10.04.2019 12:11

Интерес любого бизнеса – это партнёрство

Фото Артёма Келарева

В этом году в Архангельской области стартовала работа Агентства регионального развития, которое объединило все функции по поддержке и развитию предпринимательства

Отом, как будет выстроена работа с бизнесом в муниципалитетах, нам рассказал начальник отдела Агентства Виталий Попов.

– Какие возможности у специалистов, работающих в муниципалитетах?

– Сегодня у нас работают шесть человек, курирующих преимущественно все муниципальные образования лично, кроме Мезенского, Пинежского, Лешуконского и Онежкого районов, а также Соловков. Работа на этих территориях ведётся дистанционно. Специалисты консультируют, помогают комплексно посмотреть на те проблемы, которые есть у предпринимателей на местах. Они не просто, как МФЦ, для бизнеса оказывают услугу, за которой обратились. Их задача – оценить бизнес предпринимателя, понять потребность и предложить набор услуг.

Может быть, предпринимателю нужно дополнительное кредитование, тогда наш сотрудник может помочь составить заявку для получения кредитов на льготных условиях. Возможно, предприниматель выпускает продукцию, которая может экспортироваться за рубеж. Тогда ему помогут пройти сертификацию или перевести его презентационные материалы на иностранный язык, или составить договор с зарубежным партнёром. Если предприниматель планирует взаимодействие с каким‑либо кластером, в том числе из другого региона, ему помогут либо включиться в кластер, либо стать поставщиком компании, которая уже в кластере. Агентство регионального развития с целью продвижения товара может помочь представить продукцию на российских и международных выставках.

Специалисты Агентства, работающие в муниципальных образованиях, входят в советы по предпринимательству при главах МО, участвуют во всех деловых мероприятиях в районах, поэтому обратиться к ним можно в любой момент. Сейчас развиваем общение в соцсетях.

– С какими проблемами бизнес чаще всего обращается за помощью?

– Чаще всего у предпринимателей на местах есть потребность в предоставлении либо имущественного комплекса в аренду, либо земельных участков под реализацию какого‑либо проекта, а также потребность договориться с сетевыми организациями о техническом присоединении. Например, предприниматель хочет модернизировать своё производство и рядом с действующим объектом построить новый цех. Вроде бы площадка рядом есть, он начинает продумывать проект. Но зачастую он не видит риски, которые выявляются при комплексной оценке экспертами. Например, присоединение невозможно из‑за мощности электростанции. Или он хочет использовать электроэнергию в качестве основного вида топлива. А согласно стратегии развития региона в этом муниципальном образовании через два-три года появится газ.

Ещё одна потребность – привлечение кредитных средств для запуска или развития бизнеса. Сегодня Агентство сформировало соответствующую базу выгодных для предпринимателей предложений от банков и институтов развития, которая постоянно обновляется. Например, под проект в сельском хозяйстве можно получить не просто кредит, а, субсидию на возмещение капитальных вложений. Есть возможность привлечь под конкретный проект стороннего инвестора, если проект в сфере инноваций – вывести его на площадку «Сколково». Иногда просто необходим грант, например, на производство прототипа продукта. А уже потом с этим продуктом выходить к инвестору.

Иногда идёт запрос на акселерационные программы, на которых предпринимателям за два месяца дают образовательный блок, навыки продаж продукции, навык тестирования продукции, навык формирования команды под проект и навык подбора ресурсов для запуска и реализации проекта.

– Обратиться за помощью может как начинающий предприниматель, так и серийный?

– Да. У любого проекта есть стадия инициации, планирования и реализации. На стадии инициации предприниматель может просто обратиться к нашим представителям в муниципалитетах и получить консультацию. То есть обозначить проблему или задачу, а мы посмотрим на неё комплексно, оценим и предложим тот набор услуг, который необходим этому проекту. Из нашей практики эта стадия, с точки зрения востребованности услуг, самая масштабная – необходим и образовательный компонент, и ресурсная, финансовая или маркетинговая поддержка.

Бывает, что начинающему предпринимателю даже тяжело сформулировать идею, задачу или проблему. Есть, кстати, прекрасная методика под названием «Пять раз «зачем?». Отвечая пять раз на этот вопрос, понимаешь, что за проблема скрывается за ситуацией. Поэтому задача территориального куратора путём наводящих вопросов, обсуждения, мозгового штурма помочь сформулировать задачу, оценить риски и предложить стратегию по их минимизации. При необходимости мы можем привлечь сторонних экспертов. Это представители крупного бизнеса, которые знают нюансы определённой отрасли, потенциал и перспективы её развития. Зачастую подобная консультация может помочь определиться с нишей бизнеса или, наоборот, переориентировать предпринимателя.

– А в чём интерес успешного бизнеса помогать начинающему?

