31.07.2020 12:05

По приемлемой цене: как живет бизнес в период коронавируса

Фото Владимира Акиньшина и Ольги Зиновской

Чтобы составить представление о том, как чувствует себя сегодня малый бизнес, мы прогулялись по небольшим торговым точкам и офисам недалеко от центра Архангельска и пообщались с теми, кто там работает.

Прошлогодний сентябрь на полках

«Привокзалка» сегодня просто «кишит» народом, но в торговых центрах в районе железнодорожного вокзала пусто. Продавец кожгалантереи Ирина Сорокина рассказывает, что в ТЦ, где она работает, некоторые из отделов уже съезжают, так как нечем платить за аренду, да и среди оставшихся есть те, кто принял решение закрываться, просто тянут до сентября в надежде распродать товар.

– Покупатель идёт вяло, – рассказывает Ирина. – Можно сказать, его практически нет: один-два человека в день, хотя мы находимся в оживлённом месте.

Она считает, что дело не только в сезоне: сказывается то, что у многих упал доход.

– Раньше к нам часто заходили, просто прогуливаясь, – поясняет Ирина. – А теперь спонтанных покупателей не стало. Люди заходят, только когда нужно купить что‑то конкретное.

Продавец в отделе детской и взрослой одежды Раиса Николаева рассказывает, что впервые не закупали школьное к сентябрю: белые блузки и рубашки, что вывешены на продажу, – это остатки с прошлого года.

Во-первых, непонятно вообще, будет ли спрос, во‑вторых, на закупку нет денег, объясняет Раиса: не работали с марта по конец июня. Теоретически могли бы не закрываться, так как торгуют «разрешёнными» детскими товарами, но на практике выбора не было: торговый центр, где арендуют помещение, «был полностью перекрыт». И скидки сегодня – потому что хозяйка хочет совсем закрыться.

В другом отделе одежды продавец, представившаяся Надеждой, рассказывает, что покупатели стали иначе реагировать на цены: то, что раньше считалось «недорого», теперь кажется «дорого».

– А скидок мы сделать не можем, – говорит Надежда. – Хорошо хоть, летний товар успели закупить, повезло, а то многие вынуждены торговать остатками. Ранней весной хозяйка ездила на отдых за границу, поэтому была среди тех, кто раньше других почувствовал, к чему всё идёт. Она успела съездить за товаром в Москву, пока поставщики-китайцы не закрыли склады и не уехали. Конечно, сначала обидно было, что закупились – и почти сразу закрылись. Но зато сейчас вышли и работаем, и за товаром теперь ехать только в сентябре.

– К тому же выручает месторасположение: рядом железнодорожный и авто- вокзалы. Независимо от эпидемиологической обстановки, люди из районов всё равно едут по необходимости в Архангельск и заходят по пути за покупками. У нас есть ещё отдел в центре города, так вот там сейчас с продажами совсем плохо.

Появились бедные молодые

Заглядываю в маленькую швейную мастерскую под вывеской «Пошив и ремонт»: возможно, люди стали больше беречь старые вещи и такие мастерские выиграли? Однако застаю хозяйку у молчащей швейной машинки.

– Я, можно сказать, так и не открылась до конца: работаю по сокращённому графику, прихожу на несколько часов в день, так мало заказов, – рассказывает хозяйка, представившись Ларисой. – Причём заказов на пошив одежды почти не стало – ходят только ремонтировать. И народ ходит бедный. Причём появились бедные молодые. Теперь все сначала спрашивают, сколько будет стоить услуга, и только потом заказывают, хотя раньше такого не было, многие заказывали «не глядя».

А ещё, по словам Ларисы, появились клиенты, каких раньше не было: люди покупают в магазинах одежду, которая не очень хорошо сидит, но дешёвая, и приходят подгонять её под себя. Это выходит дешевле, чем шить на себя «с нуля». Такой компромисс.

– Думаю, придётся закрываться, ведь доход небольшой, а аренду всё равно приходится платить почти в прежнем объёме: скидку дали совсем незначительную, – подытоживает владелица мастерской.

А вот хозяин отдела комиссионных товаров Валерий Штыхин говорит мне, что уверен в том, что его бизнес выживет. Для него это лето не отличается от предыдущих.

– Я для себя статистику веду: у меня объёмы продаж те же. А сдавать люди идут даже больше, чем обычно бывает в этот период. Особенно это было заметно, когда я только открыл отдел после перерыва: многие сидели на самоизоляции, и у них появилось время разобрать вещи. Знаю, что некоторые комиссионные отделы уже не принимают на реализацию – размещать некуда, – рассказывает Валерий.

В то же время как предприниматель пострадавшей отрасли он получил компенсацию от государства за апрель и май – «не так много, но всё‑таки». А его арендодатель пересмотрел сумму аренды. Валерий говорит, что для него понижение оказалось существенным.

– Два кризиса – в 2008‑м и 2014‑м – я уже пережил. Переживу и этот, – уверен предприниматель.

Своя ниша

Директор агентства наружной рекламы Артём Бабий говорит, что положение дел в последние годы было и без коронавируса непростым: такой бизнес, как у него, – прибыльный во всём мире, кроме России. А пандемия и очередное падение рубля его усугубили.

