Из Архангельска в порт Умба, который не работал почти полвека, отправился сухогруз

25 августа 2017 13:58 Море
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом

В нынешнюю навигацию после почти полувекового простоя вновь заработал порт Умба. В июле-августе уже несколько судов серии «река-море», приписанных к Архангельску, с грузом щебня в трюмах отошли от его причала – «Балтийский-108», «Колгуев», «Сергий Радонежский».

Вчера из устья Северной Двины туда отправился очередной сухогруз – СТК-1029.

Небольшой поселок, что расположился на Терском берегу Белого моря, известен далеко не многим даже у нас, в Поморском крае. При том, что само селение ведет отсчет с 1466 года, Умба всегда была «медвежьим углом» глухой Российской периферии. Некоторое оживление здесь появилось в конце XIX века благодаря особого сорта лесу, из которого получалась отличного качества древесина. Сто с лишним лет назад был построен лесопильный завод и новый поселок, а на берегу Большой Пирьей губы – причалы.

В порт Умба стали заходить большие морские суда, отсюда они везли пилолес по всей Европе. Стоимость его такова, что за два рейса в Данию или Голландию можно купить новый лесовоз. Однако пассажирского сообщения с внешним миром не было никакого, ни воздушного, ни морского, а ближайший город – Кандалакша, где есть железная и шоссейная дороги, находится за сто миль. Эти интересные факты люди любознательные могут прочитать в энциклопедии.

Рассказывать что-то про Умбу тем, кто в 60-е – 70-е годы проходил плавательскую практику на паруснике «Запад», не надо. За летние месяцы учебное судно Архангельского мореходного училища пять-шесть раз бросало якорь в бухте Малая Пирья. В увольнение на берег поселка Умба курсанты сходили заправскими моряками, будто за спиной у них не недельное плавание по Белому морю, а многомесячный океанский рейс. Тогда парни в морской форме, казалось, заполняли все улочки и переулки, а местное население гостеприимно встречало «морских волков».

Но было место, посещение которого было запрещено строжайше. За высоким забором в стороне от жилых домов располагался грузовой порт. Издали рассматривали голубую бухту, окруженную сопками, морские суда, стоящие у причала, и рядом – штабеля пиленого леса. Объясняли так. Это особая зона поселения для лиц после тюремного заключения, которые работают на погрузке судов. Морякам не разрешается вступать с ними в контакт, запрещается брать у них какие-либо письма. Приказано дальше палубы их не пускать, держать круглосуточную усиленную вахту и соблюдать жесткий пропускной режим.

Со временем вокруг поселка лес – ценный, дороже золота – вырубили. Гавань опустела, причалы разрушились. До прошлого года здесь можно было найти только горы полусгнивших опилок и старые доски.

Идею возрождения порта решили реализовать местные предприниматели. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельска необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным транспортом. Получалось долго и дорого. Подсчитали, что добыча камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправка его по морю, выгоднее. Чтобы заполярный щебень попал на стройплощадки, оставалось восстановить старый, заброшенный причал.

На деле получилось лучше – фактически сооружен новый причал; с бетонированным основанием, на крепких сваях. Он способен принимать суда длиной до 70 метров, их осадка может превышать семь метров. На каждое из судов погружено около трех тысяч тонн щебня. Судоходные компании Архангельской области расширили географию перевозок: теперь щебенку везут и в Нарьян-Мар, на Варандей, в Сабетту. В планах грузоотправителя реконструировать причал, чтобы в Умбу могли заходить и швартоваться суда грузоподъемностью семь и более тысяч тонн.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

16 января

Архан­гель­скую область в ново­год­ние празд­ни­ки посети­ли свыше девя­ти тысяч туристов

16 января

Опреде­лять селек­ци­он­ное качес­тво живот­ных в Поморье будут с помощью новой лабо­рато­рии

14 января

Пер­вую рыбоп­род­ук­цию в Архан­гельск дос­тави­ли трау­леры ком­па­нии «Ком­серв-фиш»

12 января

Архан­гель­ская область про­длит сог­лаше­ние с тралф­ло­том

12 января

Игорь Орлов: «Пред­при­ятия ЛПК при­но­сят в бюд­жет области около деся­ти про­цен­тов доходов»

11 января

В Архан­гель­ской области повыси­ли зарпла­ту бюд­жетни­кам

6 января

После дол­го­го отсутст­вия в Архан­гельск при­шел тан­кер «RN Privodino»

3 января

Ловит­ся бело­мор­ка – боль­шая и вкусная!

2 января

Пер­вым в новом году в Архан­гельск при­был теп­ло­ход Север­ного морс­ко­го паро­ходства «Капи­тан Сахаров»

1 января

Цент­ро­банк отоз­вал лицен­зию у банка «Север­ный Кре­дит», осно­ван­ного в 1993 году в Архан­гель­ске

28 декабря

Веду­щие авиап­редпри­ятия регио­на стали собст­вен­ностью Архан­гель­ской области

28 декабря

Кро­ли­ко­вод­чес­кая ферма появит­ся в Устья­нс­ком районе

27 декабря

С 1 января стра­ховые пен­сии нера­бота­ющих пен­си­оне­ров уве­ли­чи­ва­ют­ся на 3,7%

27 декабря

Тари­фы на элек­тро­энер­гию для жите­лей Архан­гель­ской области оста­нут­ся прежними

Похожие материалы

14 января Экономика

Пер­вую рыбоп­род­ук­цию в Архан­гельск дос­тави­ли трау­леры ком­па­нии «Ком­серв-фиш»

6 января Экономика

После дол­го­го отсутст­вия в Архан­гельск при­шел тан­кер «RN Privodino»

2 января Экономика

Пер­вым в новом году в Архан­гельск при­был теп­ло­ход Север­ного морс­ко­го паро­ходства «Капи­тан Сахаров»

24 декабря Экономика

Сиби­ряк «Капи­тан Паш­нин» оста­ет­ся зимо­вать на Север­ной Двине

22 декабря Экономика

Теп­ло­ход «Сабет­та» ухо­дит из Архан­гель­ска в послед­ний рейс

20 декабря Экономика

Гру­зо­вой район Эко­но­мия Архан­гель­ского морс­ко­го порта возоб­но­вил экспорт камен­ного угля

17 декабря Экономика

На теп­лохо­де «Хол­мого­ры» начат дол­го­ждан­ный ремонт

14 декабря Экономика

Бюд­жет, кото­рый фор­миру­ет­ся рыбо­хоз­яйс­тве­нной отраслью Архан­гель­ской области, стал одним из сис­темо­об­раз­ую­щих

14 декабря Экономика

Союз рыб­колхо­зов Архан­гель­ской области: «Если истори­чес­кий прин­цип изме­нят, ком­па­нии ждут катаст­ро­фич­ес­кие потери»

13 декабря Экономика

Ген­дир­ек­тор рыбо­ком­бина­та «Бело­морье»: «Кор­ректи­ров­ки квот могут быть толь­ко в одном слу­чае – когда запасы рыбы умень­ша­ют­ся»

13 декабря Экономика

Предс­та­витель Архан­гель­ского тралф­ло­та: «Возв­ра­ще­ние к аук­ци­онам при­ве­дет к под­рыву дове­рия рыба­ков к власти»

5 декабря Экономика

Сверх­позд­ний рейс архан­гель­ских судов в Аркти­ку завершен