30.08.2019 10:01

Большой рабочий день «Красной кузницы»

Фото автора

Чем живёт завод с легендарным прошлым и какое его ждёт будущее

Сегодня «Правда Севера» открывает новую рубрику – её мы назвали «По труду». Вспомним, что в почёте труд был всегда. К сожалению, в какой‑то момент человек рабочей профессии ушёл из информационного поля и одновременно из поля зрения общества. Также из этого поля ушли инженеры, конструкторы, в общем те, кто во все времена создавал материальные блага и пользовался особым уважением и почитанием в обществе. Нам бы исправить эту ситуацию. Начать решили с «Красной кузницы» – ведь завод по‑настоящему легендарный, можно без сомнения утверждать, что о нём слышали все. Вернее, о его истории. Но что сегодня происходит в его цехах и доках? И мы отправились за заводскую проходную…

Про квадратный гвоздь

Николай Васьков– Соломбальских корабелов мы подняли на государственный щит, – говорит Николай Васьков, который более десяти лет руководил заводом, а теперь занимает должность советника директора.

Мы идём по Аллее Героев, где сошлись история и дальняя, и ближняя. Собственно говоря, я приехала, чтобы посмотреть на сегодняшний день завода. Но он и есть сегодняшний – с того момента, как приехал сюда Пётр I в 1693 году и заложил Соломбальскую государственную верфь, так он и длится, этот большой настоящий день соломбальских кораблестроителей.

Николай Николаевич рассказывает, что на Соломбальской судоверфи побывало 86 адмиралов российского парусного флота, включая Петра I, – их имена тоже на стендах. А «Красная кузница» взрастила трёх Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы.

– Во всех войнах, в которых участвовала Россия, также участвовали и корабли, построенные здесь, в Соломбале, – продолжает Николай Николаевич. – Ни одно морское сражение не обходилось без них.

А дальше – история «Азова», самого знаменитого корабля, построенного в Соломбале. «Азов» – флагман российского флота, первый русский корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага. Получил он его за участие в Наваринском сражении 1827 года, в котором одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями.

На Аллее Героев есть стенд с именем Андрея Михайловича Курочкина. Именно под руководством этого мастера и был построен знаменитый «Азов», а всего Курочкин построил 87 судов. Здесь же – имена судостроителей и судоремонтников, прославивших завод в другие времена. Нахожу имя Анатолия Васильевича Сидоровского, Героя Социалистического Труда, бригадира судосборщиков завода «Красная кузница», с которым доводилось общаться… Все, кто создавал славу «Красной кузницы», для истории равны.

А чтобы ребята, которые решили выбрать профессию, связанную с морскими специальностями, эту историю ощутили, здесь, на Аллее Героев, проходит посвящение в курсанты первокурсников Архангельского техникума водных магистралей имени С.Н. Орешкова, дабы они знали – в Соломбале всегда существовала своя школа кораблестроения, которой заинтересовался сам царь Пётр.

– Пётр I сразу заметил, чем отличается голландское кораблестроение от нашего, северного, – рассказывает Николай Николаевич, – у наших судов киль был шире. Они могли ходить в шуге, во льду. А голландцы – только в открытой воде. А ещё у голландцев гвоздь круглый, а у нас – квадратный. Как оказалось, он имеет преимущество – не ломает деревянный брус. Потом стали применять и медные пластинки, в результате вес корабля уменьшился, а скорость увеличилась.

Так что царю было чему поучиться у соломбальских мастеров…

Док-кормилец

Мы идём на плавдок М-32, который был построен на «Красной кузнице» почти четыре десятилетия назад, потом он был модернизирован – увеличился в длину и ширину. Тогда появилась возможность ставить здесь большие суда грузоподъёмностью до девяти тысяч тонн. Этот док работает круглый год. И он никогда не останавливался, даже в самые сложные для завода времена, когда закрывались цеха и распродавалось имущество прежней «Красной кузницы».

