В Архангельской области выбирают регионального оператора по обращению с отходами

7 марта 17:03 Из газеты
Повторное вовлечение ТКО в хозяйственный оборот - одна из задач регионального оператора.
Повторное вовлечение ТКО в хозяйственный оборот - одна из задач регионального оператора.

6 марта были вскрыты конверты с заявками участников конкурса.

Год назад в Архангельске случился мусорный коллапс. Крепкий мороз и предновогодний потребительский бум сделали своё дело: граждане тоннами выносили к мусоропроводам и контейнерам свои бесконечные коробки, пакеты и вёдра, а немногочисленные (для праздничного периода) мусоровозы переставали заводиться при минус 35 по Цельсию. Во дворах не по дням, а по часам росли рельефные холмы и поляны из отходов.

Ситуация была показательной: к сожалению, мы начали привыкать к обрастанию мусором. Согласно данным статистики, рост образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в России составляет 4,6 процента на душу населения в год. К 2016 году этот показатель достиг 423,5 килограмма на человека, притом что за шесть лет до этого, в 2010‑м, было почти на 100 кило меньше… Впечатляет? Но выход есть.

Обеспокоены все

— Ситуация в сфере обращения с отходами у нас близка к критичной, – считает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест Белокоровин. – Свалки переполнены и горят. Мы все прекрасно помним, как в октябре прошлого года почти месяц не моглиЭрнест Белокоровин. потушить свалку в Северодвинске, дымом от которой всё это время дышали горожане. Аналогичная ситуация и в Архангельске.

Депутат отмечает, что в регионе растёт число несанкционированных свалок. О том, как обуздать мусорную стихию в Поморье, задумались давно.

— Несколько лет назад начали предпринимать попытку навести порядок в сфере сбора и утилизации отходов, – напоминает председатель комитета Облсобрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу Александр Дятлов. – Было подписано концессионное соглашение с компанией, которая планировала заняться реализацией проекта: прежде всего, построить мусороперерабатывающий завод, сортировочные станции для отходов, рекультивировать старые свалки в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и Приморском районе. Речь шла о применении передовых технологий.

По мнению Александра Дятлова, для области это была бы выгодная концессия: она не требует бюджетных вливаний. Оставалось только найти участок под завод и обеспечить его загрузку. Но началась проблема с поиском территории. Депутаты Новодвинска выступили против завода и современного полигона ТКО. Хотя непонятно, чем старая свалка лучше. История повторилась в Северодвинске: притом что существующая свалка там горит постоянно, а город Александр Дятлов.затягивает смогом.

— Со своими устаревшими свалками мы до сих пор пребываем фактически в XIX веке. Их продолжают эксплуатировать, несмотря на регулярные предписания надзорных органов, – констатирует Александр Дятлов.

Зампредседателя областного Собрания Виталий Фортыгин также выражает обеспокоенность по поводу исчерпавших свой ресурс полигонов ТКО и несанкционированных свалок и называет реформу системы обращения с отходами одной из приоритетных задач для региона.

Проект, важный для региона

История с поиском цивилизованного решения проблемы получила новый виток. Поморье вошло в число пилотных российских регионов, где появится управляющая компания в сфере обращения ТКО – региональный оператор.

— Требуется кардинальная реформа сферы обращения с отходами. Этим вопросом сейчас и занимается региональное правительство, которое проводит конкурс по выбору регионального оператора по обращению с ТКО. На регоператора будет возложена обязанность по строительству современной инфраструктуры, ликвидации свалок, организации всей системы сбора, вывоза, обработки и захоронения твёрдых коммунальных отходов, – поясняет Эрнест Белокоровин.

— Появление единого регионального оператора – выход из сложившейся ситуации, – считает Александр Дятлов. – Проект очень важен для региона. Прежде всего, с точки зрения экологии.

Настораживает одно: на конкурсы нередко заявляются недобросовестные компании. Архангельск и Северодвинск столкнулись с такими подрядчиками в 2017 году на контрактах по благоустройству. В Северодвинске до сих пор монтируют 24 лифта, которые должны были запустить до Нового года.

Необходимо внимательно подойти к выбору оператора, считает Александр Дятлов. Нужно знать всё о претендентах: где они работали прежде, каковы результаты их деятельности. Чтобы не получилось так, что мы выбираем непрофессионалов, потом мучаемся, расторгаем договор и ищем новую компанию.

Высокая ответственность

На момент написания статьи редакция не располагала данными о том, сколько претендентов заявилось на конкурс. В день вскрытия конвертов – 6 марта – номер уже был сдан в печать. Но судя по информации СМИ, участников должно быть, как минимум, двое.

