«Аукционы лишат рыбаков будущего»

1 ноября 2018 12:55 Из газеты Море
«Аукционы лишат рыбаков будущего»
«Аукционы лишат рыбаков будущего»

Рыболовецкие предприятия обеспокоены угрозой изменений в системе распределения квот на вылов

С 2017 года российские профессионалы рыбной отрасли отстаивают исторический принцип распределения квот. Длительное закрепление биоресурсов за предприятием – это перспектива, возможность строить новые суда и вкладываться в переработку. Тем не менее правительство РФ периодически демонстрирует намерение изменить принцип распределения – ввести аукционы. Рыбаки могут лишиться прежде гарантированных объёмов добычи. «ПС» выясняет, чем это грозит.

Современное рыболовство – очень сложный бизнес. Рыбаки должны учитывать массу факторов вплоть до метеоусловий или даже, скажем, международной обстановки. По словам гендиректора ООО «Ягры» Александра Антипина, важнейший аспект – стабильность обеспечения сырьевой базы. Этот фактор очень чувствителен к действиям государства, регулирующих ведомств.

 Если сегодня нам говорят о необходимости обновления флота, то мы должны знать, что построенное судно будет наделено квотами, ресурсами для эффективной работы на весь период его эксплуатации. Сегодня сроки эксплуатации нормального корабля – 40–45 лет. Квоты утверждаются на 15 лет. И мы должны быть уверены, что исторический принцип не отменят и сильно не изменят, по крайней мере, в течение трёх периодов, – продолжает Александр Антипин.

Исторический принцип ввели в 2004 году на пять лет. Потом срок увеличили до 10 лет. Он показал, что в стабильной обстановке предприятия могут нормально планировать свою работу. «Яграм» за эти годы удалось построить два судна и перерабатывающий завод. Если бы такая тенденция в обеспечении ресурсами и чётком регламентировании сохранялась, предприятие бы и дальше развивалось, уверен его директор.

Однако госведомства уже предлагают 50 процентов краба распределять через аукцион каждые три-пять лет. Причём это аукцион с инвестиционными обязательствами, обязательствами по строительству судов. То есть каждую пятилетку предприятие будет должно закладывать новое судно на отечественной верфи. Потянут ли такую нагрузку все рыболовецкие компании?

Аукционы не являются чем‑то новым. Они уже практиковались в начале 2000‑х. И тогда очень многие рыболовецкие колхозы и малые предприятия утратили свои квоты, поскольку не смогли их выкупить. Зато те, у кого были финансовые возможности, застолбили за собой ресурс.

— Аукционы продавливает определённая группа лиц, которая хотела бы максимально закрепить за собой биоресурсы. Это загубит отрасль, особенно рыболовецкие колхозы, которые и так имеют небольшие квоты, а на аукционах они ничего не смогут купить. Аукционы будут с инвестиционными обязательствами: ты купил квоту – ты должен построить ещё одно судно. Многие малые и средние предприятия будут вынуждены закрыться, – считает Александр Антипин.

В Союзе рыболовецких колхозов Архангельской области перспективу внедрения аукционов воспринимают негативно. По словам председателя союза Андрея Заики, нет никакой уверенности, что поморские предприятия будут побеждать, гарантировать себе необходимый ресурс, а следовательно – дальнейшее перспективное развитие.

— В такой ситуации все свои планы и прогнозы можно строить только до момента наступления этого аукциона. Дальше уже можно не планировать. В 2008 году мы получили квоту и знали, что до 2018 года ничего не произойдёт. Мы планировали своё развитие, покупали суда. С введением аукциона этого ничего не будет. Аукционы лишают будущего рыболовецкие предприятия, – говорит Андрей Заика.

Забирая у рыбоколхозов ресурс, «аукционисты» нанесут удар по сельским поселениям. Исторически беломорская деревня выживала и развивалась благодаря добыче рыбы. К примеру, рыбколхоз «Освобождение» (село Койда) десятилетиями тянет социальную нагрузку в Мезенском районе. Помогает школе-интернату, детским садам. Председатель «Освобождения» Сергей Тучин признаётся, что социальная обстановка в поселениях и так не самая лучшая. Особенно после запрета зверобойного промысла в 2006 году. Налицо отток экономически активного населения, молодёжи.

Тем не менее, закреплённые за предприятием на основе исторического принципа доли биоресурсов в 2008–2018 годы играли свою позитивную роль. Мезенские рыбаки обновили флот, приобретя современное судно «Койда-2», и начали обеспечивать Поморье рыбой (треской и пикшей) по соглашению с правительством области.

— Если у нас будут забирать доли, это приведёт к потере доходов. Мы будем минимизировать затраты: меньше вливаться в деревню, меньше помогать школе-интернату, детскому саду, меньше ремонтировать дороги. Придётся убирать ферму, которая и так убыточна. С чем мы останемся? – задаётся вопросом Сергей Тучин.

