10.10.2017 18:24

Предприятия и организации региона в 2018 году начнут платить налог на недвижимое имущество

Сколько? Пока не ясно. Перспективы введения нового фискального инструмента обсудили в областном Собрании депутатов. В дискуссии поучаствовали депутаты, чиновники и бизнесмены.

Налог в обмен на дотации

В областном Собрании состоялось первое заседание рабочей группы по обсуждению законопроекта «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ». За громоздким названием, как это часто бывает, кроется любопытный смысл. Он заключается в том, что после принятия проекта закона предприятия и организации (кроме индивидуальных предпринимателей), имеющие в собственности недвижимость и находящиеся на специальных режимах налогообложения, будут платить налог на принадлежащие им квадратные метры. Причём исходя из их кадастровой стоимости.

Простые северяне – «физические лица» – на языке законодателей – платят налог на недвижимость по кадастровой стоимости уже три года. А вот бизнес региона всё это время был избавлен от такой нагрузки, хотя федеральное законодательство не запрещает регионам таким образом пополнять свои бюджеты. Многие субъекты Федерации, кстати, этим правом уже воспользовались. Архангельская область оставалась исключением из общего правила. Исправить эту ситуацию в областном правительстве решили ещё в начале года – в первом чтении законопроект был принят 28 июня. И вот в начале нового политического сезона пришло время обсудить детали.

Для областной власти в лице министерства финансов новый налог – это всегда хорошо, как‑никак новый источник дохода. А вот для представителей бизнес-сообщества, да и для простых северян увеличение налоговой нагрузки отнюдь не повод для радости. Для первых это дополнительные издержки, для вторых – рост цен на товары и услуги, в стоимости которых те самые издержки так или иначе будут отражены.

– Наша рабочая группа как раз и создана для того, чтобы найти баланс интересов бюджета и бизнеса при введении налога на недвижимое имущество, – рассказывает Надежда Виноградова, руководитель рабочей группы, вице-спикер Облсобрания. – Не принять этот законопроект мы не могли. Это не только требование федерального законодательства, но и Минфина России: для того чтобы получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, мы должны работать над наращиванием доходной базы областной казны. В противном случае мы лишимся помощи из федерального бюджета ровно на сумму недополученных доходов. Но в наших силах сделать так, чтобы этот процесс введения нового налога в Архангельской области шёл с учётом интересов всех – и власти, и бизнеса.

«Квадрат» «квадрату» рознь?

Обсуждение законопроекта началось ещё в сентябре. Правда, проходило оно в заочной форме – муниципалитетам и предпринимателям предложили представить в Облсобрание своё видение его наполнения. Рабочей группе, сформированной из чиновников областного правительства, представителей бизнес-сообщества и депутатов, среди которых, не секрет, тоже немало предпринимателей, предстояло обсудить поступившие поправки и выбрать один-два рабочих варианта законопроекта.

Всего на обсуждение рабочей группе поступило шесть сценариев реализации закона. Большинство из них сходились в одном – нужно установить площадь объекта недвижимости, на которую её собственник может оформить налоговый вычет – от 150 до максимальных 1000 квадратных метров. Всё остальное следует обложить налогом по ставкам от «нулевой» до 0,5 процента кадастровой стоимости в первый год применения закона и до двух процентов в последующие годы.

Такой логикой в своих поправках руководствовались депутаты Архангельской гордумы Сергей Пономарёв и Александр Фролов, депутаты областного Собрания Сергей Моисеев и Андрей Попов, а также ряд предпринимателей. Однако, все эти предложения попали под «вето» министра финансов Архангельской области Елены Усачевой. В случае принятия таких поправок, по её словам, бюджет потеряет до 40 процентов налоговой базы, а это – миллионы рублей. С позицией главы минфина согласились и некоторые депутаты.

– Приняв такие поправки, мы можем создать условия для дробления бизнеса, когда те или иные площади будут по частям переоформлены на разные предприятия и организации, которые с успехом смогут воспользоваться налоговым вычетом, – считает Антонина Драчёва. – При принятии таких решений нам стоит взять в пример строительную отрасль. Доходы там куда скромнее, чем в торговле или сфере офисной недвижимости, однако строительные предприятия работают на общей системе налогообложения, платя в бюджет все мыслимые налоги.

Однако помимо крупных торговых и офисных центров, которые в основном сосредоточены в крупных городах, в области есть и небольшие магазинчики, расположенные порой в самых труднодоступных уголках региона. Они тоже работают по упрощённой системе налогообложения и в перспективе подпадают под действие нового закона, а значит, будут платить налог.

Вот только он для такого бизнеса может стать губительным, считает председатель правления Союза потребительских обществ Архангельской области Елена Шепелева. По её мнению, предприятия, владеющие такой недвижимостью, должны быть или освобождены от налога или платить его по сниженной ставке – не более 0,1 процента кадастровой стоимости. Точно так же, по мнению Елены Шепелевой, следует поступить с предприятиями, оказывающими бытовые услуги. Прибыль там невелика, а площади помещений по традиции большие – до 2,5 тысячи «квадратов». Впрочем, предложения облпотребсоюза пока тоже не нашли отклика в умах и сердцах финансистов и налоговиков. Главным образом, из‑за отсутствия информации о структуре расходов указанных предприятий и доле налогов в них.

Платить должны все

– Но каждый – по возможности, – считает председатель рабочей группы Надежда Виноградова. Именно её редакция законопроекта и была принята рабочей группой за основу. В ней, в отличие от предложений её коллег по областному парламенту и Архангельской гордуме, мораторий на начисление налога не предоставлен никому. Зато налоговые ставки куда гуманнее.

– Мы должны подходить к этому вопросу взвешенно и очень аккуратно, но, тем не менее, мы не можем себе позволить избавлять кого‑либо от уплаты налога, – считает вице-спикер. – Таким образом мы сами дадим возможность бизнесу разными способами избежать налоговой нагрузки и, как следствие, создадим предпосылки для сокращения доходной базы областной казны в будущем. Помня о той социальной нагрузке, которая сегодня на ней лежит, мы не можем этого допустить. Но вместе с тем, наша задача сделать так, чтобы у предпринимательского сообщества была возможность плавно адаптироваться к изменившейся ситуации и постепенно скорректировать свои бизнес-модели.

Вариант законопроекта, предложенный Надеждой Виноградовой, тоже предусматривает разграничение суммарной площади объектов недвижимости. Водоразделом служат всё те же 900 «квадратов». Однако, платить налог придётся всем – и тем, чьи помещения меньше этой площади, и тем, чьи здания просторнее. Для первых налоговая нагрузка окажется меньше – 0,3 процента кадастровой стоимости в 2018 году, 0,5 процента в 2019 году, 0,7 процента в 2020 году, а в 2021-м и последующие годы – один процент. Если же площадь объекта превышает 900 квадратных метров, то налоговые ставки будут существенно больше: один процент в 2018 году, 1,5 процента в 2019 году, два процента в 2020 году и последующие годы.

Льготы будут предусмотрены и для организаций потребкооперации, работающих в деревнях, а также для предприятий, оказывающих услуги бытового обслуживания и другие социально значимые услуги. Налоговая ставка для обоих категорий «льготников» составит 0,3 процента кадастровой стоимости объекта недвижимости, но только в том случае, если фактически для этих видов деятельности используется не менее 70 процентов его площади.

Впрочем, и эти цифры могут оказаться не окончательными. Рабочая группа продолжает готовить поправки к законопроекту. Её следующее заседание назначено на сегодня, 10 октября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Игорь САВИЧЕВ