08.04.2017 10:21

Близнецы умирают первыми

Фото: пресс-центр правительства Архангельской области

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, который приехал в Архангельск для участия в Международном Арктическом форуме, встретился с журналистами региональных печатных СМИ.

О рубле, за которым наклонится почта

В самом начале разговора Алексей Волин сказал, что уже не будет такой ситуации, которая была несколько лет назад, когда государство выделяло почте три миллиарда рублей для поддержки СМИ. Сейчас почта выделяет только один свой миллиард. Речь идёт о том, как наиболее грамотно его распределить. Для этого был сформирован экспертный совет, подбирающий по определённым критериям издания, которым «Почта России» оказывает поддержку.

– Начинали мы с 500 изданий, сейчас их 2000, – рассказал Алексей Волин. – А сумма в один миллиард, который почта выделяет на дотации, не увеличивается. И сколько шапочек можно сшить? Мы понимаем, что большего количества шапочек из этой шкурки точно не сошьёшь, или это уже будут не шапочки.

Андрей Гуляев, главный редактор газеты «Вельские вести», проехал 500 километров, чтобы встретиться с заместителем министра связи и поделиться проблемами, общими для всех районных газет области. Он рассказал, что районным газетам сейчас очень трудно отыграть падение тиражей. Здесь есть и проблемы, связанные с почтой.

– Пять лет назад мы отдавали одну треть «Почте России» из подписной цены, две трети оставались газете. Сейчас обратная ситуация, – рассказал Андрей Гуляев, – Две трети подписных средств идёт почте и только треть – редакции. Качество почтовых услуг при этом, к сожалению, ухудшилось. Газета выходит в среду, а подписчик её получает только через два-три дня, а то и через неделю. Тиражи в результате падают.

– Мы не возражаем, если вы организуете альтернативную сеть распространения и заберёте себе эти две трети средств, которые сейчас забирает почта, – парировал Волин.

– В городах мы это сможем делать, а на селе нет такой возможности, – объяснил Гуляев.

– Тогда будете вынуждены пользоваться тем, что даёт «Почта России», – объяснил редактору районной газеты заместитель министра связи России.

В разговор вступил присутствующий на этой встрече руководитель архангельского филиала «Почты России» Григорий Бедрин. Он напомнил, что газете «Вельские вести» на днях исполняется сто лет, поздравил главного редактора с юбилеем, сказал добрые слова об издании, назвав его сотрудников – «это наши зубастые коллеги». И в свою очередь, дал нерадужные экономические расклады почтовых затрат в условиях Архангельской глубинки. Но при этом Григорий Михайлович заверил, что очень дорожит сотрудничеством с печатными изданиями:

– Почта наклоняется за каждым вашим рублём, – убеждал журналистов Бедрин. – Мы готовы встречаться с вами, выслушивать ваши предложения.

Андрей Мурашов, заместитель руководителя агентства по печати и СМИ, вспомнил о том, что есть ещё и социальная ответственность. В глубинке люди тоже имеют право читать периодику.

Он напомнил, что совокупный тираж районных газет в области не меняется несколько лет, они наиболее востребованные на селе и самые авторитетные. А Григорий Бедрин пообещал приехать в Вельск и обсудить проблемы на месте.

Также Волин сказал, что почта превратилась и в площадку для розницы. При приоритетной выкладке издания на почтовых прилавках стали очень увеличиваться продажи, например, когда газета «Красноярский рабочий» стала делать приоритетную выкладку на почте, её продажи увеличились в пять раз. Григорий Бедрин заверил, что готов говорить о продвижении печатных СМИ.

Об одной большой и серьёзной ошибке

– Есть одна серьёзная и большая ошибка, которую часто делают издания: когда сайт издания превращается в копию бумажной версии. Более верного пути убить бумажную версию, чем продублировать её один в один на сайте, ничего человечество не придумало, – объяснил Волин. – Есть и такой вариант – публиковать материалы на сайте позже, но кто это будет читать через неделю после события? Бумажная версия предполагает осмысленное прочтение, а интернет – проскользнули взглядом и пошли дальше. Это надо учитывать.

Он также напомнил, что имеет право на существование электронная подписка.

– Спросите – зачем она бабушке и дедушке в селе? Но она не для них, а для их детей и внуков, которые уехали из родного района, но хотят знать, что там происходит.

На вопрос «Кто выживет – печатные издания или электронные?» Волин ответил:

– Выживут те, которые интересные. Но если у газеты есть сайт-близнец – это верный путь к её ликвидации.

Александр Макгрегор, редактор «МК в Архангельске», заметил, что их издание проводило исследование, которое показало, что у печатной версии и сайта разная аудитория.

На что Волин заметил, что чем дальше, тем больше эти аудитории будут пересекаться.

О диком рекламодателе

– Открытие интернета дало большие возможности по заработку, – сказал Волин. – Газета – это священная корова, которая должна соответствовать высоким принципам журналистики. Есть понятие «стена», которая должна стоять между рекламой и редакцией, и ни в коей мере они не должны пересекаться. Конечно, в основном это касается западной журналистики.

Когда появились сайты, на Западе первыми поняли, что там можно делать то, чего нельзя в бумажной версии. На сайте нет ограничения по количеству полос. Можно ставить платные пресс-релизы, платные блоги от представителей крупных рекламодателей. И интернет первым показал, что фиксированные рекламные модули перестали работать. Кто разглядывает баннер в интернете и не ругается, когда он закрывает окно? Аналогичным образом «работает» рекламная полоса в печатных СМИ – её просто перелистывают. В телевизоре рекламу переключают.

К чему это привело? Волин объяснил так:

– В результате сегодня идёт революция на рекламном рынке. Сегодня потребитель должен быть в максимальной степени приближен к стилю издания. Читается только та статья, которая сделана в формате издания, не предвзятая и не навязывающая своего мнения. Что до этого момента делали рекламные агентства? Модули, которые рассылали по всем изданиям, абсолютно одинакового содержания. Если мы говорим, что текст должен быть максимально приближен к содержанию газеты, значит, вместо рекламного агентства исполнителем и заказчиком становится сама редакция. Потому, что никто, кроме редакции, это не исполнит и не разместит.

Дальше Алексей Волин сказал, что бывает очень сложно убедить рекламодателя в том, что это ему более выгодно и эффективно. Таких рекламодателей он назвал дикими.

Он также пояснил зачем подняли допустимую планку размещения рекламных материалов из 40 процентов до 45-ти в ситуации, когда рекламный рынок падает. Оказывается, это для того, чтобы у изданий была возможность демпинговать и «дополнительно заработать копеечку».

А ещё Алексей Волин рассказал о том, что по опросу Ассоциации распространителей прессы губернатор Архангельской области в плане благоприятного отношения к СМИ поднялся за прошлый год с 50 на 25 место.

Алексей Волин также дал интервью телеканалу «ПС», поздравил с выходом на 21 кнопку, объяснил, как важно в масштабах страны сохранить региональное вещание. На вопрос о политике федерального центра в отношении средств массовой информации, ответил:

– Эта политика заключается в старой китайской поговорке – «Пусть расцветают сто цветов». Мы за то, чтобы региональных средств массовой информации было как можно больше. Но при этом наша политика заключается в том, что их никто не должен содержать. Мы говорим, что медиабизнес, это такой же бизнес, как и любой другой. Он должен полагаться на собственные силы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО