17.04.2019 15:17

Андрей Заика: «Система подготовки специалистов для рыболовства устарела»

Андрей Заика. Фото Артёма Келарева

Председатель Союза рыболовецких колхозов Поморья – о проблемах и успехах

Архангельск стал первым городом, принявшим конференцию научных экспертов стран-участниц Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана. Форум потребовался для формирования плана изучения участков арктических морей, где прежде не велось интенсивное рыболовство. В конференции участвовали не только учёные, но и рыбопромышленники. Предполагается, что рыбаки помогут науке на определённых этапах исследований. Впрочем, спектр рассматриваемых проблем был шире.

– Конференция посвящена препятствованию незаконному, нерегулируемому промыслу и носит прикладной характер, – говорит председатель Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика. – Проблема достаточно серьёзная. Об этом свидетельствует широкий состав делегаций: все арктические государства, и не только они, принимают участие.

– Андрей Анатольевич, вы участвуете в круглых столах. Очевидно, у рыбаков есть свой интерес к решению проблем, заявленных в повестку дня. Вы обозначите позицию вашего объединения по конкретным вопросам?

– Да, конечно. У нас есть своя точка зрения на ведение промысла, Правила рыболовства, на подготовку кадров для рыбной промышленности.

Мы считаем, что система подготовки специалистов для нашей отрасли в России устарела. Специалисты должны быть более подготовленными к реалиям сегодняшнего дня. Нужно изменить систему дисциплин, преподавания, количество часов, перестать учить будущих рыбаков тем предметам, которые им в дальнейшем совершенно не пригодятся.

– Каким должен быть современный формат подготовки профессионального рыбака?

– Самый известный пример – на наших судах работают судовые механики (дизелисты), есть электромеханики, есть рефмеханики. Но если взять во внимание другие великие рыболовные нации – испанцев или наших соседей норвежцев – то у них нет такого деления, там работают судовые инженеры. Судовые инженеры занимаются только своей работой, судоводители – своей. На подвахту инженер не ходит, все занимаются своими профессиональными обязанностями.

– Слово «инженер» в данном случае подразумевает необходимость высшего образования, бакалавриата?

– На самом деле, я не говорю об уровне, степени образования. Этот вопрос, скорее, к представителям системы подготовки кадров. Смысл в том, что судовой инженер должен профессионально делать свою работу, разбираясь во всех нюансах механики и электрики. По сути, это универсальный специалист.

– Глава Росрыболовства Илья Шестаков сказал, что для ведомства было очень важно, чтобы не только крупные предприятия, но и рыболовецкие колхозы поверили государству и начали обновлять свой флот по инвестиционным квотам. Как продвигается дело?

– Мы уверенно реализуем инвестпрограмму. Строительство нашего ярусолова-процессора, инвестирование идут согласно графику (судно проекта MT1112XL строит петербургское предприятие «Северная верфь»). У нас всё в порядке, и я не предполагаю никаких сбоев. В 2020 году это судно будет в строю.

– С прошлого года ваше объединение готовилось к запуску новой продукции – варёно-мороженой креветки. Продукт готов к выпуску?

– Был сделан первый рейс судна, оборудованного под ловлю креветки. 17 апреля мы отгружаем улов, и я думаю, что к майским праздникам наша новая продукция появится на прилавках магазинов в Архангельске.

Вся продукция будет выпускаться под брендом Cold Waters («Холодные воды»). У нас налажены прямые контакты для поставок в сеть «Петровский», но мы постараемся представить новую продукцию максимально широко.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор СЕМЁНОВ