АО «Управление отходами» – крупнейшая в стране концессионная компания в сфере обращения с ТКО – имеет головной офис в Москве и опыт работы на Севере: занимается реализацией высокотехнологичного крупного проекта в Мурманской области, где создан и функционирует экотехнопарк компании. Мусороперерабатывающие производства АО «Управление отходами» построены и работают в Нижегородской, Саратовской областях, а также в Чувашии и ряде других регионов.

Вторую организацию, «Чистый город», можно условно отнести к южанам, поскольку базируется она в Волгограде и зашла на тамошние рынки (Волгоград, Астрахань, Калмыкия).

В чью пользу будут аргументы? Не берёмся сказать, предоставим слово экспертам.

— Это очень серьёзная ответственность, поэтому региональным оператором должна быть компания, которая доказала высокую эффективность в других регионах, имеет опыт работы в наших климатических условиях. В соседнем Мурманске уже построен современный мусороперерабатывающий комплекс. Зачем изобретать велосипед, когда можно перенять положительный опыт наших соседей? – говорит Эрнест Белокоровин.

Ещё в рамках концессии правительство области рассматривало проект современного мусороперерабатывающего комплекса, а инвестор гарантировал финансирование его строительства и ликвидацию существующих свалок. Концессия выгодна в сравнении с прочими инвестпроектами еще и тем, что созданная инфраструктура переходит в собственность региона.

— Непонятно, почему тот проект исчез из поля нашего зрения. Считаю, что он может стать базисом для создаваемой новой системы обращения с отходами. Хотелось бы рассчитывать на взвешенное и справедливое решение конкурсной комиссии, поскольку существуют некоторые опасения, что заявиться на участие в конкурсе могут нечистые на руку игроки. В этом случае, конечно, ни о каком строительстве современной мусороперерабатывающей инфраструктуры и ликвидации свалок не может быть и речи. Область будет отброшена в развитии системы обращения с отходами на несколько лет назад, мы только усугубим имеющиеся экологические проблемы, – обращает внимание Эрнест Белокоровин.

Виталий Фортыгин.– Арктика требует особой дисциплины и трезвой оценки своих возможностей, – резюмирует Виталий Фортыгин. – Считаю недопустимым, чтобы к управлению всем региональным комплексом пришли временщики – мелкие фирмы, единственная цель которых – заработать на тарифе. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда выбранные в результате конкурса подрядчики банкротились и признавали свою неспособность выполнить взятые на себя обязательства.

В процессе вскрытия конвертов участников конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО 6 марта стали известны основные параметры конкурсных предложений участников.

Александр СВЕТЛОВ

Экономика

13 ноября

За 9 меся­цев 2018 года Архан­гель­ская область зарабо­тала 42 мил­ли­ар­да рублей

12 ноября

Новым минис­тром эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия Архан­гель­ской области наз­начи­ли Ивана Кулявцева

8 ноября

Дип­ломы кон­курса «100 луч­ших това­ров Рос­сии» получи­ли 19 това­ров Архан­гель­ской области

1 ноября

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

29 октября

В Архан­гельск при­был новый земс­на­ряд «Белое море»

24 октября

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния утверди­ли измене­ния в бюд­жете региона

24 октября

Рай­ффайз­ен­банк начал обслу­живать малый биз­нес в Архан­гель­ске

22 октября

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето

22 октября

В реконст­рук­цию «Крас­ной Куз­ницы» обе­ща­ют вло­жить 30 мил­ли­ар­дов рублей

22 октября

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

20 октября

Эко­тех­нопарк «Шиес»: новые тех­ноло­гии обраще­ния с отходами

19 октября

Архан­гель­ский «Рос­морпорт» гото­вит­ся к ледо­коль­ной компании

Похожие материалы

1 ноября Экономика

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября Экономика

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября Экономика

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября Экономика

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

22 октября Экономика

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

10 октября Экономика

В селе Мати­горы откры­лся цех по пере­раб­от­ке молока

28 сентября Экономика

Солом­баль­ский маши­нос­тро­итель­ный завод: новое время – новые горизонты

27 сентября Экономика

Живое «сущес­тво» весом в 100 тысяч тонн чис­тит воду на ЦБК в Коряжме

21 сентября Экономика

В нояб­ре в Архан­гель­ске прой­дёт дело­вой форум в индуст­рии гос­тепри­имства «Помор­ская HoReCa»

19 сентября Экономика

Деле­га­ция Архан­гель­ской области вер­нулась со вто­рого меж­дуна­род­ного рыбоп­ромыш­ленно­го форума

19 сентября Экономика

На «Север­ной вер­фи» в Санкт-Пет­ер­бурге заложи­ли новое судно для архан­гель­ских рыбаков

5 сентября Экономика

Вмес­то тлею­щего полиго­на – эко­тех­нопарк

31 августа Экономика

В рыб­ный порт Архан­гель­ского тралф­ло­та при­было оче­ред­ное судно с мореп­род­ук­ци­ей