Из Архангельска в порт Умба, который не работал почти полвека, отправился сухогруз

25 августа 2017 13:58 Море
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом

В нынешнюю навигацию после почти полувекового простоя вновь заработал порт Умба. В июле-августе уже несколько судов серии «река-море», приписанных к Архангельску, с грузом щебня в трюмах отошли от его причала – «Балтийский-108», «Колгуев», «Сергий Радонежский».

Вчера из устья Северной Двины туда отправился очередной сухогруз – СТК-1029.

Небольшой поселок, что расположился на Терском берегу Белого моря, известен далеко не многим даже у нас, в Поморском крае. При том, что само селение ведет отсчет с 1466 года, Умба всегда была «медвежьим углом» глухой Российской периферии. Некоторое оживление здесь появилось в конце XIX века благодаря особого сорта лесу, из которого получалась отличного качества древесина. Сто с лишним лет назад был построен лесопильный завод и новый поселок, а на берегу Большой Пирьей губы – причалы.

В порт Умба стали заходить большие морские суда, отсюда они везли пилолес по всей Европе. Стоимость его такова, что за два рейса в Данию или Голландию можно купить новый лесовоз. Однако пассажирского сообщения с внешним миром не было никакого, ни воздушного, ни морского, а ближайший город – Кандалакша, где есть железная и шоссейная дороги, находится за сто миль. Эти интересные факты люди любознательные могут прочитать в энциклопедии.

Рассказывать что-то про Умбу тем, кто в 60-е – 70-е годы проходил плавательскую практику на паруснике «Запад», не надо. За летние месяцы учебное судно Архангельского мореходного училища пять-шесть раз бросало якорь в бухте Малая Пирья. В увольнение на берег поселка Умба курсанты сходили заправскими моряками, будто за спиной у них не недельное плавание по Белому морю, а многомесячный океанский рейс. Тогда парни в морской форме, казалось, заполняли все улочки и переулки, а местное население гостеприимно встречало «морских волков».

Но было место, посещение которого было запрещено строжайше. За высоким забором в стороне от жилых домов располагался грузовой порт. Издали рассматривали голубую бухту, окруженную сопками, морские суда, стоящие у причала, и рядом – штабеля пиленого леса. Объясняли так. Это особая зона поселения для лиц после тюремного заключения, которые работают на погрузке судов. Морякам не разрешается вступать с ними в контакт, запрещается брать у них какие-либо письма. Приказано дальше палубы их не пускать, держать круглосуточную усиленную вахту и соблюдать жесткий пропускной режим.

Со временем вокруг поселка лес – ценный, дороже золота – вырубили. Гавань опустела, причалы разрушились. До прошлого года здесь можно было найти только горы полусгнивших опилок и старые доски.

Идею возрождения порта решили реализовать местные предприниматели. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельска необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным транспортом. Получалось долго и дорого. Подсчитали, что добыча камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправка его по морю, выгоднее. Чтобы заполярный щебень попал на стройплощадки, оставалось восстановить старый, заброшенный причал.

На деле получилось лучше – фактически сооружен новый причал; с бетонированным основанием, на крепких сваях. Он способен принимать суда длиной до 70 метров, их осадка может превышать семь метров. На каждое из судов погружено около трех тысяч тонн щебня. Судоходные компании Архангельской области расширили географию перевозок: теперь щебенку везут и в Нарьян-Мар, на Варандей, в Сабетту. В планах грузоотправителя реконструировать причал, чтобы в Умбу могли заходить и швартоваться суда грузоподъемностью семь и более тысяч тонн.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

16 июля

Архан­гель­ская область вошла в пятёр­ку регио­нов-лиде­ров по росту про­мыш­ленно­го про­из­водства

12 июля

На Новой Земле нача­лись инжен­ер­ные изыс­ка­ния по про­ек­ту стро­итель­ства портово­го комплекса

10 июля

В Архан­гель­ской области под­вели итоги регио­наль­ного этапа кон­курса «100 луч­ших това­ров России»

10 июля

Объем прив­леч­ен­ных средств Архан­гель­ского фили­ала Рос­сель­хоз­банка сос­та­вил 14 млрд рублей

9 июля

В Архан­гель­ской области появит­ся еще одна феде­раль­ная трасса

6 июля

Архан­гель­ские рыба­ки получи­ли рыб­ные квоты на 15 лет

5 июля

Уче­ные пла­ниру­ют вывес­ти жиз­нест­ой­кий вид гор­буши Рус­ско­го Севера

5 июля

Архан­гель­ские трау­леры при­вез­ли рыбу ко Дню рыбака

4 июля

До конца августа из Архан­гель­ска в Пет­роза­водск и обратно будут летать Л-410

4 июля

Ком­па­нию «Газ­пром газо­расп­ре­де­ле­ние Архан­гельск» возг­ла­вил новый гене­раль­ный директор

3 июля

Тан­кер «Вар­зуга» про­ве­рят на про­чность в Заполярье

2 июля

17 новых автобу­сов вышли на линии до Вась­ково и Катунино

30 июня

Гид­рогр­аф «Кот­цов» отпра­вил­ся из Архан­гель­ска в Аркти­ку сти­рать «белые пятна»

27 июня

Муни­ципаль­ными пере­воз­ками вод­ным транс­пор­том будут занимать­ся мес­тные власти

27 июня

В Нян­доме мес­тный предп­ри­ни­ма­тель открыл новый кон­дит­ер­ский цех

Похожие материалы

5 июля Экономика

Уче­ные пла­ниру­ют вывес­ти жиз­нест­ой­кий вид гор­буши Рус­ско­го Севера

5 июля Экономика

Архан­гель­ские трау­леры при­вез­ли рыбу ко Дню рыбака

3 июля Экономика

Тан­кер «Вар­зуга» про­ве­рят на про­чность в Заполярье

30 июня Экономика

Гид­рогр­аф «Кот­цов» отпра­вил­ся из Архан­гель­ска в Аркти­ку сти­рать «белые пятна»

21 июня Экономика

«Вол­гари-капи­таны», рабо­тав­шие на Севе­ре, отпра­влены в метал­ло­лом

16 июня Экономика

Из Архан­гель­ска в Нарьян-Мар вышел пер­вый теплоход

15 июня Экономика

Кабо­таж­ная нави­га­ция в Белом море – приз­нак нас­туп­ив­шего лета

9 июня Экономика

В Архан­гельск при­шёл пер­вый в нынеш­нюю нави­га­цию пас­саж­ир­ский лайнер

5 июня Экономика

Из-за высоко­го тече­ния на Север­ной Двине теп­ло­ход «Constance» стоит у при­чала Жаро­вихи уже неделю

3 июня Экономика

Спа­сатель «Неот­рази­мый» прис­ту­пил к дежур­ству на Талаж­ской неф­теба­зе Архан­гель­ска

16 мая Экономика

На Белом море закон­чилась ледо­коль­ная кампания

27 апреля Экономика

Мор­ские порты Архан­гельск и Антве­рпен дого­вори­лись о дол­го­сроч­ном сот­рудни­чес­тве

16 апреля Экономика

Мел­кий ремонт на теп­лохо­де «Меха­ник Бри­лин» обер­нулся месяч­ным про­стоем в Архан­гель­ске