– В России плёнку для наружной рекламы не производят, она вся – из‑за границы, а рубль обесценивается. Пять лет назад мы покупали рулон плёнки за 2,5 тысячи рублей. Продавали её, уже отпечатанную, по 450 рублей за квадратный метр. А сейчас покупаем рулон за 9,5 тысячи рублей и продаём отпечатанную по 350 рублей за метр, – рассказывает Артём. – Фактически работаем только на аренду и налоги. В последние года два это стало вообще нестерпимо, поэтому постоянно ищу какие‑то подработки. И давно бы уже надо закрыться, но мы все ждём, что что‑то в стране поменяется. Сегодня клиентов «с улицы» почти нет – остались постоянные заказчики.

У кассы в отделе радиотоваров и запчастей на Воскресенской тоже преимущественно постоянные покупатели, причём целая очередь. Те, кто регулярно сюда заглядывает, знают, что это обычная картина, и до коронавируса, и с ним.

Но продавец говорит, что покупок меньше, и доходы, естественно, упали.

– Ведь мы, прежде всего, работаем на заказ и раньше возили детали минимум раз в месяц, а тут сразу три месяца сидели без поездок. Конечно, какие‑то запасы были, но далеко не всего хватило. А некоторых деталей даже в Москве нет до сих пор: Митино, крупнейший московский радиорынок, открылся лишь полтора месяца назад, – поясняет она.

– Впрочем, число покупок у нас снижалось и раньше, без всякого коронавируса, – добавляет продавец. – Сказывается то, что меняются поколения: раньше паять умел каждый мальчишка, а теперь не хотят ремонтировать, хотят сразу новое.

– Так, может быть, пришло время перепрофилироваться? – спрашиваю я.

– Не надо! – вступает в разговор один из покупателей. – Они же – единственный магазин в Архангельске, где можно заказать деталь. Самому из Китая заказывать – ждать три месяца, да ещё пришлют не то, а тут – придёшь, выберешь, нет нужной – закажешь.

– Они без нас не выживут, – кивает продавец на радиолюбителя. – Поэтому какие перспективы? Работать дальше в своей нише.

Надеется на постоянных покупателей и продавец отдела элитной бижутерии из Европы Елена. Она рассказывает, что, когда активное обновление коллекций прекратилось, спрос стал падать: покупатели, а в основном это постоянные клиенты, ждали нового, а новые коллекции продолжала выпускать только Норвегия. Елена рассчитывает, что вместе с новинками придёт и оживление. Новинки смогли привезти только недавно.

Впрочем, хозяйка отдела Ирина Вересова рассказывает, что сегодня логистика доставки такова, что любой подобный бизнес работает на выживание.

– Мы все оказались в одинаковом положении, когда не знаешь, что будет дальше и что с этим делать. Многие производители бижутерии даже не стали обновлять коллекции, – говорит Ирина. – И в нашей ситуации прогнозы бесполезны, надо просто подстраиваться и искать другие методы работы.

А продукты – без перебоев

Тревожатся даже те, кто торгует продуктами, только, кажется, всё‑таки в меньшей степени, по крайней мере, в меньшей – из‑за ситуации с коронавирусом.

– Спрос на уровне прошлого лета, в основном ходят одни и те же, «свои» покупатели, – рассказывает мне продавец за прилавком отдела сыров и молочной продукции Людмила. – И ассортимент тот же, что и всегда: работаем как с местными производителями, так и с привозной продукцией. На поставках ситуация с коронавирусом не сказалась: перебоев не было. А спад спроса идёт все последние годы, только он не связан с коронавирусом: лет десять-пятнадцать назад у нас стояли очереди, потому что мы торговали этой продукцией одни, а теперь почти тот же ассортимент – во многих магазинах. К тому же пришли федеральные сети.

– К счастью, паника из‑за коронавируса продолжалась недолго: покупателей не было около месяца, а потом народ «оттаял», да и подустал от самоизоляции. Поэтому ситуация последних месяцев коснулась нас по выручке не так, как многих, – сообщила продавец другого отдела продуктов по имени Любовь.

Любовь Сыровенко, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу управляющей компании «Агрохолдинг Белозорие», пояснила:

– Молочные продукты относятся с масс-маркету. Первые месяцы пандемии ощущался спад продаж – закрылись бюджет и предприятия сегмента сферы услуг. Это 15 процентов от общего объёма. Люди сократили количество посещений магазинов, снизился трафик. В летние месяцы, когда обычно идёт сезонное снижение продаж – так называемый «ковш», наши продажи в плане. Во-первых, видимо, многие отказались от отпусков и проводят их дома, во‑вторых, «устали бояться», посещение магазинов стабилизировалось. Ждём восстановления работы бюджетных организаций, кафе, ресторанов. Кстати, все наши запланированные новинки были выведены в срок – ложковые йогурты «Радостино» в стаканчиках, сыр «Пряный Кнолле» «Белозорие».

При любых обстоятельствах, хотя бы время от времени людям хочется не просто купить повседневный набор продуктов, но и порадовать себя. Устроить хотя бы небольшой праздник. Так что выиграет также тот производитель, который сумеет предложить и такой продукт. По приемлемой цене, разумеется…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА