17.07.2015 12:47

Икона, которую ждали двадцать лет, впервые представлена публике в Сольвычегодске

Фрагмент иконы. Фото с сайта Сольвычегодского историко-художественного музея

Речь идет о «Святых Петре и Павле» - одной из пяти икон, которые, чудом избежав гибели, попали в 1939-м в местный историко-художественный музей из Борисоглебского храма города, на месте которого ныне стоит грязелечебница курорта. С большой долей вероятности икона принадлежала одному из самых древних монастырей Сольвычегодска - Борисоглебскому.

За все это время икона, несмотря на свою историю и впечатляющие размеры - почти два метра в высоту, ни разу не представлялась широкой публике ввиду аварийного состояния. Последние двадцать лет она провела во всероссийском реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в Москве, и вот, наконец, вернулась в Сольвычегодск - такой, какой ее еще не видел никто.

По словам сотрудников Сольвычегодского историко-художественного музея, открывшаяся живопись впечатляет: святые апостолы на иконе «как живые», а сюжеты из их жития изображены необычайно подробно.

«Сейчас икона раскрыта до авторской живописи - она такая, какой была написана в конце 16 века, и такой мы увидели ее впервые, - рассказала сотрудник музея Ирина Котова. - В последние годы такая практика - делать выставки, посвященные одному экспонату, - стала широко распространена в музеях, но для нашего музея это первый опыт, и мы выставили «Петра и Павла» в летнем храме Благовещенского собора на время, пока позволяет температурно-влажностный режим. Но как только температура и влажность перестанут отвечать необходимым условиям, икона вернется в запасники. Какое-то время после реставрации она должна, если так можно выразиться, «выстояться», и только затем ее можно будет включать в выставки».

О принадлежности иконы с большой долей вероятности говорит надпись на обороте «Борисоглебский монастырь», отмечает Котова. К тому же, согласно архивным документам, на территории Борисоглебского монастыря существовал деревянный храм, освященный в честь святых Петра и Павла, поэтому можно предполагать, что эта икона была храмовым образом.

«Монастырь прекратил свое существование в 17 веке, когда все постройки сгорели, а выстроенный на его месте каменный храм во имя Бориса и Глеба закрыли в советское время, и сегодня он полностью утрачен. Поэтому эта икона имеет особое значение: монастыря мы лишились, но его святыни — остались», - рассказала сотрудник музея.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена Хлестачева.