05.07.2017 13:11

Стартап из Архангельска выиграл грант московского Фонда содействия инновациям на два миллиона рублей

Стартап из Архангельска выиграл грант московского Фонда содействия инновациям на два миллиона рублей
Для достижения экономии некоторым предприятиям достаточно упорядочить использование тяжёлого оборудования, которое потребляет больше всего энергии
Павел Галкин, генеральный директор компании «Технология энергоучёта»
Евгений Шашков, помощник генерального директора компании «Технология энергоучёта»

Авторы успешной идеи – генеральный директор компании «Технология энергоучёта» Павел Галкин и его помощник Евгений Шашков.

Партнёры прошли путь от маленькой компании до успешно развивающегося бизнеса с множеством клиентов по всей России. Они занимаются автоматическим учётом электроэнергии – собирают, анализируют данные учёта и предлагают специальные решения для экономии на электричестве.

– Расскажите, как возник и развивался ваш проект?

– Компанию мы образовали год назад, хотя наш проект зародился ещё в 2013‑м. Поначалу мы не понимали, как можно продать наш продукт и в чём вообще его ценность. Пытались продвигаться в разных сегментах, но у нас долгое время Павел Галкин, генеральный директор компании «Технология энергоучёта»не получалось найти клиентов.

– И как же вы нашли своего клиента?

– В 2015 году Корпорация развития Архангельской области объявила об акселераторе «Импульс А», а мы заинтересовались и решили принять участие. По сути, до акселератора мы не особо понимали, что такое стартап, и тем более мы не собирались замахиваться на всю Россию. На акселераторе нас научили привлекать инвестиции – раньше мы решали все проблемы только собственными средствами. Мы стали финалистами этого проекта, и нам рассказали о возможности участия в акселераторе московского Фонда развития интернет-инициатив.

– Что полезного вам дало участие в программе Фонда развития интернет-инициатив?

– Всё просто удачно сложилось. Мы заинтересовались фондом, а они вышли на нас, узнав о нашем стартапе. Мы прошли отборочные испытания и попали во второй акселератор – на этот раз уже в Москве.

Пробыли там три месяца, и могу сказать – до Фонда развития интернет-инициатив наша выручка была в районе 20 000 рублей, после него мы вышли на уровень в 200 000 рублей, то есть увеличили прибыль в десять раз. Причём к этим 20 тысячам шли полгода, а здесь за три месяца мы добились результатов на порядок выше.

Благодаря фонду наш проект стал самоокупаемым и самодостаточным, мы нашли огромное количество клиентов и стали работать с различными предприятиями малого и среднего бизнеса. Мы смогли совершить очень важный шаг – сформировать предложение для рынка. Причём там ничего не делали за нас, нас именно учили, как нужно правильно всё разработать и представить.

А ещё мы смогли сформировать отдел продаж, который и занимается поиском новых клиентов. Сейчас в нём пока работают три менеджера, но мы планируем его расширять.

Энергетика должна быть экономной

– Что вы предлагаете своим клиентам? В чём выгода?

– Представим, что вы предприниматель и у вас большие затраты на электрическую энергию. Мы не предлагаем внедрять энергосберегающие меры, а просто проводим расчёты и анализ и подбираем для вашего предприятия выгодный тариф. В результате вы можете получить выгоду от 15 до 30 процентов.

– Сколько можно на этом сэкономить?

Евгений Шашков, помощник генерального директора компании «Технология энергоучёта»– Результаты нашей работы очевидны: мы очень сильно снижаем затраты на электроэнергию, например, некоторые предприятия благодаря нашей помощи экономят по 500–700 тысяч рублей в месяц. К нам приходят клиенты из различных сфер: ЖКХ, торговли, общественного питания. А недавно у нас появилось одно лесопильное производство – и в принципе мы готовы браться за любой сегмент.

– Как вы работаете с предприятиями?

