14.10.2015 12:33

Хлеб на камнях и живое молоко

Кондитер Наталья Игнатова

В прошлом выпуске «Правды Севера» мы рассказывали о частной пекарне, которая работает в отдаленном селе Ручьи Мезенского района. Даже в таком небольшом поселении на берегу Белого моря эта пекарня не единственная, а значит, есть конкуренция. А как обстоят дела в этой сфере на «большой земле»? 

В Архангельске и соседних городах – Северодвинске и Новодвинске – за последние несколько лет открылось немало частных пекарен.

Некоторые из них переросли в местные торговые сети и пополнили ассортимент своей продукции другими товарами.

Так произошло и в случае с архангельской компанией «Двинские». Все началось с собственной пивоварни, которая появилась в Архангельске еще девять лет назад.

– Тогда возникло желание создать в нашем городе производство живого пива, с небольшим сроком хранения. Позже добавили разлив кваса и морса под нашей торговой маркой, – рассказывает владелец фирмы Сергей Стариков.

На этом этапе становления бизнеса реализация продукции происходила через местные торговые сети. Со временем у многих сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков возникает желание продавать свою продукцию самим. Тем более что попасть в торговые сети фермерам и малому бизнесу – большая проблема.

– Федеральные торговые сети вообще не ориентированы на местных товаропроизводителей. С ними работать неудобно. Даже местные торговые сети далеко не всегда возьмут продукцию, выращенную или переработанную в своем регионе, – объясняет Сергей Стариков.

В то же время многие сельхозпроизводители, даже делая качественную продукцию, далеко не всегда способны ее самостоятельно реализовать. Кому-то не хватает умения ее продвигать на рынке, кто-то не может предложить клиенту что-то новое, а некоторые просто не выдерживают конкуренции.

Натуральные продукты из глубинки

Архангельские предприниматели решили завоевать свою долю рынка за счет качества.

По утверждению руководства компании, в их продукции используются только натуральные продукты. Причем, что немаловажно, родом из архангельской глубинки.

В новодвинском магазине-пекарне. Продавец Юлия Булычева за работойТак, ягоды для начинки пирогов и производства кваса и морса привозят из Виноградовского и Пинежского районов.

– У нас есть партнер, который занимается приемом ягод от населения. Мы берем только то сырье, на которое есть соответствующая декларация и документы, – говорит Сергей Стариков.

Аналогичная ситуация сложилась и с молоком.

Предприятие сотрудничает с несколькими производителями из Холмогорского и Приморского районов Архангельской области.

– Мы используем щадящую, инфракрасную обработку молока. От местных фермеров берем сырое молоко, обрабатываем его на специальном оборудовании (обеззараживаем) и получаем питьевое молоко. Главная особенность, что мы его не нормализуем, то есть показатель жирности и белка остается таким же, соответственно, его полезные свойства не теряются, – продолжает Сергей Стариков.

Такая технология имеет и свои минусы – срок годности молока составляет всего 72 часа.

Интересно, что здесь разливают молоко не в привычные «тетра-паки», а в обычные литровые пластиковые бутылки. Оказалось, что стоимость пакетов сильно зависит от курса валют, поскольку значительная часть сырья для их производства привозится из-за границы.

Экономия на упаковке, в том числе, дает возможность производителям сохранять в течение года одну и ту же цену на молоко.

– Важно не только, чтобы продукция была вкусной, но и чтобы она была доступна широким массам населения, – уверен предприниматель.

Помимо собственных продуктов, в «Двинских» магазинах продается продукция и других предприятий. Так, шенкурский молокозавод уже давно продвигает свои йогурты и творог через эту торговую сеть.

– К своим партнерам у нас достаточно жесткие требования. Вся продукция должна выпускаться только из натурального сырья, без использования пищевой химии и с ограниченным сроком годности. В то же время мы и помогаем своим партнерам, помня о том, что совсем недавно были в таких же условиях, как они, – рассказывает Сергей Стариков.

Расширяться не спешим

Сейчас в компании работают около 70 человек, в основном молодые специалисты. По российским меркам – это микробизнес.

– Даже профессиональный персонал нужно постоянно учить и воспитывать.

Я бы не сказал, что в нашем регионе сложно найти подходящих людей. Мы не спешим расширяться. Сейчас у нас работают восемь магазинов в Архангельске и Новодвинске, одна пекарня в Новодвинске и еще одна вскоре откроется после реконструкции в Архангельске. Вопрос в качестве, если мы его не можем обеспечить, то и расширяться нецелесообразно, – считает бизнесмен.

При этом даже в таком небольшом коллективе существует горизонтальная маневренность сотрудников. Так, молодой продавец в Новодвинске после приобщения к работе в пекарне стала кондитером.

– Я попробовала – мне понравилось работать в пекарне. Сейчас я занимаюсь всей «кондитеркой», но больше всего мне нравится делать печенюшки, – рассказывает кондитер Наталья Игнатова.

Кстати, в этой пекарне хлеб пекут не в обычных электрических печах, а в печах с камнями.

– Я работаю в этой сфере уже более пятнадцати лет. Сейчас мы печем хлеб во все наши магазины Новодвинска и Архангельска. Объемы большие. Начинки к пирогам нам поступают из другого цеха в виде полуфабрикатов. Мы занимаемся чисто тестом, работаем 24 часа в сутки. Сейчас в пекарне трудятся десять человек. В основном это молодые работники. Условия у нас хорошие и коллектив очень дружный.

Отсюда и стремление у персонала научиться чему-то новому и сделать свою работу качественно, – рассказала бригадир новодвинской пекарни Елена Бобяк.

– Чаще всего у нас покупают выпечку и хлеб. Обычно к концу дня уже всю продукцию разбирают. Мы стараемся, чтобы покупателям было приятно приходить к нам. С утра чаще приходят пенсионеры, после пяти – рабочие с завода, – рассказывает продавец в Новодвинске Юлия Булычева.

А недовольный клиент всегда может позвонить самому директору компании – визитки с номером мобильного телефона есть во всех магазинах. Разбираются в каждом конкретном случае.

Не думая о кризисе

Новая экономическая ситуация – кризис – не могла не задеть и местных сельхозпроизводителей, и переработчиков. Но, как оказалось, не так все плохо.

– Мы не концентрируем свое внимание на кризисе. Сейчас у малого бизнеса колоссальные возможности в России. Здесь важнее подход самого бизнеса к клиентам и своей продукции, – считает Сергей Стариков.

По его мнению, снижение покупательной способности населения во время кризиса можно компенсировать только доступными ценами и качеством продукции.

– Покупатели «голосуют» кошельком, все просто, – говорит он.

Что существенно усложнило жизнь сельхозпереработчиков в последнее время, так это рост цен на оборудование. К сожалению, отечественные производители печей еще не достигли качества иностранных компаний, а поэтому местные фермеры и переработчики пока вынуждены закупать оборудование за границей.

Из-за разницы в курсах валют это отражается и на конечной стоимости буханки хлеба и бутылки молока.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег МАГЛИЧ. Фото автора.