10.02.2016 12:53

Требуется федеральная программа возрождения грузопассажирского движения по Северной Двине

Фото Павла Кононова.

«Северная Двина – главная водная магистраль Европейского Севера. Народнохозяйственное значение ее огромно... 

Северная Двина пересекает лесные районы, почти лишенные железных и шоссейных дорог. Понятно потому ее большое значение для пассажирских перевозок», – это цитаты из путеводителя «По Северу» (В. Малков, В.Минеев. Вологодское издательство, 1960 г.).

Расстояние по реке от Архангельска до Котласа – 636 километров. И за каждым названием пристаней, упомянутых в путеводителе, – не один, а несколько населенных пунктов: Усть-Пинега, Орлецы, Ракула, Сия, Челмохта, Усть-Ваеньга, Двинской Березник, Рочегда, Борок, Абрамково, Черевково...

Их более 25, и пароходное движение связывало их друг с другом, с Архангельском, Северодвинском, Котласом.

О соблюдении расписания движения, даже если на пристани ждут парохода всего два пассажира, могу судить по своему опыту. Не помню название деревни, где мы работали на уборке картошки. Пристань была далеко от деревни. Пароход приходил поздно вечером.

Мы шли к причалу в кромешной тьме. Чтобы нас увидели, как сказали нам в деревне, следует разжечь костер. Мы так и сделали, пароход причалил и взял нас двоих.

Отлаженная система речного транспорта – углубленный, размеченный фарватер, пристани-дебаркадеры у поселений, грузопассажирские пароходы, следующие по твердому расписанию, – казалась незыблемой и вечной.

Пароходом мы школьниками ехали в пионерские лагеря, студентами – на картошку, семьями – в дома отдыха в Бобровниково, Красноборск, Сольвычегодск.

…Когда в 2000 году решили поехать в Сольвычегодск, размышлений, каким путем добираться, не было. Конечно, рекой. Пошла покупать билеты и была потрясена, узнав, что пассажирского движения по Двине до Котласа нет. За повседневными заботами не уследила момент прекращения.

Из газет теперь узнаю, что Архангельский морской-речной вокзал продан частнику и превратился в торговый центр, что наш земснаряд углубляет русла рек на Африканском континенте и нет денег, чтобы вести эти работы на Двине. Нет комфортабельных красавцев пароходов «Пушкин» и «Некрасов», превращен в прогулочный «Гоголь». В Двинском Березнике здание речного вокзала по случаю удачно приобрел частник и превратил его в отель бизнес-класса с прекрасным видом на реку и символичным названием «Прибрежный». Клиентами его снабжает трасса М-8.

Другим пристаням вряд ли так повезло.

В последнее время развитию области стали уделять больше внимания. В планах – развитие сельского хозяйства и туризма. Но нет и речи о возрождении грузопассажирского движения по Двине.

Между тем надо вспомнить, как много в прибрежных деревнях выращивалось овощей. С посевом колхозы справлялись, а на уборку урожая на целый месяц в деревни ехали отряды студентов, сотрудники организаций. С прибытием после ледохода первого парохода из Котласа падали цены на овощи на городском рынке.

В развитии туризма Двина тоже еще может сыграть свою роль. Прежде всего – путь до Котласа на комфортабельном судне.

Мне довелось съездить с родителями в Котлас и обратно в 1949 году, воспоминания живы до сих пор. Белоснежный красавец колесник «Пушкин», двухместная просторная каюта I класса.

Любоваться красотами двинских берегов удобнее всего было из салона на носу судна.

Большие окна обеспечивали обзор вперед и на оба берега.

С кормы можно было наблюдать за чайками. Проблему нашего питания успешно решал ресторан.

Пароход делал длительные остановки, набирая дрова.

Была возможность сойти на берег, подняться по крутой лестнице и разглядеть деревню. Для туристов в будущем можно предусмотреть посещение старинных деревень в Двинском Березнике, Верхней Тойме, Орлецах...

Если будет углублен фарватер, по Сухоне откроется путь до Вологды, а затем по Мариинской системе каналов и шлюзов – до Москвы и Питера. Другим интересным маршрутом может стать путь из Архангельска в СанктПетербург через БеломорскоБалтийский канал.

У области колоссальный туристический потенциал – при правильной организации и задействовании различных федеральных программ, в том числе при помощи Ростуризма. Будем надеяться, что появится федеральная программа возрождения грузопассажирского движения по Северной Двине.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ВНУКОВА, город Архангельск.