Авторы успешной идеи – генеральный директор компании «Технология энергоучёта» Павел Галкин и его помощник Евгений Шашков.
Партнёры прошли путь от маленькой компании до успешно развивающегося бизнеса с множеством клиентов по всей России. Они занимаются автоматическим учётом электроэнергии – собирают, анализируют данные учёта и предлагают специальные решения для экономии на электричестве.
– Расскажите, как возник и развивался ваш проект?
– Компанию мы образовали год назад, хотя наш проект зародился ещё в 2013‑м. Поначалу мы не понимали, как можно продать наш продукт и в чём вообще его ценность. Пытались продвигаться в разных сегментах, но у нас долгое время Павел Галкин, генеральный директор компании «Технология энергоучёта»не получалось найти клиентов.
– И как же вы нашли своего клиента?
– В 2015 году Корпорация развития Архангельской области объявила об акселераторе «Импульс А», а мы заинтересовались и решили принять участие. По сути, до акселератора мы не особо понимали, что такое стартап, и тем более мы не собирались замахиваться на всю Россию. На акселераторе нас научили привлекать инвестиции – раньше мы решали все проблемы только собственными средствами. Мы стали финалистами этого проекта, и нам рассказали о возможности участия в акселераторе московского Фонда развития интернет-инициатив.
– Что полезного вам дало участие в программе Фонда развития интернет-инициатив?
– Всё просто удачно сложилось. Мы заинтересовались фондом, а они вышли на нас, узнав о нашем стартапе. Мы прошли отборочные испытания и попали во второй акселератор – на этот раз уже в Москве.
Пробыли там три месяца, и могу сказать – до Фонда развития интернет-инициатив наша выручка была в районе 20 000 рублей, после него мы вышли на уровень в 200 000 рублей, то есть увеличили прибыль в десять раз. Причём к этим 20 тысячам шли полгода, а здесь за три месяца мы добились результатов на порядок выше.
Благодаря фонду наш проект стал самоокупаемым и самодостаточным, мы нашли огромное количество клиентов и стали работать с различными предприятиями малого и среднего бизнеса. Мы смогли совершить очень важный шаг – сформировать предложение для рынка. Причём там ничего не делали за нас, нас именно учили, как нужно правильно всё разработать и представить.
А ещё мы смогли сформировать отдел продаж, который и занимается поиском новых клиентов. Сейчас в нём пока работают три менеджера, но мы планируем его расширять.
Энергетика должна быть экономной
– Что вы предлагаете своим клиентам? В чём выгода?
– Представим, что вы предприниматель и у вас большие затраты на электрическую энергию. Мы не предлагаем внедрять энергосберегающие меры, а просто проводим расчёты и анализ и подбираем для вашего предприятия выгодный тариф. В результате вы можете получить выгоду от 15 до 30 процентов.
– Сколько можно на этом сэкономить?
Евгений Шашков, помощник генерального директора компании «Технология энергоучёта»– Результаты нашей работы очевидны: мы очень сильно снижаем затраты на электроэнергию, например, некоторые предприятия благодаря нашей помощи экономят по 500–700 тысяч рублей в месяц. К нам приходят клиенты из различных сфер: ЖКХ, торговли, общественного питания. А недавно у нас появилось одно лесопильное производство – и в принципе мы готовы браться за любой сегмент.
– Как вы работаете с предприятиями?
– Обычно предлагаем клиенту поменять приборы учёта, говорим, какие нужны, а также можем выполнить монтажные работы. А иногда мы вообще работаем по энергосервисному контракту – приходим на объект, устанавливаем переносное оборудование, собираем данные (минимум неделю), потом проводим анализ, есть ли эффект от замены всех приборов учёта на новые, и если для предприятия есть выгода – мы за свой счёт ставим новые приборы учёта. А плату с предприятия берём только исходя из экономии, которую оно получит.
– А каков полный спектр ваших задач?
– Вначале мы занимались лишь тарифной аналитикой, но теперь знаем, что можно получить дополнительную выгоду от изменения режима работы предприятия. Например, у нас есть клиент в городе Клин (Московская область), для них мы сумели сэкономить 60 процентов затрат на энергию как раз за счёт небольшого изменения режима работы. Там это делалось вручную, а наша идея в том, чтобы автоматизировать процесс – собрать специальный «шкаф управления», который будет управляться через сайт и изменять режим работы по выгодному расписанию. И именно с этой идеей мы пришли в Сколково и презентовали её перед Фондом содействия инновациям. В финал конкурса прошли 49 проектов, и 13 из них получили поддержку, в том числе и наш. Теперь мы должны получить грант на эту разработку.
Причём некоторым предприятиям не нужно сильно менять режим работы – только упорядочить использование тяжёлого оборудования, которое потребляет больше всего энергии. Мы предлагаем установить контроль и использовать его в самые «дешёвые» часы.
Кстати, эту идею мы уже реализовали и в здании, где находится наш офис – на крыше установлена система антиобледенения, и если раньше она использовалась хаотично, теперь мы контролируем этот процесс, и она включается лишь в «дешёвые» часы. Касается это и обогревательного оборудования, и вентиляционных систем, и многого другого.
Цели и задачи
– Предложения для предприятий понятны, а как насчёт рядовых потребителей?
– Да, наше основное направление – работа с предприятиями, но есть у нас и клиенты среди обычных пользователей электросети. Например, те, кто сдают квартиры, но сами при этом живут в другом городе – они устанавливают счётчик с модемом, и им не нужно ездить каждый раз, чтобы снять показания – данные передаются напрямую поставщику энергии.
Этими услугами пользуются и СНТ (садовые некоммерческие товарищества), и дачные кооперативы. На дачах зачастую ставят счётчики на столбы, и чтобы на них не ползать и не стучаться в закрытые дома – мы ставим наш счётчик, и эти проблемы решаются.
– А какова география ваших клиентов?
– Наша схема проста и многим очень нравится – если нет экономии, значит, мы и не требуем плату. Поэтому мы заключили огромное количество договоров, и эта цифра растёт с каждым днём. Начинали работать в Архангельской области, а теперь у нас есть контракты и с предприятиями из Вологодской, Мурманской, Московской, Тульской, Ивановской, Нижегородской областей и из Украины.
– Как насчёт конкурентов?
– Конкуренция в нашей сфере существует, мы много раз встречались с подобными проектами, ведь эта тема в России активно развивается. Поэтому мы стараемся расшириться, развиться и занять в ней лидирующую позицию. Здесь нам хорошо помогает КРАО, например, благодаря им мы вышли на Архангельский «Водоканал» и заключили с ними контракт. Из крупных компаний мы сотрудничаем с ТЦ «Титан Арена» в Архангельске и с сетью «Пятёрочка», но пока только в Москве.
– В каком направлении вы планируете развиваться дальше?
– Прежде всего, нам нужно расширить отдел продаж – увеличить выручку предприятия, чтобы мы смогли сами инвестировать в разработки, а не искать какие‑то гранты и инвесторов.
Мы собираемся развивать наш бизнес, а не технологии – мы уже продумали схему, теперь нужно расширяться, в том числе и географически. Стараемся развивать идею управления режимами работы предприятий. Кстати говоря, аналогичное решение – управление режимами работы – предлагает всемирно известная компания «Tesla», с той разницей, что проект «Тesla Energy» использует аккумуляторы, чтобы пережить самые «дорогие» часы, мы же предлагаем использовать другие способы экономии – сохранять тепловую и механическую энергию.