– Обычно предлагаем клиенту поменять приборы учёта, говорим, какие нужны, а также можем выполнить монтажные работы. А иногда мы вообще работаем по энергосервисному контракту – приходим на объект, устанавливаем переносное оборудование, собираем данные (минимум неделю), потом проводим анализ, есть ли эффект от замены всех приборов учёта на новые, и если для предприятия есть выгода – мы за свой счёт ставим новые приборы учёта. А плату с предприятия берём только исходя из экономии, которую оно получит.

– А каков полный спектр ваших задач?

– Вначале мы занимались лишь тарифной аналитикой, но теперь знаем, что можно получить дополнительную выгоду от изменения режима работы предприятия. Например, у нас есть клиент в городе Клин (Московская область), для них мы сумели сэкономить 60 процентов затрат на энергию как раз за счёт небольшого изменения режима работы. Там это делалось вручную, а наша идея в том, чтобы автоматизировать процесс – собрать специальный «шкаф управления», который будет управляться через сайт и изменять режим работы по выгодному расписанию. И именно с этой идеей мы пришли в Сколково и презентовали её перед Фондом содействия инновациям. В финал конкурса прошли 49 проектов, и 13 из них получили поддержку, в том числе и наш. Теперь мы должны получить грант на эту разработку.

Причём некоторым предприятиям не нужно сильно менять режим работы – только упорядочить использование тяжёлого оборудования, которое потребляет больше всего энергии. Мы предлагаем установить контроль и использовать его в самые «дешёвые» часы.

Кстати, эту идею мы уже реализовали и в здании, где находится наш офис – на крыше установлена система антиобледенения, и если раньше она использовалась хаотично, теперь мы контролируем этот процесс, и она включается лишь в «дешёвые» часы. Касается это и обогревательного оборудования, и вентиляционных систем, и многого другого.

Цели и задачи

– Предложения для предприятий понятны, а как насчёт рядовых потребителей?

– Да, наше основное направление – работа с предприятиями, но есть у нас и клиенты среди обычных пользователей электросети. Например, те, кто сдают квартиры, но сами при этом живут в другом городе – они устанавливают счётчик с модемом, и им не нужно ездить каждый раз, чтобы снять показания – данные передаются напрямую поставщику энергии.

Этими услугами пользуются и СНТ (садовые некоммерческие товарищества), и дачные кооперативы. На дачах зачастую ставят счётчики на столбы, и чтобы на них не ползать и не стучаться в закрытые дома – мы ставим наш счётчик, и эти проблемы решаются.

– А какова география ваших клиентов?

– Наша схема проста и многим очень нравится – если нет экономии, значит, мы и не требуем плату. Поэтому мы заключили огромное количество договоров, и эта цифра растёт с каждым днём. Начинали работать в Архангельской области, а теперь у нас есть контракты и с предприятиями из Вологодской, Мурманской, Московской, Тульской, Ивановской, Нижегородской областей и из Украины.

– Как насчёт конкурентов?

– Конкуренция в нашей сфере существует, мы много раз встречались с подобными проектами, ведь эта тема в России активно развивается. Поэтому мы стараемся расшириться, развиться и занять в ней лидирующую позицию. Здесь нам хорошо помогает КРАО, например, благодаря им мы вышли на Архангельский «Водоканал» и заключили с ними контракт. Из крупных компаний мы сотрудничаем с ТЦ «Титан Арена» в Архангельске и с сетью «Пятёрочка», но пока только в Москве.

– В каком направлении вы планируете развиваться дальше?

– Прежде всего, нам нужно расширить отдел продаж – увеличить выручку предприятия, чтобы мы смогли сами инвестировать в разработки, а не искать какие‑то гранты и инвесторов.

Мы собираемся развивать наш бизнес, а не технологии – мы уже продумали схему, теперь нужно расширяться, в том числе и географически. Стараемся развивать идею управления режимами работы предприятий. Кстати говоря, аналогичное решение – управление режимами работы – предлагает всемирно известная компания «Tesla», с той разницей, что проект «Тesla Energy» использует аккумуляторы, чтобы пережить самые «дорогие» часы, мы же предлагаем использовать другие способы экономии – сохранять тепловую и механическую энергию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ЖУРАВЛЁВ Фото Артёма Келарева