Запах и шум завода… Когда‑то они для нас, журналистов, были привычными. На «Красной кузнице» – особенно. Я начинала работать в «Северном комсомольце», и для нас этот завод был своим. Возможно, потому что в то время здесь был сильный комитет комсомола. Бывая в Соломбале по любым делам, мы заезжали в комитет комсомола «Красной кузницы» иногда просто попить чаю, а там всегда находился кто‑то из рабочих. Сидели, общались… Также вместе с комсомольско-молодёжными коллективами «Красной кузницы» на выходных на отремонтированном ребятами старом теплоходе ходили по Двине, участвовали в субботниках и праздниках. Поэтому приходить на производство было легко – все друг друга знали, общались непринуждённо. И «Красная кузница» с её молодыми рабочими и их опытными мастерами-наставниками не сходила со страниц газеты.

Пожалуй, с тех времён здесь и не бывала – так сложилось потом. И вот он, завод, – в общем узнаваемые его запахи и шум. Заходим в док – и невольный восторг. Потому что оказываешься под самым брюхом огромного судна – красного, чистого, без ржавчины, высотой в пять этажей. Но для кого‑то здесь привычное рабочее место. И просто захотелось дать слово людям, готовящим суда к выходу в море.

Николай КривоноговНиколай Кривоногов, начальник плавучего дока М-32:

– Наш док – это детище «Красной кузницы». Он был построен рабочими «Красной кузницы». Занимаемся докованием судов, которые к нам приходят даже с Дальнего Востока, Балтики, из Мурманска, Калининграда. Это государственные, военные, частные суда. Работаю на заводе очень давно, почти сорок лет. Для меня самое главное – наш коллектив. Это основа нашего судоподъёмного цеха, который занимается такой сложной работой. Коллектив у нас замечательный – самый лучший коллектив в мире. В нём две команды – палубная и машинная. Машинная обеспечивает техническое состояние судна, а палубная – весь производственный процесс, который проходит снаружи. Основа коллектива – прежняя «Красная кузница». Молодёжи помогаем, учим. Главное, чтобы было стремление продолжать поднимать «Красную кузницу». Да, сейчас не все молодые хотят идти на завод – отучили народ работать. Но стремление к рабочим профессиям надо возвращать через воспитание. А пока есть флот, работой мы будем обеспечены. А флот будет всегда!

Артём КрымскийАртём Крымский, старший мастер слесарно-механического цеха:

– Я начинал работать мотористом, стал старшим механиком, а потом решил задержаться на берегу и уже три года работаю на заводе. Мне нравится. В нашем цехе трудится много молодых ребят. Откуда они берутся? Мы их притягиваем. Присматриваю среди знакомых – с кем‑то работал на судах, приглашаю, рассказываю о работе на заводе. Приходят, пробуют и обычно остаются. Важно, что в нашем цехе трудятся мастера, которые работали на судоремонте старой «Красной кузницы». Когда‑то было такое движение, которое называлось наставничеством. Так вот, оно у нас осталось. Новичкам есть у кого учиться, а года через два, набравшись опыта, они уже будут его передавать тем, кто придёт после них. А ребята на лету схватывают, они хотят работать, а не сидеть по кабинетам. У нас люди деньги не просто получают, а зарабатывают, поскольку работа сдельная, значит, мы всегда заинтересованы в результате. Главное – здесь интересно работать, потому что виден результат. Когда судно спускают на воду и тебе говорят спасибо!

Александр ФилатовЕщё один собеседник – Александр Филатов – строитель кораблей. Здесь я бы хотела сделать небольшое пояснение. Строитель кораблей – эта такая должность. Так в трудовой книжке записано. Должность звучит очень красиво, но она также и очень хлопотная. Что‑то сродни прорабу, который отвечает за всё. Александр Сергеевич рассказывает:

– Здесь бывает много тяжёлой и в буквальном смысле грязной работы, но если её не делать, теплоходы не будут двигаться. Кто‑то должен выполнять такую работу, она интересная, если подойти к ней осознанно. Как, например, ребята, который пришли с Артёмом Крымским. И работать с ними легко. Не всем повезло понять, что такое настоящий коллективизм, а он у нас здесь есть.

