22.11.2017 09:33

В рыбной гавани Архангельска встретились траулеры-близнецы

В рыбной гавани Архангельска встретились траулеры-близнецы

Совсем недавно мы рассказывали, что в нашем порту произошла встреча двух дизель-электроходов - «Михаила Сомова» и «Яузы», последних из большой серии арктических богатырей. Похожую картину (но с рыбацким уклоном) можно увидеть сегодня в Маймаксе, у причала базы техобслуживания Архтралфлота.

В 70-е годы для рыбопромыслового флота СССР в польском Гданьске было построено 27 зверобойно-рыболовных судов, получивших в то время имя «зверобои». Половина из этой серии отправилась на Дальний Восток, другая – на Северный бассейн. Их назначением была добыча морского зверя; выработка мороженого мяса; выработка меховых и кожевенных шкур; выработка технического и медицинского жиров, - лов рыбы донными или пелагическими тралами; выработка мороженой рыбы, рыбной муки и технического жира. Этим и занимались суда ЗРС до поры, пока не вышел срок их службы на море.

К концу XX века все они оказались списанными из состава рыболовного флота. Но на плаву до сих пор остаются три «зверобоя» - «Лименда», «Белокаменка» и «Мезень». Бывший владелец, Архангельский траловый флот, снимая суда с промысла, определил им другую профессию.

Судно обеспечения «Лименда» было передано Северодвинским корабелам. Специалисты «Севмашпредприятия» сделали ему капитальный ремонт, модернизировали и поставили перед «зверобоем» другую задачу. Теперь судно предназначалось для перевозки специального персонала и грузов с целью обеспечения производства. 

Иными словами, на борту «Лименды» в районы ходовых испытаний кораблей выходит сдаточная комиссия. В море судно выходит достаточно часто и надолго, несмотря на шторма, туманы, морозы, несмотря на солидный возраст. И раз в пять лет приходит в Архангельск для очередного докового ремонта и технического освидетельствования. Нынче его ремонт запланирован в базе техобслуживания тралфлота, где «зверобой» встретился со своим близнецом.

Учебно-тренировочное судно «Белокаменка» ошвартовано у причала рыбного порта очень давно. И также давно ведет подготовку плавсостава по борьбе за живучесть судна. В программу обучения моряков входят не только вопросы теории, но и практические занятия. На УТС оборудованы отсеки, где имитируются возгорания и затопления с тем, чтобы моряки еще у причала приобретали навыки борьбы с поступлением из-за борта воды, тренировались в использовании спасательных шлюпок и плотов, тушили почти настоящие пожары. 

Хорошей практикой стали тренировки накануне рейса всего экипажа: аварийная партия, к примеру, заделывала пробоину, аварийная группа герметизировала машинное отделение, а санитарный пост оказывал медицинскую помощь пострадавшим. Занятия заканчиваются в бассейне: судовые команды в гидрокостюмах и спасательных жилетах отрабатывают упражнения по оставлению судна.

Как только судно «Лименда» будет отремонтировано, оно вернется в Северодвинск. И очень маловероятно, что сюда придет еще один их брат-близнец, научно исследовательское судно «Мезень». 

Тогда же, в 90-е годы оно также прошло переоборудование и в научных целях отправилось в южные моря. В разные годы его встречали в Средиземном и Черном морях, в Индийском и Тихом океане. Сейчас оно не выходит в рейсы; эксплуатируется как лаборатория гидродинамики и базируется в Санкт-Петербурге.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