10.03.2020 19:23

Архангельский траловый флот: путь в море начинается на берегу

Траулер «Белокаменка»

Архангельский траловый флот – единственное предприятие Северного рыбопромыслового бассейна, у которого есть своё учебно-тренажёрное судно

В Маймаксе, у причала базы технического обслуживания Архангельского тралового флота стоит траулер «Белокаменка». Глядя на него, никак не скажешь, что ему уже 44 года, что он уже давно не выходит в море, не ловит рыбу. Однако на его борту побывали едва ли не все моряки Архангельского тралового. И не только они. Дело в том, что «Белокаменка» – это учебно-тренажёрный комплекс.

Главное – безопасность

Его директор – Михаил Александрович Щукин. Стаж работы в Архангельском траловом флоте – 35 лет. Пришёл на флот, как и все, по распределению. Да так и остался на всю жизнь. О себе говорит, что был капитаном, капитаном и остаётся.

Содержание учебно-тренажёрных судов – дело достаточно затратное. Архангельский траловый флот – единственное предприятие Северного рыбопромыслового бассейна, у которого есть своё учебно-тренажёрное судно. Почему компания идёт на это? Да потому, что безопасность мореплавания и выучка экипажа превыше всего.

В своё время такие суда были у всех крупных предприятий. Для подготовки и повышения квалификации своих работников. А уже потом появились образовательные стандарты, образовательный бизнес. Он расширялся, и сама научно-техническая образовательная база – она дорогого стоит. Дорого обходится обслуживание судна, а закупка оборудования для той или иной программы ещё дороже. Но ведь до появления «Белокаменки» работники тралового флота в течение многих лет были вынуждены ездить в Москву, в Санкт-Петербург или в Мурманск. А сегодня уже Архангельск играет ведущую роль на Северо-Западе России по предоставлению таких услуг. Сегодня в Архангельске АТФ – монополист. И если вдруг завтра он останется без «Белокаменки», то плавсостав снова будет должен ехать в тот же Санкт-Петербург или в Мурманск.

Сегодня плавсостав, который уже продолжительное время работает, подтверждает свою компетенцию. Раз в пять лет диплом надо подтверждать. Это одна из основных задач учебно-тренажёрного комплекса. Если в Архангельский траловый флот приходит выпускник морского рыбопромышленного техникума, то, несомненно, часть знаний, необходимых для получения рабочего диплома, у него есть. Но если он хочет получить полноценный рабочий диплом на пять лет, то должен их подтвердить.

Сейчас многие выпускники Архангельского рыбопромышленного техникума получают дипломы без выполнения плавательного ценза. Руководство Архангельского тралового флота настаивает, чтобы за годы обучения выпускник получал бы дипломы матроса, моториста, чтобы он мог хотя бы на эти должности устроиться. Сейчас плавательный ценз для судоводителя – 12 месяцев. То есть за время обучения год студенты должны провести в море. Правда, сейчас в учебных заведениях есть так называемые «интегрированные мостики», и если студент прошёл на нём обучение, то плавательный ценз может быть уменьшен на два месяца. Но сегодня и десять месяцев ценза набрать сложно. А если на флоте понимают, что студент собирается работать, то ему всячески помогают, подтягивают этот самый плавательный ценз. С тем, чтобы покинув стены учебного заведения, он был уже дипломированным специалистом. А многие предприятия рыбопромышленного комплекса сегодня эту практику не осуществляют. Да ещё в большинстве случаев слушатель должен пройти службу в Вооружённых силах. Вернётся после службы в армии, доучится, ценз пока наплавает. Останется ли у него тогда желание ходить в море или исчезнет?

Сам капитан Щукин получил свой первый рабочий диплом, имея 28 месяцев плавательного ценза. Раньше было проще. Было государственное распределение. Сначала на практику, потом на работу. Теперь, по окончании учебного заведения, выпускник сам должен искать себе работу. Если, конечно, за время учёбы не приглянулся какой‑нибудь рыбопромышленной компании. Раньше, как правило, молодой специалист рос до капитана, работая в одной компании, то есть был всё время на виду, а сейчас он рейс сходил в одной, потом в другой, потом в третьей. В итоге никто толком и не понимает, какой специалист получается на выходе.

Раньше подход к выдаче диплома был намного серьёзней. И ценз плавательный раньше был не 12, а 18 месяцев. То есть за три года обучения половину ты должен был провести в море. Надо сказать, что вопрос о государственном распределении периодически поднимается, но пока никаких решений по этому поводу и близко нет. Раньше учиться часто шли те, у которых ценз уже был наплаван, а сейчас идут прямиком со школьной скамьи. И бывает так, что за годы учёбы студент на учебной практике вообще не был. Приходит с учебным дипломом и еле‑еле сдаёт на матроса!

В АТФ правила строгие

В Архангельском траловом флоте до сих пор не отменён ежегодный техминимум. А вот если проверять компетенцию раз в пять лет, то мы скоро забудем, что этот специалист из себя представляет. В АТФ такого нет. Здесь все специалисты как на ладони. Частые гости на «Белокаменке» – студенты рыбопромышленного колледжа. Первокурсники приходят на экскурсии, потом для них проводят занятия, каждый курс проходит тренинги.

Сейчас, чтобы выйти просто на практику, студенты обязаны пройти в учебно-тренировочном комплексе две программы. Это начальная подготовка по безопасности и охрана судна. Без этого контроль просто не выпустит в море. За учебный год каждый студент хотя бы по неделе здесь обучается. «Белокаменка» ведёт подготовку рядовых кадров для рыбной отрасли. Соответствующие лицензии есть. Группы, конечно, на такое обучение не набирают. Просто не хватит кадров для обучения. А вот если компания берет выпускника на работу, то его обучают индивидуально. И делают это с удовольствием. Перечень программ обучения велик. Сегодня здесь есть всё, что нужно моряку. Всего учебно-тренажёрный комплекс ведёт обучение по сорока программам.

Почему ничего не растеряли? Да потому, что не стояли на месте. Скоро вековой юбилей отметит сам Архангельский траловый флот, а после этого ещё одна круглая дата – 40 лет исполнится флотскому тренажёрному центру. И все эти годы центр совершенствуется. Сегодня учебное судно «Белокаменка» выглядит лучше, чем рабочий траулер! А ведь он много лет отходил в море. Была такая серия зверобойно-рыболовных судов, которые назвали по именам посёлков на побережье Баренцева моря – «Териберка», «Гремиха», «Белокаменка».

Внедрение многих программ стоит огромных усилий. Порой на внедрение той или иной программы уходит до полутора лет. Есть танкерная программа, пассажирская программа. Они рыбакам вроде бы и ни к чему, но они есть. Чтобы на месте не стоять, развиваться. На старом багаже далеко не уедешь, вот постоянно и внедряется новое. Главное, что у руководства АТФ инициативы центра вызывают полное понимание.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Андрей ПРИВАЛИХИН