«Аукционы лишат рыбаков будущего»

1 ноября 12:55 Из газеты Море
«Аукционы лишат рыбаков будущего»
«Аукционы лишат рыбаков будущего»

Рыболовецкие предприятия обеспокоены угрозой изменений в системе распределения квот на вылов

С 2017 года российские профессионалы рыбной отрасли отстаивают исторический принцип распределения квот. Длительное закрепление биоресурсов за предприятием – это перспектива, возможность строить новые суда и вкладываться в переработку. Тем не менее правительство РФ периодически демонстрирует намерение изменить принцип распределения – ввести аукционы. Рыбаки могут лишиться прежде гарантированных объёмов добычи. «ПС» выясняет, чем это грозит.

Современное рыболовство – очень сложный бизнес. Рыбаки должны учитывать массу факторов вплоть до метеоусловий или даже, скажем, международной обстановки. По словам гендиректора ООО «Ягры» Александра Антипина, важнейший аспект – стабильность обеспечения сырьевой базы. Этот фактор очень чувствителен к действиям государства, регулирующих ведомств.

 Если сегодня нам говорят о необходимости обновления флота, то мы должны знать, что построенное судно будет наделено квотами, ресурсами для эффективной работы на весь период его эксплуатации. Сегодня сроки эксплуатации нормального корабля – 40–45 лет. Квоты утверждаются на 15 лет. И мы должны быть уверены, что исторический принцип не отменят и сильно не изменят, по крайней мере, в течение трёх периодов, – продолжает Александр Антипин.

Исторический принцип ввели в 2004 году на пять лет. Потом срок увеличили до 10 лет. Он показал, что в стабильной обстановке предприятия могут нормально планировать свою работу. «Яграм» за эти годы удалось построить два судна и перерабатывающий завод. Если бы такая тенденция в обеспечении ресурсами и чётком регламентировании сохранялась, предприятие бы и дальше развивалось, уверен его директор.

Однако госведомства уже предлагают 50 процентов краба распределять через аукцион каждые три-пять лет. Причём это аукцион с инвестиционными обязательствами, обязательствами по строительству судов. То есть каждую пятилетку предприятие будет должно закладывать новое судно на отечественной верфи. Потянут ли такую нагрузку все рыболовецкие компании?

Аукционы не являются чем‑то новым. Они уже практиковались в начале 2000‑х. И тогда очень многие рыболовецкие колхозы и малые предприятия утратили свои квоты, поскольку не смогли их выкупить. Зато те, у кого были финансовые возможности, застолбили за собой ресурс.

— Аукционы продавливает определённая группа лиц, которая хотела бы максимально закрепить за собой биоресурсы. Это загубит отрасль, особенно рыболовецкие колхозы, которые и так имеют небольшие квоты, а на аукционах они ничего не смогут купить. Аукционы будут с инвестиционными обязательствами: ты купил квоту – ты должен построить ещё одно судно. Многие малые и средние предприятия будут вынуждены закрыться, – считает Александр Антипин.

В Союзе рыболовецких колхозов Архангельской области перспективу внедрения аукционов воспринимают негативно. По словам председателя союза Андрея Заики, нет никакой уверенности, что поморские предприятия будут побеждать, гарантировать себе необходимый ресурс, а следовательно – дальнейшее перспективное развитие.

— В такой ситуации все свои планы и прогнозы можно строить только до момента наступления этого аукциона. Дальше уже можно не планировать. В 2008 году мы получили квоту и знали, что до 2018 года ничего не произойдёт. Мы планировали своё развитие, покупали суда. С введением аукциона этого ничего не будет. Аукционы лишают будущего рыболовецкие предприятия, – говорит Андрей Заика.

Забирая у рыбоколхозов ресурс, «аукционисты» нанесут удар по сельским поселениям. Исторически беломорская деревня выживала и развивалась благодаря добыче рыбы. К примеру, рыбколхоз «Освобождение» (село Койда) десятилетиями тянет социальную нагрузку в Мезенском районе. Помогает школе-интернату, детским садам. Председатель «Освобождения» Сергей Тучин признаётся, что социальная обстановка в поселениях и так не самая лучшая. Особенно после запрета зверобойного промысла в 2006 году. Налицо отток экономически активного населения, молодёжи.

Тем не менее, закреплённые за предприятием на основе исторического принципа доли биоресурсов в 2008–2018 годы играли свою позитивную роль. Мезенские рыбаки обновили флот, приобретя современное судно «Койда-2», и начали обеспечивать Поморье рыбой (треской и пикшей) по соглашению с правительством области.

