около 6 процентов неоткрытых запасов нефти. 

Большая часть этих углеводородов скрыта на шельфе, под толщей вод Северного Ледовитого океана.

Стратегия и тактика

 Как и в случае с лесом и рыбой, освоение энергетических ресурсов вряд ли возможно без участия предприятий Архангельской области. Какова роль Поморья в разработке арктических месторождений? Будет ли Архангельск лишь перевалочным пунктом на долгом пути к нефти или станет мощным научно-промышленным центром, обеспечивающим технологическое превосходство России в северных регионах планеты? 

Об этом говорили участники третьего международного форума «Арктические проекты – сегодня и завтра», который прошел в столице Поморья в конце октября. В конференции приняли участие около 250 делегатов: представители крупнейших нефтегазовых операторов (включая «Газпром» и «Роснефть»), топменеджеры транспортных, строительных и инжиниринговых компаний, руководители институтов и научных центров, сотрудники федеральных и региональных органов власти. Форум был организован правительством Архангельской области, Северным (Арктическим) федеральным университетом и ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».

И гости, и организаторы форума отмечали: освоение заполярных территорий может стать мощным стимулом для экономического развития северо-западных регионов.

Губернатор Игорь Орлов открывает форум «Арктические проекты»– Когда мы говорим об Арктике как о стратегическом проекте, то надо понимать, что за этим стоят конкретные задачи, которые необходимо решить для жителей Архангельской области, – подчеркнул губернатор Игорь Орлов, открывая форум. – Мы рассчитываем на более эффективное использование ресурсов нашего морского порта, образовательных учреждений, предприятий машиностроения, ищем новые возможности в сервисно-логистической цепочке освоения Арктики.

Глава региона считает, что участие области в арктических проектах позволит создать новые рабочие места, обеспечит приток инвестиций и в целом будет способствовать повышению уровня жизни северян.

– Архангельск – историческая «точка» вхождения в Арктику, здесь закладывались основы освоения арктических просторов, – сказал губернатор. – И сегодня регион готов предоставить свои ресурсы потенциальным партнерам. Для реализации проектов нужны площадки, где будут базироваться нефтегазовые и сервисные компании, где будут создаваться ресурсные центры. Такой площадкой, несомненно, должна стать и Архангельская область, имеющая значительный производственный, научный и образовательный потенциал.

Драйверы роста

Участники форума «Арктические проекты – сегодня и завтра»Сегодня предприятия региона участвуют сразу в нескольких арктических проектах: везут грузы для строительства новых военных объектов в Заполярье, помогают очищать от мусора северные острова, готовятся к освоению Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, работают на шельфовых и материковых месторождениях нефти и газа.

– Несмотря на сложную экономическую ситуацию на энергетическом рынке, реализация проектов по добыче углеводородов в российской Арктике продолжается, – рассказал директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов. – Более того, инвестиционные планы освоения перспективных месторождений «Газпромнефти» и «Новатэка» тоже не будут отложены. Эти проекты являются драйверами роста для региональных экономик и дают импульс для развития сопутствующих отраслей – машиностроения, строительства, судоходства.

Сергей Смирнов напоминает: государство избрало курс на импортозамещение, в том числе и в области производства оборудования для нефтегазового сектора. Сейчас хороший момент для того, чтобы наладить такое производство в архангельском регионе. Здесь есть для этого все условия: развитая научная и производственная база, большой опыт работы в машиностроительной отрасли, выгодное транспортное положение. Технику, произведенную в Архангельске или Северодвинске, можно сразу грузить на суда и отправлять на месторождения. Это позволяет сократить транспортные расходы и служит важным конкурентным преимуществом.

– Нефтегазовые операторы проявляют повышенный интерес к компаниям Архангельской области, – говорит директор «Созвездия». – Мы проводим работу по интеграции региональной промышленности в крупнейшие арктические проекты. Один из них – «Ямал СПГ», проект строительства комплекса для добычи, сжижения и отгрузки природного газа на Южно-Тамбейском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе. Первую линию по производству сжиженного газа здесь должны запустить в 2017 году.

По словам руководителя ассоциации, в проекте «Ямал СПГ» занято более пятидесяти предприятий архангельского региона: морской и речной порты, судоходные, машиностроительные и инжиниринговые компании. Они проектируют, строят, снабжают объекты добычного комплекса и нового морского порта Сабетта. 

Сергей Смирнов уверен: 

– Уже ни у кого из активных игроков на арктическом пространстве не остается сомнений, что Архангельская область способна стать крупным технологическим центром по изготовлению компонентов для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, а также базой морского обеспечения проектов. Это доказано практической работой наших компаний в Арктике.

