18.07.2017 17:47

«Мы ожидаем сильных результатов»

Ксения Соснина

Крупнейшая российская компания целлюлозно-бумажной промышленности Группа «Илим» намерена вложить около 53 миллиардов рублей до 2020 года в модернизацию производства, улучшение качества продукции и снижение воздействия на окружающую среду

О том, как компания намерена достичь этого результата и что необходимо сделать для поддержки лесопереработки в России, в интервью РИА Новости рассказала генеральный директор Группы «Илим» Ксения Соснина.

– Ксения Николаевна, каковы финансовые итоги компании в 2016 году?

– Компания завершила 2016 год с рекордными финансовыми и операционными показателями. Группа выпустила 3,25 миллиона тонн продукции, EBITDA составила 742 миллиона долларов. Даже при наращивании долговой нагрузки для продолжения инвестирования соотношение долга и EBITDA остаётся на хорошем уровне.

– Что ожидаете в 2017 году?

– Мы ожидаем сильных результатов и в 2017 году. Колебания курса рубля сказываются и на операционной, и на полной прибыли, и этот эффект трудно предсказать с высокой точностью. Но говоря о бизнесе – и спрос, и ценовая конъюнктура находятся на неплохом уровне. Компания активно работает над эффективностью, конкурентоспособностью, развитием кадров и укреплением партнёрства с ключевыми клиентами. Всё это даёт нам основания для уверенности и хорошую базу для продолжения поступательного развития.

– Есть ли у Группы приоритетные инвестпрограммы?

– В компании принята стратегия развития до 2030 года и бизнес-план до 2020-го, и у нас есть процесс для постоянного поиска и обработки новых идей и инициатив. В компании функционирует инновационный комитет, поддерживающий работу стратегического комитета совета директоров Группы «Илим».

Мы продолжим модернизацию всех комбинатов, с суммарным увеличением мощности производства на 500 тысяч тонн в год, улучшением качества продукции и снижением воздействия на окружающую среду. По данным проектам запланированы инвестиции на уровне около 53 миллиардов рублей до 2020 года.

Кроме курса на модернизацию производств, наша стратегия инвестирования лежит и в области диверсификации бизнеса для устойчивого долгосрочного роста и сбалансированного наполнения портфеля продуктов.

– Какие новые направления бизнеса сейчас развивает «Илим»?

– Стратегическими для нас являются сегменты упаковки и лесохимии. Рынок упаковки неуклонно растёт и в России, и в мире, переходит на технологии переработки отходов, что является естественным этапом развития. То же самое можно сказать о расширении использования возобновляемых природных ресурсов и сопутствующих продуктов лесохимии для производства с высоким переделом. На наш взгляд, всё это представляет хорошие возможности для бизнеса. Мы делаем конкретные шаги в этой сфере. В июле Группа «Илим» подписала соглашение о создании совместного предприятия с российским биохимическим холдингом «Оргхим».

Это предприятие получило название «Янтарный поток». Оно займётся выпуском «зелёной химии», – широкой линейки экологичной лесохимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Это эфиры канифоли с улучшенными свойствами, жирные кислоты таллового масла и продукты их переработки. Впервые в России станет возможным выпуск ситостеринов, активно применяемых в мировой фармацевтике и производстве органических добавок. Получение лицензии и начало производственной деятельности совместного предприятия запланировано на IV квартал 2017 года. Это новое для нас, инновационное направление, которое имеет хороший потенциал.

– Минпромторг сейчас активно занимается разработкой стратегии развития лесопромышленного комплекса России, как в этом участвует ваша компания?

– Разработка стратегии действительно ведётся в плотном взаимодействии с ведущими компаниями отрасли. «Илим» активно участвует в этом процессе. Кроме того, впервые к разработке стратегии в части ЦБП была привлечена международная консалтинговая компания – McKinsey&Company. Уверена, это обеспечит создание современного документа и подходов, которые будут в полной мере отвечать задачам и государства, и бизнеса и даст импульс для сбалансированного развития. Очень важно, чтобы создание документа дало начало долгосрочной последовательной работе по реализации этой стратегии. Тогда и государство, и инвесторы получат желаемые результаты.

– В нормативной части, какие меры должны быть приняты для поддержки лесопереработки в России, на ваш взгляд?

