25.08.2017 13:58

Из Архангельска в порт Умба, который не работал почти полвека, отправился сухогруз

Берег в поселке Умба в недалеком прошлом

В нынешнюю навигацию после почти полувекового простоя вновь заработал порт Умба. В июле-августе уже несколько судов серии «река-море», приписанных к Архангельску, с грузом щебня в трюмах отошли от его причала – «Балтийский-108», «Колгуев», «Сергий Радонежский».

Вчера из устья Северной Двины туда отправился очередной сухогруз – СТК-1029.

Небольшой поселок, что расположился на Терском берегу Белого моря, известен далеко не многим даже у нас, в Поморском крае. При том, что само селение ведет отсчет с 1466 года, Умба всегда была «медвежьим углом» глухой Российской периферии. Некоторое оживление здесь появилось в конце XIX века благодаря особого сорта лесу, из которого получалась отличного качества древесина. Сто с лишним лет назад был построен лесопильный завод и новый поселок, а на берегу Большой Пирьей губы – причалы.

В порт Умба стали заходить большие морские суда, отсюда они везли пилолес по всей Европе. Стоимость его такова, что за два рейса в Данию или Голландию можно купить новый лесовоз. Однако пассажирского сообщения с внешним миром не было никакого, ни воздушного, ни морского, а ближайший город – Кандалакша, где есть железная и шоссейная дороги, находится за сто миль. Эти интересные факты люди любознательные могут прочитать в энциклопедии.

Рассказывать что-то про Умбу тем, кто в 60-е – 70-е годы проходил плавательскую практику на паруснике «Запад», не надо. За летние месяцы учебное судно Архангельского мореходного училища пять-шесть раз бросало якорь в бухте Малая Пирья. В увольнение на берег поселка Умба курсанты сходили заправскими моряками, будто за спиной у них не недельное плавание по Белому морю, а многомесячный океанский рейс. Тогда парни в морской форме, казалось, заполняли все улочки и переулки, а местное население гостеприимно встречало «морских волков».

Но было место, посещение которого было запрещено строжайше. За высоким забором в стороне от жилых домов располагался грузовой порт. Издали рассматривали голубую бухту, окруженную сопками, морские суда, стоящие у причала, и рядом – штабеля пиленого леса. Объясняли так. Это особая зона поселения для лиц после тюремного заключения, которые работают на погрузке судов. Морякам не разрешается вступать с ними в контакт, запрещается брать у них какие-либо письма. Приказано дальше палубы их не пускать, держать круглосуточную усиленную вахту и соблюдать жесткий пропускной режим.

Со временем вокруг поселка лес – ценный, дороже золота – вырубили. Гавань опустела, причалы разрушились. До прошлого года здесь можно было найти только горы полусгнивших опилок и старые доски.

Идею возрождения порта решили реализовать местные предприниматели. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельска необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным транспортом. Получалось долго и дорого. Подсчитали, что добыча камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправка его по морю, выгоднее. Чтобы заполярный щебень попал на стройплощадки, оставалось восстановить старый, заброшенный причал.

На деле получилось лучше – фактически сооружен новый причал; с бетонированным основанием, на крепких сваях. Он способен принимать суда длиной до 70 метров, их осадка может превышать семь метров. На каждое из судов погружено около трех тысяч тонн щебня. Судоходные компании Архангельской области расширили географию перевозок: теперь щебенку везут и в Нарьян-Мар, на Варандей, в Сабетту. В планах грузоотправителя реконструировать причал, чтобы в Умбу могли заходить и швартоваться суда грузоподъемностью семь и более тысяч тонн.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