Главные ворота 

Однако возможности региональной промышленности в арктических проектах используются далеко не полностью. Так считает, например, министр экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Виктор Иконников: 

– Вклад наших предприятий в дело развития Арктики может быть увеличен. Создание в регионе судостроительного кластера позволяет решать амбициозные задачи и участвовать в крупнейших проектах. Например, свободные мощности «Звездочки» подходят для строительства морских платформ, в том числе для нового большого проекта «Арктик СПГ 2» – его, как и «Ямал СПГ», реализуют в Ямало-Ненецком округе.

Потенциал архангельских и северодвинских компаний может быть востребован при строительстве производственной базы «Кольская верфь» в Мурманской области. Мы готовы производить конструкции для нефтегазовой промышленности и суда гражданского назначения. Кроме того, в регионе удобно размещать базы обеспечения и сервиса для нефтегазовых и иных проектов, это выгодно с точки зрения логистики.

Одну такую базу на левом берегу Северной Двины строит компания МРТС. Огромные производственные цеха нового объекта хорошо видно с архангельской набережной. База «Левый берег» уже стала крупным транспортно-логистическим узлом, через который идет снабжение проектов в районе Обской и Байдарацкой губы, Ямала и Сахалина. Кроме того, тут налажено производство сложных металлоконструкций, необходимых для строительства в Арктике, здесь же работает единственная в России школа сварщиков, где учат автоматической сварке труб большого диаметра для укладки подводных трубопроводов. К 2017 году на базе МРТС будут трудиться более тысячи человек, и все это – рабочие места для архангелогородцев.

В региональном правительстве большие надежды возлагают и на развитие судоходства по Северному морскому пути. Архангельск – одна из ключевых точек на этой дороге, и нет сомнений, что наш порт будет использоваться при перевозке грузов по арктической магистрали.

– Северный морской путь – кратчайший маршрут для транспортировки грузов между Европой и Азией, – подчеркивает Виктор Иконников. – И мы видим, что значение этого маршрута растет год от года. По прогнозам, в 2015 году грузооборот на данной магистрали достигнет четырех миллионов тонн. Архангельск является главными «воротами» для Севморпути в европейской части России: именно через наш город проходит самая короткая дорога между северными морями и центральными регионами страны. Поэтому наш порт можно использовать и для снабжения арктических проектов, и для доставки грузов на материк.

Арктический кластер 

Кто работает на холодных морских маршрутах? Здесь тоже приоритет у архангельских компаний. Они обеспечивают «северный» завоз, снабжение государственных и частных заказчиков, доставку грузов на крупные стройки (например, в ту же Сабетту или на Соловки). У региональных судоходных предприятий есть суда арктического класса и большой опыт работы в сложных ледовых условиях.

Моряков для Севера готовят в Архангельске: тут работает Арктический морской институт имени Воронина (филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова).

В регионе обучают не только штурманов и моряков, но и инженеров, энергетиков, строителей, нефтехимиков, специалистов по разведке и разработке нефтегазовых месторождений. Архангельск должен стать «кадровым инкубатором» для Арктики – в этом убеждена и. о. ректора САФУ имени Ломоносова Наталья Чичерина: 

– Миссия университета напрямую связана с подготовкой кадров для социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации. Поэтому в составе САФУ работают институт судостроения и морской арктической техники, институт нефти и газа, центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», центр космического мониторинга Арктики, инновационнотехнологический центр арктических нефтегазовых лабораторных исследований и другие «арктические» подразделения. Они не только участвуют в подготовке специалистов, но и сотрудничают с предприятиями, выполняя конкретные заказы в интересах государства и бизнеса.

Наталья Чичерина видит способы улучшения качества профессионального образования в северных регионах. Для этого, считает руководитель САФУ, нужно создать систему экспертного сопровождения образовательной политики и разработать новые программы арктической направленности, а также обеспечить социальную поддержку молодых научно-педагогических кадров, работающих на Севере.

Кроме того, необходимо организовать взаимодействие между университетами и предприятиями, чтобы бизнес мог формировать опережающий запрос на подготовку специалистов.

– Мы готовы ответить на потребности, которые сегодня есть у компаний, – заявила Наталья Чичерина, выступая перед участниками форума «Арктические проекты». – Мы готовы разрабатывать образовательные программы как своими силами, так и с приглашением экспертов из других регионов и из-за рубежа. Давайте работать вместе! 

– Сегодня в Архангельске сформирован «арктический» кластер, объединяющий университеты, техникумы, лаборатории, заводы, транспортные и сервисные компании, – говорит министр экономического развития Виктор Иконников. – Консолидация усилий множества предприятий позволяет Архангельску претендовать на одну из ведущих ролей в деле освоения Севера, и можно не сомневаться, что будущее нашего региона тесно связано с Арктикой. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил ПРЫНКОВ