– Интерес любого бизнеса – это партнёрство. Крупному бизнесу интересно развивать малый и выводить его на уровень среднего. Безусловно, речь не идёт о выращивании конкурентов. Чаще всего интересно «вырастить» партнёра в другом муниципальном образовании, чтобы потом с ним взаимодействовать. Например, крупная компания готова создать новое производство по переработке молока, но поставщиков молока недостаточно. Она может помочь создать фермерское хозяйство: от оформления земельного участка до формирования стада и подбора кормов. Помогая другим достигать цели, они развивают свой бизнес. На этом принципе партнёрства сегодня и строится развитие современного предпринимательства.

– Подобная работа уже велась другими институтами развития. Есть результаты?

– Безусловно. Сегодня инвестиционные проекты, реализуемые на территории региона, после прохождения определённой процедуры могут претендовать на статус «приоритетный инвестиционный проект» или «масштабный инвестиционный проект». В рамках «приоритетного» предприниматель может претендовать на получение налоговых льгот по налогу на прибыль и по налогу на имущество. В рамках «масштабного» – под реализацию проекта без проведения торгов предоставляется земельный участок. Но у бизнеса есть потребность в предоставлении под конкретный инвестиционный проект участка недр, например, это может быть песок или торфяные месторождения. В результате, как только официально проходила информация о реализации инвестиционного проекта на какой‑либо территории, сразу возникали аукционы на подрядчиков и субподрядчиков, которые взвинчивают цены на торгах на недропользование. За счёт изменений на областном уровне нормативных актов, разработки регламента проведения конкурсов на недропользование удалось урегулировать этот процесс. Теперь у приоритетных инвестпроектов есть дополнительные преференции – один балл, который позволяет победить не за счёт цены, а за счёт качества проекта. Работа кластеров – это также пример того, как консолидация крупного и малого бизнеса может давать синергетический эффект.

– Это поддержка больших проектов крупного бизнеса. А как же малый?

– У нас к субъектам среднего предпринимательства относятся компании с оборотом до двух миллиардов рублей. Чтобы попасть в реестр приоритетных инвестиционных проектов, необходимы инвестиции от 300 миллионов рублей. Это показатели малого бизнеса. Безусловно, что речь идёт не о микропредприятиях – необходимо создавать не менее 50 рабочих мест. Эта работа будет развиваться.

Мы также сегодня начинаем формировать центр компетенций государственно-частного партнёрства – когда идёт привлечение внебюджетных средств для создания объектов общественной инфраструктуры. Сегодня 80% всех проектов ГЧП – это концессия в сфере ТЭК и ЖКХ. Но очень мало проектов в социальной сфере, нацеленных на создание школ, детсадов, спортивных сооружений. Мы активно ведём работу над проектами в сфере спорта. Начинаем привлекать инвесторов в проекты, реализуемые во взаимодействии с муниципальными образованиями. Например, сегодня прорабатывается такой проект по строительству хоккейного корта, при котором инвестор не только осуществит проектирование, строительство объекта за свой счёт, но и будет его эксплуатировать на протяжении 15 лет, оказывая услуги жителям преимущественно на льготных условиях.

Кроме того, при реализации инфраструктурного проекта в Европе на один рубль бюджетных средств привлекают восемь внебюджетных, а в России один к четырём. Сегодня в регионе, и в стране идёт реализация национальных проектов и планируются большие бюджетные капиталовложения в общественно важные направления, и эффективность их будет выше, чем больший объём внебюджетных средств примет участие в этом. Наша задача – чтобы бизнес активнее подключался к реализации национальных проектов, используя механизмы ГЧП, но бизнес будет действовать на рыночных принципах, и нам нужно выстроить компромиссный вариант реализации подобных проектов для государства и бизнеса.

– Бизнес боится заходить в регион и в муниципалитеты?

– Бизнес не боится, бизнес чётко просчитывает риски: риск не найти профессиональные кадры, подходящий земельный участок, взаимопонимание с властью на местах, сбыт продукции. Агентство все эти вопросы помогает урегулировать. Например, сейчас есть потенциальный инвестор, который рассматривает реализацию бизнеса, не представленного в регионе вообще. У него есть успешные проекты в Санкт-Петербурге, НАО и Карелии. Мы помогаем минимизировать риски вхождения на рынок Архангельской области.

– Каким образом вы можете закрыть риск по кадрам, например?

– Кадры физически можно спрогнозировать, то есть спрогнозировать увеличение подготовки людей определённых компетенций под конкретный проект. На территории региона есть два крупных университета. Мы можем помочь выстроить работу с образовательным учреждением по подготовке соответствующих кадров или найти новый рынок для нетрудоустроенных людей за счёт переобучения. Например, мы так работаем по проекту освоения Павловского месторождения на Новой Земле, который нацелен на создание вахтового посёлка до 800 человек в смену.

Нужно понимать, что успешное развитие региона без развития территорий невозможно, и именно поэтому предоставление услуг Агентство максимально приближает к своему потребителю. Поэтому если предпринимателям нужна помощь, пусть обращаются к нам office@msp29.ru. Совсем скоро заработает онлайн-канал обращений через сайт, где в удобном формате можно будет оставлять свои заявки.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СМИРНОВА