Я сам начинал работать в плавсоставе, потом сошёл на берег, работал в пароходстве, а затем услышал, что «Красная кузница» начинает развиваться. Подумал – как без меня? Здесь мы свою репутацию заработали потом. Работаем круглый год, это единственный док в стране, который зимой работает в таких условиях. Но качество у нас всегда высокое. Поэтому к нам и идут…

Максим ШелагинМаксим Шелагин, электросварщик корпусного участка корпусно-трубопроводного цеха. Недавно он занял призовое место в конкурсе профмастерства. Максим ведёт сварку, но прошу его отвлечься на несколько минут и рассказать, как он выбрал столь сложную рабочую профессию. Максим отвечает:

– Дядя дал поварить – он электросварщик. Мне понравилось. Пришёл на «Красную кузницу», знал только азы профессии, а здесь меня всему научили. Сейчас уже уходит этот стереотип, что рабочий – это непрестижно. Просто не каждый готов работать на заводе: это сложно и надо приложить усилия. В этом году я поступил в Севмашвтуз на факультет «Оборудование и технология сварочных работ». Конкурс там большой – на 15 бюджетных мест подали заявки 80 человек. Мне помогло то, что я работаю по специальности на заводе. Буду и дальше здесь работать и заочно учиться.

Судострой – это по‑нашему

Михаил Дерябин– Блок цехов – наше будущее, наш судострой, наша перспектива – так о ещё одной важной составляющей завода сказал Михаил Дерябин, директор «Красной кузницы».

По его словам, сейчас рассматривается возможность строительства серии ледокольных буксиров. Тогда понадобятся дополнительные рабочие руки. И сейчас на заводе заботятся о том, чтобы в них не было недостатка. Кадры готовит техникум имени Орешкова, свои кадры здесь постоянно учат.

А в том, что завод будет развиваться, здесь уверены – неслучайно оборудовали большой современный комплекс с раздевалками, душем, сушилками для рабочей одежды. Пока он – «на вырост», но директор не сомневается, что заказы придут и раздевалка будет востребована полностью.

Почва для таких ожиданий вполне реальная – традиции судостроения, начало которым было положено ещё при Петре I, возрождаются. И уже четыре рейдовых буксира построены по разработанному на заводе проекту. Эти буксиры отлично подходят для работы на судоремонтных и судостроительных предприятиях, в портах. У них высокая манёвренность, небольшие размеры, экономичность, лёгкость в эксплуатации, хороший обзор при управлении, возможность использования в ледовых условиях.

Мария КозловаА первой была построена самоходная баржа «Пирамида», сейчас она работает на Шпицбергене. А её 3D‑модель – до сих пор в компьютере инженера-конструктора Марии Козловой, потому что именно она её разрабатывала.

Мария на заводе уже десять лет. Говорит, что, когда сюда пришла, «было очень грустно». Но потом началось объединение «Красной кузницы», началось развитие завода. Мария окончила АГТУ, сейчас учится на пятом курсе САФУ в Институте судостроения. Говорит, что учиться легко, потому что она уже работает по специальности. И ей очень интересно. А на заводе работы много, что радует. Судоремонт Мария сравнивает с врачебной практикой, но ей больше по душе судостроение, когда чертёж превращается в железо.

Антон ФокинНачальник блока цехов – Антон Фокин. Молодой руководитель, потому с ним тоже говорим о престиже рабочих профессий. 

Антон считает, что эти профессии становится всё более популярными, поэтому, по его словам, на Севмаш и «Звёздочку» сейчас устроиться непросто.

– Кадры, конечно, готовить надо, – говорит Антон. – Важно, чтобы молодым было у кого учиться. Наставничество всегда было на нашем заводе, есть оно и сегодня.

И тут как раз нам встретился всем наставникам наставник – Владимир Николаевич Логачев, судокорпусник-ремонтник корпусного участка корпусно-трубопроводного цеха, бригадир. Кстати, в его бригаде работают два его сына. Вот и ещё одно полузабытое, но такое важное понятие из прошлого – трудовая династия.

Владимир Николаевич ЛогачевВладимир Николаевич говорит, что у тоскует по старой «Красной кузнице» и хотелось бы быстрее её возродить. А на заводе он уже около полувека.

Так получилось, что на фото за спиной Владимира Николаевича оказался первый архангельский трамвай, который нашёл здесь пристанище. И вполне вписывается в судостроительный антураж. Только он, увы, ушедшая история.

А судостроение и судоремонт – это прошлое, настоящее и будущее «Красной кузницы», её непрерывный большой рабочий день длиною более чем в три столетия…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора