В Архангельске социальные предприниматели развивают северные ремёсла и традиции
Кандидаты на лидерство
В начале декабря министерство экономического развития РФ обнародовало рейтинг регионов по уровню поддержки социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. На основе данных, полученных от Росстата, ФНС и региональных органов власти, эксперты разделили субъекты РФ на несколько категорий. В число лидеров, в частности, вошли Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, – Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Самарская область и Пермский край. Архангельская область и Ненецкий автономный округ попали в категорию «Кандидаты на лидерство». По словам управляющего делами Корпорации развития Архангельской области Евгения Дерягина, который координирует работу с федеральными и региональными институтами развития, оказывающими поддержку, в том числе, и проектам социальной направленности, в Поморье, действительно, ещё есть куда стремиться.
– Сегодня на уровне регионального министерства экономического развития ведётся диалог о разработке областной программы поддержки социально ориентированного малого и среднего бизнеса, – отметил он. – Надеемся, что в ближайшее время она будет разработана и принята. Это даст толчок для дальнейшего развития.
Чтобы учесть все нюансы социального бизнеса при разработке стратегических документов, на площадке Корпорации развития региона проводятся встречи с социальными предпринимателями. На одной из них за круглым столом собрались представители компаний, занимающихся производством продукции на основе северных традиций. Ключевые вопросы для обсуждения – место социальных предпринимателей в экономике региона и необходимые им меры поддержки.
Свои стандарты
Сколько сегодня социальных предпринимателей в регионе, не знает никто. По словам представителя фонда «Наше будущее» Светланы Бызовой, это связано с отсутствием законодательно закреплённого статуса социального предпринимателя. Соответствующий федеральный закон до сих пор не принят, поэтому кто‑то пользуется критериями минэка РФ, другие – благотворительных и грантовых фондов.
– По критериям фонда «Наше будущее», в Архангельской области сегодня насчитывается порядка 200 социальных предпринимателей, – отмечает Светлана Бызова. – Но это только те компании, которые попали в поле нашего зрения. Многие представители микро- и малого бизнеса вообще не отождествляют себя с социальным предпринимательством, хотя зачастую выполняют определённую социальную миссию. Например, берут на работу людей с ограниченными возможностями, занимаются проектами по поддержке молодёжи. Так, архангельская компания «Листик», которая шьёт одежду для недоношенных малышей, сегодня, с точки зрения государства, не социальный бизнес, впрочем, так же как и региональный общественный фонд «Поморье без наркотиков», который открыл в областном центре спортивный клуб и детскую художественную школу.
По статистике социальный бизнес занимает не более двух процентов от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в одном взятом регионе. Если придерживаться этой формулы, то в Архангельской области это порядка 800 компаний. И пока на всех уровнях чиновники разрабатывают для них единые критерии, бизнес самостоятельно ищет свои уникальные стандарты работы.
Любовь к делу
По мнению Елены Пантиной, одной из основательниц мастерской кукольного искусства «Антресоль», социальное предпринимательство – это, прежде всего, любовь к своему делу. Вместе с Анастасией Пискуновой она занимается авторской куклой уже более десяти лет. За это время разработали серию уникальных авторских сувениров с поморской историей. Например, их «Архангельска Котейка» известен далеко за пределами региона.
– Наша социальная задача – продвигать традицию в современное искусство, – говорит Елена Пантина. – Мы помогаем молодым мастерам, устраивая их выставки на территории своей мастерской, оказываем поддержку общественной организации «Мост».
Надежда Пономарёва из «Северной мануфактуры» уверена, что социальный бизнес должен участвовать в формировании ценностей, в том числе, и у детей. Компания занимается производством сувениров и текстильных изделий из экологичных материалов – войлока, дерева, льна и фетра.
– Предприятие, которое показывает своим примером отношение к людям, к своему региону, культуре и истории – это для меня социальный предприниматель, – сказала она. – Мы работаем с людьми с ограниченными возможностями, многодетными матерями, людьми из группы риска – трудоустраиваем их, даём возможность зарабатывать. Актуализация орнаментов, традиционных ремёсел – ещё одна наша задача.
Представитель компании «Северный гостинец» Наталья Усачёва также считает, что продвижение поморских традиций и колорита даже на общероссийский уровень является одной из важнейших задач предпринимателей-северян.
Чем помочь
По мнению участников дискуссии, помочь развитию социального предпринимательства в регионе могут комплексные меры поддержки: от пониженных ставок по налогам, льготной аренды муниципальных помещений и доступных микрофинансовых инструментов до создания единой площадки, на которой социальный бизнес мог взаимодействовать с крупными компаниями и предприятиями, как местными, так и федеральными.
– Очень важно понимать, что когда социальный предприниматель выходит на рынок со своими продуктами или услугами, ему приходится на равных условиях конкурировать с теми, кто ведёт бизнес по‑другому, – говорит Светлана Бызова. – Кто‑то действует жёстко, а кто‑то – несёт дополнительную социальную нагрузку, не имея никаких преференций. Мы давно говорим о создании некого зонтичного регионального бренда, который бы объединил всех, кто работает в традициях Русского Севера. Под таким «зонтиком» можно двигаться по всему миру, а пока зачастую каждый со своим маленьким брендом не может шагнуть за пределы области.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что социальные предприниматели Поморья уже научились создавать сувенирную продукцию, способную конкурировать с федеральными компаниями. Приближающийся Международный Арктический форум «Арктика – территория диалога», безусловно, стимулирует их на поиски новых решений.
По мнению Евгения Дерягина, социальным предпринимателям нужна и менторская поддержка, которая бы помогала двигать вперёд начинающие проекты.
– Безусловно, сегодня важно выстроить диалог между социальным бизнесом, крупными предприятиями региона и региональными институтами поддержки предпринимательства для того, чтобы не только найти точки взаимодействия, но и новые пути развития, – сказал он.