— Если у нас будут забирать доли, это приведёт к потере доходов. Мы будем минимизировать затраты: меньше вливаться в деревню, меньше помогать школе-интернату, детскому саду, меньше ремонтировать дороги. Придётся убирать ферму, которая и так убыточна. С чем мы останемся? – задаётся вопросом Сергей Тучин.

По его словам у других колхозов положение ещё более шаткое, поскольку доли меньше. «Уверенности в завтрашнем дне нет совсем», – говорит председатель «Освобождения».

— Аукционы – это попытка передела ресурсной базы без учёта сложившейся инфраструктуры рыбной отрасли. Чтобы компании, имеющие большие деньги и не имеющие флота и переработки, могли бы купить квоты, – считает Александр Антипин. – Рыбаки должны знать свою перспективу. Огромный плюс, что государство увеличило период наделения рыбаков биоресурсами с 10 до 15 лет. Но далее начались постоянные изменения. Мы подписали договоры на закрепление долей, начали верстать планы. И вдруг появляется информация, что часть квоты заберут на аукционы. Сделав один положительный шаг, государство должно сделать второй шаг, оставив наполнение долей по прежнему принципу.

Кстати, читатель, думающий, что его этот процесс никак не затронет, ошибается. При аукционах предприятиям придётся закладывать потраченные на приобретение квот деньги в себестоимость рыбопродукции. Поэтому покупателей ждёт неминуемый рост цен. Основная часть вылова вновь будет оседать за границей – там и закупочные цены выше, и валюта твёрже.

Виктор СЕМЁНОВ

Экономика

15 ноября

В Севе­род­винске стар­то­вал регио­наль­ный тор­говый форум

14 ноября

Выплату моло­дым мате­рям Архан­гель­ской области про­длили до 2021 года

13 ноября

За 9 меся­цев 2018 года Архан­гель­ская область зарабо­тала 42 мил­ли­ар­да рублей

12 ноября

Новым минис­тром эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия Архан­гель­ской области наз­начи­ли Ивана Кулявцева

8 ноября

Дип­ломы кон­курса «100 луч­ших това­ров Рос­сии» получи­ли 19 това­ров Архан­гель­ской области

1 ноября

Эко­но­ми­чес­ки эффек­тив­на и оптималь­на с эко­ло­ги­чес­кой точки зрения

1 ноября

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

1 ноября

В порт Архан­гельск приш­ли три траулера

31 октября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие во все­рос­сийск­ом конкурсе

29 октября

В Архан­гельск при­был новый земс­на­ряд «Белое море»

24 октября

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния утверди­ли измене­ния в бюд­жете региона

24 октября

Рай­ффайз­ен­банк начал обслу­живать малый биз­нес в Архан­гель­ске

22 октября

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето

22 октября

В реконст­рук­цию «Крас­ной Куз­ницы» обе­ща­ют вло­жить 30 мил­ли­ар­дов рублей

22 октября

В Коряж­ме отмеча­ют выпуск пер­вой в Рос­сии чис­тоц­ел­люл­оз­ной мело­ван­ной бумаги

Похожие материалы

1 ноября Экономика

«Аук­ци­оны лишат рыба­ков будущего»

29 октября Экономика

В Архан­гельск при­был новый земс­на­ряд «Белое море»

22 октября Экономика

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето

22 октября Экономика

В реконст­рук­цию «Крас­ной Куз­ницы» обе­ща­ют вло­жить 30 мил­ли­ар­дов рублей

19 октября Экономика

Архан­гель­ский «Рос­морпорт» гото­вит­ся к ледо­коль­ной компании

18 октября Экономика

Рыба­ки Севе­ра: «Отмена истори­чес­кого прин­ципа на вылов уда­рит по социалке»

15 октября Экономика

В Архан­гель­ске нача­ли строить рыбо­пера­батыва­ющий завод

10 октября Экономика

Пас­саж­ир­ские суда, постро­ен­ные в Татарс­та­не для Архан­гель­ска, возв­ра­ща­ют­ся обратно

7 октября Экономика

Архан­гель­ские рыба­ки выбрали рыб­ную квоту

6 октября Экономика

Север­ное мор­ское паро­ходство опров­ер­гло информа­цию о гото­вящ­ей­ся ути­ли­за­ции теп­лохо­дов

4 октября Экономика

Эпоха лесо­во­зов, дол­го­е время слу­жив­ших Север­ному морс­ко­му паро­ходству, под­хо­дит к концу

23 сентября Экономика

Лесо­воз «Меха­ник Бри­лин» вто­рой раз за год прер­вал рейс из-за полом­ки двигателя

19 сентября Экономика

Деле­га­ция Архан­гель­ской области вер­нулась со вто­рого меж­дуна­род­ного рыбоп­ромыш­ленно­го форума