22.03.2017 14:41

Владимир Кирилов: Коэффициент технической готовности держим стабильно!

Группа «Илим» за 2014–2016 годы вложила в техническое перевооружение лесного филиала в Коряжме более 42 миллионов долларов.

Владимир Кирилов, технический директор лесного филиала Группы «Илим»Своевременное обновление техники сыграло свою роль в успешном выполнении планов по заготовке и доставке лесного сырья на комбинат, снижении себестоимости продукции, повышении эффективности процессов.

Технический директор лесного филиала Владимир Кирилов считает, что цель достигнута благодаря тщательной аналитике эксплуатации оборудования в последние годы.

– На обновление парка лесозаготовительных комплексов (харвестер+форвардер) за три года направлено 15 миллионов долларов. Нормативный срок эксплуатации лесозаготовительной техники – 5 лет или 25 тысяч рабочих часов, что раньше наступит. К этому нормативу мы пришли опытным путем: собирали статистику по машинам, начиная с 2001 года, и установили, что после 25 тысяч часов работы ремонт и замена запчастей «съедают» бюджетные средства, увеличивают себестоимость каждого кубометра заготовленной древесины.

Да, в Европе машины продают при сроках эксплуатации менее 15 тысяч моточасов. Но мы опираемся на рациональные решения: если до 25 тысяч машина работает нормально – значит, она должна работать, после – надо менять.

Такое решение в отношении лесозаготовительных комплексов руководство компании приняло еще в 2008 году, и с тех пор мы его выполняем.

– То есть в следующем году будет десять лет как вы меняете технику в зависимости от сроков эксплуатации. Эффект виден?

– Конечно. Из года в год растет производительность. Если раньше среднесписочный харвестер заготавливал 55 тысяч кубометров древесины в год и мы считали этот результат отличным, то сегодня делаем более 85 тысяч и уже этот показатель принимаем как норму.

Считаю, все наши шаги в этом направлении дали эффект, в том числе профессиональная подготовка операторов, тщательный выбор лесфонда, надежные дороги, техобслуживание машин. Сегодня коэффициент технической готовности машин (КТГ) держится выше уровня 0,85 (то есть 85% времени техника работает, 15% – в ремонте. – Прим. автора). Это стабильно!

– Владимир Александрович, на наших делянках много лет работают лесозаготовительные комплексы «Джон Дир». Но в последние годы появились машины «Понссе». Почему?

– Такова политика Группы «Илим»: на торги по закупке техники мы привлекаем не менее трех-четырех компаний, чтобы исключить риски монополизма. В 2015 году компания «Понссе» победила в одном из лотов, и мы приобрели партию техники. Сегодня на делянках работают десять машин (харвестеров и форвардеров) этого производителя.

Могу сказать, что все машины хороши, по техническим характеристикам они не отличаются.

А использование в лесозаготовке двух моделей машин позволяет создавать условия здоровой конкуренции среди поставщиков.

– Куда деваете старые машины?

– Харвестеры выставляем на продажу. Форвардеры переводим на вспомогательные работы, погрузку леса или продаем.

– Поговорим о модернизации производственной базы ЛЗУ. На что обращаете внимание как опытный специалист в области лесозаготовки?

– Как было десять лет назад на наших лесозаготовительных участках (ЛЗУ) и что есть сегодня – это небо и земля. Мы выстроили ремонтно-стояночные боксы с встроенными административными корпусами в Ленском и Красноборском ЛЗУ, в Котласе запустили две новые линии технического обслуживания. В Вилегодском ЛЗУ заработал ремонтный участок.

Теперь в ЛЗУ создают условия для стопроцентной культуры производства. В нашем случае – для своевременного и качественного технического осмотра, обслуживания и ремонта машин.

Например, в последние годы оснастили гаражи передвижными сварочными постами. Они уже действуют в Красноборске, на Удиме. Сегодня прежде всего обращаем внимание на требования по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

– А бытовые условия в вахтовых поселках улучшаются?

– Да. Например, сегодня уже на всех лесозаготовительных и дорожно-строительном участках работают передвижные столовые. На днях открываем еще одну – на экспериментальном участке коммерческих рубок ухода (КРУ) на Удиме.

Закупаем передвижные электростанции, чтобы обогревать и освещать вахтовые поселки. Словом, улучшали и будем еще улучшать условия и повышать охрану труда на лесозаготовительных участках.

– Недавно в технической дирекции состоялись встречи с представителями компаний-производителей лесовозной и дорожно-строительной техники. Зачем они проводятся?

– Встречи проходят постоянно. Представители компаний-производителей техники приезжают к нам не реже одного раза в квартал. Они мониторят ситуацию, собирают информацию о том, как эксплуатируется техника, какие возникают замечания. Словом, заинтересованы поддерживать диалог.