По его словам у других колхозов положение ещё более шаткое, поскольку доли меньше. «Уверенности в завтрашнем дне нет совсем», – говорит председатель «Освобождения».

— Аукционы – это попытка передела ресурсной базы без учёта сложившейся инфраструктуры рыбной отрасли. Чтобы компании, имеющие большие деньги и не имеющие флота и переработки, могли бы купить квоты, – считает Александр Антипин. – Рыбаки должны знать свою перспективу. Огромный плюс, что государство увеличило период наделения рыбаков биоресурсами с 10 до 15 лет. Но далее начались постоянные изменения. Мы подписали договоры на закрепление долей, начали верстать планы. И вдруг появляется информация, что часть квоты заберут на аукционы. Сделав один положительный шаг, государство должно сделать второй шаг, оставив наполнение долей по прежнему принципу.

Кстати, читатель, думающий, что его этот процесс никак не затронет, ошибается. При аукционах предприятиям придётся закладывать потраченные на приобретение квот деньги в себестоимость рыбопродукции. Поэтому покупателей ждёт неминуемый рост цен. Основная часть вылова вновь будет оседать за границей – там и закупочные цены выше, и валюта твёрже.

Виктор СЕМЁНОВ

Экономика

16 августа

XVIII Мар­гари­тин­ская ярмарка прой­дет в Архан­гель­ске с 19 по 21 сентября

15 августа

На кон­курс «Предп­ри­ни­ма­тель года» ждут заявок из Архан­гель­ской области

15 августа

В Коряж­ме обсуди­ли клю­чевые воп­росы нац­про­ек­тов

14 августа

Аграри­ям Архан­гель­ской области пред­лага­ют кре­диты по льг­от­ным ставкам

14 августа

Постро­ен­ный на севе­род­винс­кой «Звез­дочке» «Ака­де­мик Алек­санд­ров» вышел на госис­пыта­ния

14 августа

Пер­вая пяти­лет­ка лесо­ру­бов из XXI века

14 августа

Алмазы Архан­гель­ской области получи­ли имена зна­ме­ни­тых геологов

13 августа

Три из пяти глав­ных при­зов Мали­нов­ки взяли илимовцы

13 августа

Предс­та­витель­ница Груп­пы «Илим» – в пер­вой трой­ке «Коро­лев леса»

8 августа

Мар­гари­тин­ка ищет парт­нё­ров дело­вой программы

8 августа

Одна из самых круп­ных и сов­рем­ен­ных машин в Европе

7 августа

В Архан­гель­ской области стар­то­вал пятый чем­пи­онат «Лесо­руб XXI века»

7 августа

В Устья­нс­ком райо­не собе­рут­ся пче­ло­во­ды Архан­гель­ской области

6 августа

В райо­не архан­гель­ского порта Эко­но­мия нача­то стро­итель­ство комп­ле­кса для нужд Мино­боро­ны

2 августа

Земс­на­ряды Архан­гель­ского фили­ала «Рос­мор­пор­та» нача­ли дноуг­луби­тель­ные рабо­ты в Сабетте

Похожие материалы

14 августа Экономика

Постро­ен­ный на севе­род­винс­кой «Звез­дочке» «Ака­де­мик Алек­санд­ров» вышел на госис­пыта­ния

6 августа Экономика

В райо­не архан­гель­ского порта Эко­но­мия нача­то стро­итель­ство комп­ле­кса для нужд Мино­боро­ны

2 августа Экономика

Земс­на­ряды Архан­гель­ского фили­ала «Рос­мор­пор­та» нача­ли дноуг­луби­тель­ные рабо­ты в Сабетте

28 июля Экономика

Суда-гид­рогра­фы ухо­дят на Сев­морпуть под фла­гом Атомфлота

11 июля Экономика

Мур­манс­кий теп­ло­ход «Клав­дия Елан­ская» пере­дали Архан­гель­ску

4 июля Экономика

Науч­ное судно «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» отпра­вилось из Архан­гель­ска в Кар­ское море

22 июня Экономика

«Новая» гру­зо­вая линия откры­та в Архан­гель­ском порту

20 июня Экономика

В Архан­гель­ском речном порту про­шла тор­жест­вен­ная цере­мо­ния откры­тия нави­га­ции с Нарьян-Ма­ром

18 июня Экономика

Мор­ская нави­га­ция между Архан­гель­ском и Нарьян-Ма­ром откро­ет­ся 19 июня

8 июня Экономика

Трау­лер «Архан­гельск» пер­вым в нынеш­нем году дос­та­вил рыбу в род­ной порт

31 мая Экономика

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

27 мая Экономика

В Архан­гельск приш­ло исландс­кое судно «Алсей»

24 мая Экономика

Раз­ви­вая рос­сийс­кий флот