04.07.2017 12:16

По глади водных дорог

По глади водных дорог

Группа компаний «Титан» – генеральный поставщик лесосырья на Архангельский ЦБК – изменила логистику поставки древесины

Чтобы снизить нагрузку на региональные и федеральные дороги, холдинг переориентировал лесопоставки по воде. Для этих целей был модернизирован речной флот, а двум буксирам присвоены имена профессионалов отрасли – Антона Лойтера и Юрия Мамонова.

Возрождение сплава

От причала в районе посёлка Силикатный в Архангельске речной буксир «Валентин Зажигин» движется вверх по реке. Сегодня у одного из флагманов Беломорской сплавной компании почётная миссия, ведь на его борту родственники людей, сыгравших важную роль в становлении и успешном развитии двух компаний – Архангельского ЦБК и «ГК Титан». Несколько километров по водной глади – и на берегу Северной Двины отчётливо видны масштабы производственной базы Новодвинского комбината.

У причалов вовсю кипит работа: идёт разгрузка барж с лесоматериалом из Пинежского, Холмогорского и Верхнетоемского районов Архангельской области. Ещё в прошлом году генеральный поставщик лесосырья на Архангельский ЦБК – Группа компаний «Титан» – приняла решение переориентировать основные каналы поставки сырья, сделав упор на возрождение объёмов сплава по реке. В течение 2016–2017 годов компания инвестировала в переоснащение судов собственного речного флота более ста миллионов рублей. В настоящее время флот насчитывает девять буксиров (четыре из которых были полностью модернизированы), семнадцать барж, три плавкрана и два теплохода.

В этом году двум буксирам были присвоены новые имена – «Антон Лойтер» и «Юрий Мамонтов». По словам начальника производственного департамента ООО «ПКП Титан» Альберта Пестова, это решение руководства комбината – не только дань памяти людям, внёсшим значительный вклад в развитие комбината, но и основа для возрождения славных традиций речных перевозок.

Вдохнули новую жизнь

Речные буксиры «Антон Лойтер» и «Юрий Мамонтов», так же как и люди, в честь которых они названы, настоящие труженики. И у каждого – своя история. Альберт Пестов вспоминает, как в былые времена буксир, который сейчас носит имя «Антон Лойтер», тянул огромные плоты с лесозаготовок в посёлке Мамониха Пинежского района. А буксир, ныне с именем «Юрий Мамонтов» на борту, работал на водных магистралях в Республике Коми. Став частью речного флота компании «Титан», буксиры преобразились – в них вдохнули новую жизнь и новые технологии.

– Во-первых, мы максимально модернизировали машинное отделение, – рассказывает Альберт Васильевич. – Это ведь сердце буксира, и оно должно работать как часы. Были заменены редуктора, установлены современные дизельные двигатели «Вольво Пента», хорошо зарекомендовавшие себя как в речных, так и в морских перевозках. Во-вторых, начали работы по внутренней отделке основных помещений буксиров, чтобы создать комфортные условия для работы экипажей.

Однако основной фронт работ по модернизации этих буксиров запланирован на зимний период. По словам Ивана Пуканова, коммерческого директора Беломорской сплавной компании, после завершения навигации в октябре 2017 года, инвестиции в техническое переоснащение и развитие флота будут удвоены.

Привет от деда

Когда на горизонте появляется буксир «Юрий Мамонтов», на палубу выходят главные гости – Лариса Александровна Мамонтова, вдова, и младшие внуки – Максим и Тимофей. Для ребят это первый рейс на буксире, поэтому они с неподдельным интересом осматривали всё, безусловно, особо уделив внимание капитанской рубке. Буксир, названный в честь деда, они встречали вместе с бабушкой с трепетным восторгом.

Юрий Мамонтов – один из первых, кто в 1997 году поверил в новую команду, пришедшую на Архангельский ЦБК. Он всю жизнь посвятил развитию лесной промышленности, пройдя путь от механика до руководителя Луковецкого леспромхоза.

Поравнявшись с «Валентином Зажигиным», буксир «Юрий Мамонтов» подаёт приветственный гудок. В этот момент Лариса Александровна уже не сдерживает слёз, сильнее обнимая внуков.

– На плечи Юрия ведь выпала работа в самое сложное время становления комбината в новых условиях, – рассказывает она. – Но он всегда работал добросовестно и с большим вниманием относился к людям. Поэтому очень приятно, что сегодня его помнят и чтут его труд.

Дорога домой

Через несколько минут на горизонте появляются ещё два буксира – «Паленьга», везущая пиловочник на Лесозавод 25, и буксир «Антон Лойтер», идущий с лесом на Архангельский ЦБК. Последний кажется немного меньше. Альберт Пестов поясняет:

– Буксир «Антон Лойтер» действительно меньше, глубже сидит на воде, а значит, тяга у него больше.

Наблюдая, как буксир тащит за собой огромную баржу с лесом объёмом почти тысячу кубометров, отец Антона Лойтера Владимир Яковлевич признаётся:

– Вот так и Антон, упирался, тащил на себе всю мощь Архангельского ЦБК.

И действительно, благодаря неиссякаемой энергии и профессионализму Антона Лойтера комбинату удалось выстроить грамотную сбытовую политику. Трудно представить, но в условиях высокой конкуренции продукция АЦБК успешно реализуется и в России, и в 55 странах мира. Антон пришёл на комбинат с красным дипломом исторического факультета. Талант исследователя, великолепные природные коммуникативные навыки и творческий подход позволили ему стать одним из лучших менеджеров лесного бизнеса нашей страны. Его коллеги до сих пор вспоминают его добрый нрав и смелость принимать непростые решения.

– По маминой линии у Антона корни из Пинежского района, – рассказывает Владимир Яковлевич. – Символично, что буксир, названный в его честь, будет работать в этом районе. Возможно, когда‑нибудь он сможет подняться от Луковецкого леспромхоза вверх по реке, к себе домой, в родные места.

Руководство Архангельского ЦБК и ГК «Титан» заверяют, что присвоение имён буксирам – не разовое мероприятие. Это зарождение новой традиции. И символично, что её основы закладываются ровно через 20 лет с момента прихода на комбинат новой команды, которая вывела его в лидеры целлюлозно-бумажной промышленности России.

«С автомобильного транспорта – на речной»
Алексей Кудрявцев, генеральный директор Группы компаний «Титан»:

– С целью доставки продукции на наши перерабатывающие предприятия нами было принято решение об изменении политики логистики. Мы переориентировали поставки с автомобильного транспорта на речной. Во-первых, это выгодно с экономической точки зрения. Сплав по реке и доставка лесоматериалов баржами всегда являлись более экономичными видами доставки, чем поставка железнодорожным транспортом или автомобильным. Во-вторых, это позволяет существенно снизить нагрузку на региональные и федеральные дороги.

Для этих целей за последние полтора года компания приобрела несколько единиц флота, вложив в их модернизацию больше ста миллионов рублей. По ряду леспромхозов была подготовлена соответствующая инфраструктура. В частности, это предприятия Группы компаний «Титан», расположенные в Пинежском и Холмогорском районах. В прошлом году также был создан участок в Верхней Тойме – самый большой на сегодняшний день по объёму лесоперевалки продукции. Всё это позволило добиться хороших результатов. Если в 2014 году мы переваливали по реке порядка 70–80 тысяч кубометров лесоматериалов, то в 2015 году эта цифра превысила уже 250 тысяч кубометров. В планах 2017 года – перевезти около 400 тысяч кубометров леса, а к 2018 году выйти уже на полмиллиона кубометров.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЩУКИНА. Фото автора