Эффект, безусловно, есть. Вот сейчас по итогам встреч отправляем трех механиков в Питкяранту для обучения техобслуживанию машин «Понссе». Договорились проводить технический аудит машин дважды в год – весной и осенью. Специалисты «Понссе» разработали чек-лист по оценке технического состояния своих машин. И будем совместно делать диагностическую карту.

Налажено сотрудничество с компаниями «Вольво» и «Скания». Сегодня в лесном филиале действуют пять автоколонн, в которых 118 сортиментовозов, из них 91 единица – это «Вольво» и «Скании». Остальные – КамАЗы. И мы хотим, чтобы техника как можно меньше ломалась. Здесь наши интересы с производителями совпадают, поэтому работаем в тесном взаимодействии.

Полагаю, что эти связи будут укрепляться. Потому что предложений на рынке много, и все хотят зайти на наши площадки. А мы выбираем самых надежных поставщиков.

– Что делается для развития собственной перевозки леса с технической точки зрения?

– В этом году мы запускаем анализ первопричин простоев (RCFA-анализ) по лесовозам. В прошлом году аналогичную процедуру начали по харвестерам и форвардерам: исследовали узкие места, определили перечень необходимых узлов и запчастей, разработали карты ТО. В технической дирекции создана группа по надежности, которая занимается конкретно этим направлением. В ЛЗУ обучены специалисты, мы продолжим подготовку в 2017‑м.

Сегодня нормативный срок службы импортных сортиментовозов – 7 лет, или 700 тысяч км пробега (что раньше наступит). Поэтому мы также следуем правилу по замене техники по мере ее износа. В этом году будем получать новые сортиментовозы, которые поступят на смену машинам 2009–2010 годов поставки.

Средний возраст сортиментовозов в лесном филиале – 3,5 года. И пока мы не отступаем от этой планки. За последние два года получили 34 новые машины. Как видите, выбор пал на две модели сортиментовозов, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию среди поставщиков.

– А как налажены технический осмотр и обслуживание сортиментовозов?

– Здесь тоже порядок. Сервисное обслуживание проводится в специализированных центрах «Вольво» (он находится в Коряжме) и»Скания» (действует в Вычегодском). Полдня – и машина готова выходить в рейс. С обслуживанием техники нет никаких вопросов.

– Эффективные проекты, которые рождаются на «Фабрике идей», не обходят стороной техническую дирекцию. Исходя из вашего производственного опыта, какие идеи отметили бы особо?

– Мое мнение: «Фабрика идей» – хорошее, полезное дело. Одна из ярких идей последнего времени, которая, безусловно, принесет высокий эффект – строительство зимника на Комарово. Мы уже начали её реализовывать – строим дорогу в этом направлении.

Когда сделаем трассу в грунтовом исполнении, это второй этап проекта, то сможем создавать временные запасы и регулировать поставки на комбинат в течение всего года.

Таким образом, проект решает задачи охраны труда, производства, транспортировки, логистики. Интерес со стороны технической дирекции – по хорошей дороге машинам легче ехать, меньше поломок и аварий в пути, станем нормально возить людей на вахту.

– Как техническая дирекция участвует в проекте интенсивного воспроизводства лесов и лесопользования: что сделано и что запланировано на 2017‑й?

– Два года назад нам поставили задачу подобрать харвестеры для коммерческих рубок ухода (КРУ). Посмотрели множество моделей. Выбрали машину фирмы «Сампо» – четырехколесный харвестер, который весит не более 9 тонн. Это мобильная, легкая, «проходимая» машина, которая не мнет корневую систему, не царапает стволы деревьев при передвижении по лесу. После нее не видно следов колес, каких‑либо повреждений на почве – в этом убедились на практике.

Считаю, технически мы угадали. Первое преимущество – машина легко проходит по заснеженным местам зимой и по сырым весной и летом. Второе – машина маневренная, следовательно, легко может выбирать деревья для рубки. Третье – качество рубки. Над этим сейчас работают специалисты в Удимском ЛЗУ, где расположен пилотный участок коммерческих рубок ухода.

Осенью операторы и механики прошли обучение в Финляндии на заводе «Сампо». На днях из командировки вернулись еще два человека. В апреле и мае планируем сами посетить завод.

Вообще, к проекту большое внимание. Представители завода были у нас трижды. Отовсюду звонят – спрашивают, как машины показали себя в работе.

Задача нашей дирекции на 2017 год – изучить технику, сформировать склад запчастей, не допускать простоев в ремонте. Поскольку дальше парк машин «Сампо» будет увеличиваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ИВАНОВА. Фото предоставлены АО «ИА «АрхЮгИнформ»