13.07.2017 08:30

Взлёты и падения «Красной кузницы». Легендарный завод возрождается

Легендарный завод возрождается
Знак с указанием начала "Красной кузницы". Находясь на месте этого знака, Петр Первый повелел основать в этих краях судоверфь

Одним из старейших предприятий Архангельской области является «Красная кузница». Именно со стапелей архангельской судоверфи в далеком 1694 году сошел первый в истории современной России корабль — 24-пушечный фрегат «Святой Павел».

Первое российское судно в том же году по «торговым делам» отправилось в Западную Европу.

Первый порт России

Главную роль в спуске фрегата на воду играл юный царь Петр Первый. Самодержец не только присутствовал при рождении российского первенца, но и следил за его первыми мореходными шагами. На царской яхте он лично сопровождал «Святого Павла» при прохождении того от Архангельска до горла Белого моря.

Царь был инициатором того, что государственная или, как тогда говорили, казенная судоверфь, впервые появилась именно на Беломорье. Архангельск того времени был единственным российским портом, пригодным для связей со всем цивилизованным миром, к коим тогда справедливо относилась Западная Европа. Английские и голландские суда караванами везли в наш город заморские товары, которые закупались и для царского двора. В частности, сохранились воспоминания московского дьяка, предложившего «Его Величеству» лимон. Приближенные монарха высказались, что «это ягода добра, только рожу кривит».

На выбор Архангельска как на место первой государственной судоверфи сыграло и наличие в нашем регионе традиций частного судостроения. Произведения архангельских корабелов оказались настолько новаторскими по технологиям, что их впоследствии копировали на ведущих западных верфях.

«Азов» и Соломбальское адмиралтейство

Следующая знаменитая страница завода — Архангельское или Соломбальское Адмиралтейство, действовавшее на месте современной «Красной кузницы» с 1733 по 1862 год. Более ста лет здесь строились корабли, составившие силу и славу отечественного ВМФ. Ярчайший пример – 74-пушечный линейный корабль «Азов». За успешные действия во время Наваринского сражения 1827 года против турок детище архангельских кораблестроителей стало первым в истории России гвардейским кораблем.

В 1862 году Соломбальское адмиралтейство посетил император Александр Второй. Пришел, всё посмотрел и оценил. Сказал, что Россия переходит на строительство парового металлического флота. Соломбальцы (Соломбала — исторический корабельный район Архангельска) воспрянули – понадеялись, что пойдут заказы, реконструкция. Но вместо перспективной работы адмиралтейство вообще закрыли.

Вплоть до 1922 года, когда и был организован судоремонтный и судостроительный завод «Красная кузница», ни о какой нормальной работе не было и речи. Вместо полноценных производств дело обходилось мастерскими коммерческого флота.

Ленин — почетный котельщик

С приходом Советской власти здесь началось настоящее производство. Началось мощнейшее насыщение этой территории станками, оборудованием. Пошли люди. В ряды рабочих попал даже Владимир Ильич. Основатель первого в мире пролетарского государства был принят на «Красную кузницу» почетным котельщиком корпусного цеха. И ему даже начисляли реальную заработную плату.

Во второй половине 30-х годов начали строить современнейшие цеха. Кое где они сохранились, но в плачевном состоянии.

Ну а потом – Великая Отечественная война. Завод «Красная кузница» выполнил основную часть по судоремонту кораблей Северных конвоев. После войны на завод было любо-дорого смотреть. Коллектив – четыре тысячи человек. Мощнейшее производство.

В 1954 году небольшая часть «Красной кузницы» площадью в девять гектаров была передана в военное ведомство для организации специализированного завода №176, занимающегося ремонтом кораблей Беломорской военно-морской базы.

«Звездочка» приходит на помощь

В середине первого десятилетия XXIвека с приходом на должность министра обороны печально знаменитого Сердюкова для завода №176 наступили тяжелые времена. Заказы прекратились, в заводоуправлении осталось человек семь, в цехах – по одному-два человека.

От полного разорения предприятие спас северодвинский Центр атомного судостроения «Звездочка». В 2007 году завод №176 был принят в состав Центра в качестве одного из филиалов, что сразу же благотворно сказалось на заказах. Сюда стали приходить на ремонт суда Северного флота, что потянуло за собой увеличение коллектива. Люди начали возвращаться в родное предприятие.

А в 2010 году специалисты провели ревизию всего, что осталось на «Красной кузнице» – что не успели утащить. Начали тащить к этому времени всё, даже доки. В 90-е годы нараспродавали до того, что в одном из цехов даже организовали собачий питомник. «Красная кузница» к этому времени перестала существовать.

- Когда работники «Звездочки» и возрожденного 176-завода пришли сюда, — вспоминает ветеран архангельского предприятия оборонки Валерий Коваленко, — увидели сплошной развал, похожий на последствия Сталинградской битвы. Чтобы убрать весь хлам, например, из блока цехов, пришлось обращаться к помощи УФСИН. Главное тюремное управление региона прислало сюда целую армию расконвоированных заключенных, целый месяц грузивших скопившийся хлам на КАМАЗы.

В 2012 году, чтобы приступить к возобновлению полноценной работы, пришлось избавиться от влияния прежних собственников. «Звездочка» выкупила у них 129 объектов, оставшихся от прежнего завода. Тридцать гектаров «Красной кузницы» влились в состав небольшого 176-завода, уже ставшего филиалом «Звездочки». Новое объединенное предприятие получило прежнее историческое наименование – «Красная кузница».

Завод сейчас не только ремонтирует суда, но и строят их – с 2012 года построено четыре. Первым появился сухогруз «Пирамида». Судно, успешно работающее в районе Шпицбергена. Следующим стало лоцмейстерское судно «Вавчуга». Ещё два буксира предприятие изготовило для своих нужд.

Будем надеяться, что это начало. Предприятие успешно развивается и модернизуется. Закупаются новые уникальные станки. Коллектив завода увеличивается, зарплаты тоже. Для рабочих вскоре обещают начать строительство жилого микрорайона. В общем, перспективы у предприятия замечательные. «Красная кузница» непременно вернется в число лидеров судостроительной отрасли не только России, но и мира.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея