Прошел богатый на праздники и каникулы первый месяц нового 2019 года, близится середина самого короткого – февраля.
Кажется, еще чуть-чуть, и наступит конец зиме с ее морозами и метелями… Но у нас в Поморье разница между календарной и настоящей весной составляет полтора, а бывает, и два месяца. Моряки-северяне, работающие во льдах Белого моря, убеждаются в этом ежегодно.
Первого января первым из порта Архангельск вышел в рейс на Европу с грузом нефтепродуктов танкер «RNArkhangelsk». Ледовая обстановка не представляла трудностей, и потому судну ледового класса проводка во льдах не потребовалась. Не потребовалась она и уходящему через двое суток в арктическую Дудинку дизель-электроходу компании «Норильский никель». А маломощному бункеровщику «Двина», в тот же день оказавшемуся в затруднительном положении, пришлось вызывать ледокол. Обязательную ледокольную проводку для судов подобного класса штаб ледовых операций объявил во второй половине января.
Сегодня на трассе от острова Моржовец до Архангельска работает ледокол «Диксон», от острова Сосновец вдоль Кольского полуострова до Кандалакши – ледокол «Капитан Косолапов». По их информации, лед в бассейне моря становится крепче с каждым днем. Штаб ледовых операций, учитывая прогноз ледообразования, обязывает с 15 февраля капитанов всех судов пользоваться помощью ледоколов. Но, несмотря на трудности, с первых дней Нового года по настоящее время в ледовое плавание из портов Беломорья ежедневно отправляется по одному транспортному судну.
Кандалакша традиционно отгружает на экспорт каменный уголь, Архангельск – нефтепродукты и пиломатериалы. Половина из пятидесяти вышедших из устья Северной Двины в наступившем году судов – танкеры; другая половина – лесовозы. Отдельной строкой проходят три транспорта, груженые металлоломом. Статистика зимних судозаходов как в зеркале отражает основные направления грузопотоков ушедшего 2018-го:
Итоги работы порта Архангельск прошлого года таковы: у причалов побывало более 1700 плавсредств, среди которых и океанские лайнеры, и грузовые транспорты, и барже-буксирные караваны, и служебно-разъездные катера. Стивидорами порта переработано четыре миллиона 300 тысяч тонн грузов. Заметный прирост объемов груза, разумеется, происходит во время навигации.