Из Архангельска в порт Умба, который не работал почти полвека, отправился сухогруз

25 августа 13:58 Море
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом
Берег в поселке Умба в недалеком прошлом

В нынешнюю навигацию после почти полувекового простоя вновь заработал порт Умба. В июле-августе уже несколько судов серии «река-море», приписанных к Архангельску, с грузом щебня в трюмах отошли от его причала – «Балтийский-108», «Колгуев», «Сергий Радонежский».

Вчера из устья Северной Двины туда отправился очередной сухогруз – СТК-1029.

Небольшой поселок, что расположился на Терском берегу Белого моря, известен далеко не многим даже у нас, в Поморском крае. При том, что само селение ведет отсчет с 1466 года, Умба всегда была «медвежьим углом» глухой Российской периферии. Некоторое оживление здесь появилось в конце XIX века благодаря особого сорта лесу, из которого получалась отличного качества древесина. Сто с лишним лет назад был построен лесопильный завод и новый поселок, а на берегу Большой Пирьей губы – причалы.

В порт Умба стали заходить большие морские суда, отсюда они везли пилолес по всей Европе. Стоимость его такова, что за два рейса в Данию или Голландию можно купить новый лесовоз. Однако пассажирского сообщения с внешним миром не было никакого, ни воздушного, ни морского, а ближайший город – Кандалакша, где есть железная и шоссейная дороги, находится за сто миль. Эти интересные факты люди любознательные могут прочитать в энциклопедии.

Рассказывать что-то про Умбу тем, кто в 60-е – 70-е годы проходил плавательскую практику на паруснике «Запад», не надо. За летние месяцы учебное судно Архангельского мореходного училища пять-шесть раз бросало якорь в бухте Малая Пирья. В увольнение на берег поселка Умба курсанты сходили заправскими моряками, будто за спиной у них не недельное плавание по Белому морю, а многомесячный океанский рейс. Тогда парни в морской форме, казалось, заполняли все улочки и переулки, а местное население гостеприимно встречало «морских волков».

Но было место, посещение которого было запрещено строжайше. За высоким забором в стороне от жилых домов располагался грузовой порт. Издали рассматривали голубую бухту, окруженную сопками, морские суда, стоящие у причала, и рядом – штабеля пиленого леса. Объясняли так. Это особая зона поселения для лиц после тюремного заключения, которые работают на погрузке судов. Морякам не разрешается вступать с ними в контакт, запрещается брать у них какие-либо письма. Приказано дальше палубы их не пускать, держать круглосуточную усиленную вахту и соблюдать жесткий пропускной режим.

Со временем вокруг поселка лес – ценный, дороже золота – вырубили. Гавань опустела, причалы разрушились. До прошлого года здесь можно было найти только горы полусгнивших опилок и старые доски.

Идею возрождения порта решили реализовать местные предприниматели. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельска необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным транспортом. Получалось долго и дорого. Подсчитали, что добыча камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправка его по морю, выгоднее. Чтобы заполярный щебень попал на стройплощадки, оставалось восстановить старый, заброшенный причал.

На деле получилось лучше – фактически сооружен новый причал; с бетонированным основанием, на крепких сваях. Он способен принимать суда длиной до 70 метров, их осадка может превышать семь метров. На каждое из судов погружено около трех тысяч тонн щебня. Судоходные компании Архангельской области расширили географию перевозок: теперь щебенку везут и в Нарьян-Мар, на Варандей, в Сабетту. В планах грузоотправителя реконструировать причал, чтобы в Умбу могли заходить и швартоваться суда грузоподъемностью семь и более тысяч тонн.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

22 сентября

В Архан­гель­ске пла­ниру­ет­ся соз­да­ние тор­гово­го предс­та­витель­ства Армении

22 сентября

В Архан­гель­ской области сегод­ня рабо­та­ет 13 пиво­вар­ен­ных компаний

22 сентября

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Белом море закон­чилась

21 сентября

В Архан­гель­ске дан старт дело­вой про­грамме Мар­гари­тин­ской ярмарки

20 сентября

В Архан­гель­ской области уве­ли­чат добы­чу алмазов

19 сентября

«Газ­пром» и Архан­гель­ская область под­пи­шут сог­лаше­ние о сот­рудни­чес­тве

19 сентября

Архан­гель­ская область стала луч­шей в Рос­сии по прив­лече­нию инвести­ций в лес­ную отрасль

18 сентября

Устьянс­кие предп­ри­ни­ма­те­ли предс­та­вят на Мар­гари­тин­ке «Бес­туж­ев­ские соки», чаи и чагу

18 сентября

В Архан­гель­ске нача­лась дело­вая про­грамма Мар­гари­тин­ской ярмарки

18 сентября

В Архан­гель­ской области будут выращи­вать мидии

15 сентября

Арка­дий Двор­ко­вич озна­ком­ил­ся с про­дук­ци­ей Архан­гель­ского водо­рос­лево­го комбината

15 сентября

Пла­ниру­ют­ся постоя­нные поставки рыбы в цен­траль­ную Рос­сию через Архан­гельск

14 сентября

НЭС «Ака­де­мик Треш­ни­ков» перед похо­дом в Аркти­ку зашел в Архан­гельск

14 сентября

На меж­дуна­род­ном рыбоп­ромыш­лен­ном фору­ме обсу­дят про­блемы рыба­ков-севе­рян

14 сентября

«Мар­гари­тин­ка». Вот деловая!

Похожие материалы

22 сентября Экономика

Пас­саж­ир­ская нави­га­ция на Белом море закон­чилась

14 сентября Экономика

НЭС «Ака­де­мик Треш­ни­ков» перед похо­дом в Аркти­ку зашел в Архан­гельск

12 сентября Экономика

Земс­на­ряд «Двин­ский залив» вер­нулся из Двинс­ко­го залива

8 сентября Экономика

В Архан­гельск зашел сухог­руз-чер­номо­рец – «Гели­ос», постро­ен­ный на «Крас­ной кузнице»

5 сентября Экономика

В Архан­гель­ске прой­дёт рос­сийско-нор­вежс­кая кон­фер­ен­ция по рыбо­ловству

29 августа Экономика

В Аркти­ке полным ходом идет север­ный завоз

25 августа Экономика

Из Архан­гель­ска в порт Умба, кото­рый не рабо­тал почти полвека, отпра­вил­ся сухогруз

22 августа Экономика

Обновл­ен­ный в Лай­ском доке бук­сир нач­нет занимать­ся рас­ста­нов­кой барж в Архан­гель­ске

15 августа Экономика

На речные линии Архан­гель­ска вый­дут «Сап­фир» и «Аквама­рин»

4 августа Экономика

Гид­рогра­фич­ес­кие суда Бело­мор­ской базы дер­жат курс в Заполярье

22 июля Экономика

Мор­ская баржа с тремя речными бук­сира­ми отпра­вилась из Архан­гель­ска в Сибирь

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

13 июля Экономика

Взлё­ты и паде­ния «Крас­ной куз­ницы». Леген­дарный завод воз­рожда­ет­ся