– Вклад отрасли в ВВП ниже, чем в странах со сравнимыми ресурсами. В то же время государственная политика нацелена на диверсификацию и ВВП, и источников дохода бюджета. Существует ряд факторов, сдерживающих развитие ЦБП России: это опережающий рост тарифов, высокая стоимость строительства, дефицит кадров и демография в удалённых районах страны, недостаточное финансирование и поддержка НИОКР, транспортная инфраструктура, достоверность информации о лесных ресурсах, эффективность процесса выделения лесных участков стратегическим крупным инвесторам, и поддержка таких проектов, отсутствие оборудования ЦБП и лесозаготовительной техники отечественного производства и многое другое. Всё это требует выработки совместных системных решений от профильных государственных органов и крупных отраслевых игроков и их последовательной реализации. Для всех инвесторов интересны растущие рынки со стабильными предсказуемыми условиями и поддержкой стратегических инвесторов. Вот над этим и нужно работать.

– Есть ли какие‑то положительные примеры?

– Конечно, есть и позитивные примеры. Сейчас подготовлен законопроект о внесении изменений в Лесной кодекс, которые предусматривают приоритетное выделение лесных ресурсов предприятиям, обладающим собственными перерабатывающими мощностями. Мы всецело поддерживаем эту инициативу, которая направлена на более справедливые условия, исключение возможности спекуляций и недобросовестности во время торгов. Это даст поддержку инвесторам, уже доказавшим свою состоятельность и результативность.

Ещё одним важным вопросом для российского ЛПК является вопрос повышения эффективности использования и воспроизводства лесов. Пока в России преобладает модель экстенсивного лесопользования, когда увеличение объёмов заготовки происходит за счёт вовлечения в эксплуатацию новых лесных участков. Модель интенсивного использования подразумевает работу на тех же участках за счёт постоянной высадки саженцев и ухода за лесом. Мы уже специально их выращиваем в питомниках на базе наших лесных филиалов. Счёт идёт на сотни тысяч саженцев в год, и целью является миллион. Эти подходы уже обрели поддержку у государства. Определены пилотные регионы, для которых разрабатываются соответствующие нормативы. Для первого региона – Двинско-Вычегодского таёжного лесного района – часть нормативов, включая новые правила лесовосстановления, уже утверждена.

– Как вы в целом оцениваете инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса России?

– Индустрия является доходной, но отличается высоким входным барьером в силу капиталоёмкости. Также ключевым фактором выступает доступность сырьевой базы. Россия обладает самыми большими в мире площадями, занятыми лесом, но наличие и доступность для стратегических инвесторов – далеко не одно и то же. Для успешной реализации проектов требуются специфические отраслевые знания и компетенции. В целом наша индустрия является комплексной, а проекты носят долгосрочный характер. Поэтому она подходит устойчивым и успешным крупным игрокам рынка.

В 2014 году Группа «Илим» завершила реализацию двух больших инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих производств в Братске (Иркутская область) и Коряжме (Архангельская область), с объёмом финансирования порядка двух миллиардов долларов. В российской ЦБП таких масштабных инвестиций не было со времён СССР. Новых целлюлозно-бумажных комбинатов в нашей стране после распада Советского Союза так и не построили.

Сегодня модернизированные комбинаты «Илима» вышли на проектные мощности, компания занимает лидирующие позиции в выбранных сегментах, предприятия стабильно работают, и инвесторы получают отдачу на свои вложения.

Конечно, мы были бы рады возобновлению более динамичного роста экономики России – при снижении инфляции это стимулировало бы спрос и на нашу продукцию. Однако мы понимаем, что в ближайшей перспективе темпы роста будут невысокими, и не рассчитываем на быстрый органический рост бизнеса. В то же время мы видим хорошие экспортные возможности, которые последовательно и успешно реализуем.

Девальвация рубля для нас, как и для всех экспортёров, имела позитивный эффект. Экспорт остаётся привлекательным, в первую очередь на растущих рынках Азии. Несмотря на некоторое снижение темпов, экономики стран этого региона продолжают развиваться, спрос на продукцию ЦБП устойчиво растёт. География продаж «Илима» очень широка – мы поставляем свою продукцию в 78 стран мира.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Источник: РИА Новости