Управление углеродным следом продукции станет основой новой климатической стратегии АЦБК

23 января 2017 14:27
Фото пресс-службы АЦБК
Фото пресс-службы АЦБК

Архангельский ЦБК первым из российских предприятий рассчитал углеродоемкость (углеродный след) производимой им готовой продукции и услуг по стандарту ГОСТ Р 56276-2014/ISO/TS 14067:2013 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и предоставлению информации». 

При этом были учтены выбросы парниковых газов (ПГ) на площадке комбината, выбросы вверх по цепочке поставок, связанные с добычей, производством и поставкой на АЦБК сырья, материалов, топлива и энергии.

Выбросы вниз по цепочке поставок, а также сбор и переработка продукции после ее использования (рециклинг) на данном этапе во внимание не принимались.

По словам Михаила Юлкина, руководителя международной консалтинговой компании CCGS, выполнявшей работы для АЦБК, основное внимание было уделено топливно-энергетическим ресурсам (уголь, мазут, дизтопливо, т.д.), древесному сырью (балансы, щепа), химикатам (известняк, сульфат натрия, сода, т.д.) и другим наиболее углеродоемким ресурсам, на долю которых приходится в совокупности более 95% косвенных выбросов ПГ от деятельности АЦБК. Всего было принято в расчет 28 различных видов ресурсов. Для каждого из них были получены (рассчитаны по фактическим данным поставщиков и иным доступным исходным данным) оценки т.н. «входной» углеродоемкости.

Затем были определены выбросы от использования ресурсов (как внешних, так и внутренних, произведенных на самом комбинате) в каждом из технологических процессов, включая выработку энергии, очистку сточных вод и размещение отходов, и составлены материально-энергетические балансы по каждому из процессов. Всего было проанализировано 36 технологических процессов, результатом которых являются 64 вида промежуточной и 23 вида конечной продукции. При этом было охвачено не менее 98% выбросов комбината, что соответствует лучшей мировой практике.

На последнем этапе была разработана математическая модель, позволяющая однозначно определить углеродоемкость всех видов производимой на комбинате промежуточной и конечной продукции с учетом технологической цепочки движения и переработки ресурсов и связанных с этим выбросов. В основу модели положен подход, предложенный в свое время Нобелевским лауреатом по экономике В. Леонтьевым, для определения полных затрат на производство продукции. В результате были получены надежные (достоверные) оценки углеродоемкости всех видов производимой на АЦБК продукции, что само по себе является достижением и громадным шагом вперед в развитии корпоративной системы углеродного менеджмента. Мало того, в ходе работы была создана и апробирована методика, которая может с успехом применяться для определения углеродного следа продукции в самых разных отраслях. 

Получив в свои руки новый, эффективный инструмент, АЦБК планирует уже с 2017 года – Года Экологии в России – отслеживать выбросы ПГ по цепочке поставок и управлять углеродоемкостью продукции, в том числе через создание механизмов взаимодействия с поставщиками. Комбинат будет не только запрашивать у поставщиков данные об углеродоемкости поставляемой ими продукции, но и совместно с ними изыскивать способы сокращения удельных выбросов. Первоначально это коснется основных поставщиков древесного сырья, а в дальнейшем – всех основных поставщиков сырья и химикатов.

Цели и меры по снижению углеродоемкости продукции найдут свое отражение и в новой стратегии низкоуглеродного развития на период до 2025 (2030) года, которую АЦБК также планирует разработать в 2017 году. Данные об углеродоемкости продукции будут предоставляться заинтересованным покупателям, инвесторам и иным лицам по запросу, а со временем комбинат планирует включать верифицированные данные об углеродоемкости продукции в свои ежегодные корпоративные отчеты.

— В условиях изменения климата углеродоемкость продукции является не только показателем экологической ответственности компании, но и важным фактором ее устойчивости и конкурентоспособности на рынке, – считает генеральный директор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылёв. – В новой климатической стратегии комбината, к разработке которой мы приступаем в этом году, вопросу снижения углеродоемкости продукции будет уделено особое внимание. Мы намерены взять под контроль все основные факторы, определяющие углеродный след нашей продукции, в том числе и выбросы парниковых газов по цепочке поставок.

Справка

Архангельский ЦБК основан в 1940 г.

Является одним из ведущих лесохимических предприятий РФ и Европы. Специализируется на производстве картона и товарной целлюлозы, бумаги и бумажно-беловых изделий.

Единственный акционер АЦБК - австрийская компания PulpMillHoldingGmbH.

Экономика

23 сентября

Лесо­воз «Меха­ник Бри­лин» вто­рой раз за год прер­вал рейс из-за полом­ки двигателя

21 сентября

В нояб­ре в Архан­гель­ске прой­дёт дело­вой форум в индуст­рии гос­тепри­имства «Помор­ская HoReCa»

19 сентября

Деле­га­ция Архан­гель­ской области вер­нулась со вто­рого меж­дуна­род­ного рыбоп­ромыш­ленно­го форума

19 сентября

На «Север­ной вер­фи» в Санкт-Пет­ер­бурге заложи­ли новое судно для архан­гель­ских рыбаков

18 сентября

В Архан­гель­ской области сме­нил­ся поставщ­ик элект­ри­чес­кой энергии

18 сентября

В Архан­гельск из Аркти­ки теп­лохо­ды стали возв­ра­щать­ся с грузом

18 сентября

На про­грамме «Ты-предп­ри­ни­ма­тель» в Архан­гель­ске запус­тят стар­тап-ак­селе­ра­тор

16 сентября

Исландс­кий «Юпи­тер», отрем­он­тиро­ван­ный в Архан­гель­ске, ушел на Даль­ний Восток

14 сентября

На дело­вой части Мар­гари­тин­ки предп­ри­ни­ма­те­лям предс­та­вят меры под­дер­жки бизнеса

13 сентября

Про­ект «Бел­ко­мур» вклю­чён в стра­те­гию про­стран­ст­вен­ного раз­ви­тия РФ

13 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт кон­фер­ен­ция по повыше­нию финан­со­вой гра­мот­ности

13 сентября

На Мар­гари­тин­ке предп­ри­ни­ма­те­ли погово­рят с влас­тью о гос­поли­тике в сфере торговли

12 сентября

На рыбоп­ромыш­лен­ном фору­ме в Санкт-Пет­ер­бурге зало­жат судна для рыба­ков Архан­гель­ской области

12 сентября

Глав­ное дело­вое и тор­го­вое собы­тие осени в Архан­гель­ске прой­дёт с 20 по 24 сентября

11 сентября

Дело­вая «Мар­гари­тин­ка» отве­тит на воп­росы биз­неса, куль­тур­ная – подарит сказку