Она посвящена столетней истории судов-ледоколов Архангельского порта.
Поводом для организации выставки стало столетие закладки в Великобритании в феврале 1916 года ледокола «Святогор», предназначенного для Архангельского порта. Более известно это судно как ледокол «Красин», который впоследствии участвовал в спасении итальянской арктической экспедиции Умберто Нобиле и многих других экспедиций.
Но выставка не просто рассказывает о «Красине», страницы ледокольной истории Архангельска начались с ледокольного буксира «Лебедин», который служил в нашем порту с 1908 по 1975 год, и продолжаются по сей день. Чего только в них нет - участие ледоколов в двух мировых войнах, неравный бой советского ледокола «Александр Сибиряков» с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер», послевоенная рутинная работа в портах.
По мнению Андрея Барзенина, все «вещдоки», показанные на выставке - фотографии, документы, модели судов, предметы с ледоколов, форма, нагрудные знаки и значки - интересны все.
Но он выделяет «чудом сохранившуюся и неизвестно как попавшую в морской музей» книгу «Льды Карского и Сибирского морей» Александра Колчака, которого до Первой мировой войны называли не иначе как «Колчак Полярный». Книга выпущена Императорской академией наук и представляет собой научный труд. Книга располагается в отделе «Льды Арктики», где представлены некоторые образцы полезных ископаемых, найденных в Арктике. В отдельные блоки объединены документы, книги, экспонаты, связанные с историей освоения Северного морского пути и художественным осмыслением «ледокольной» темы.
Александр Васильевич, к слову, бывал в 1903 году в Архангельской губернии, в частности, в Мезени, где набирал людей для спасения экспедиции барона Толля, пропавшей где-то на острове Беннетта в Восточно-Сибирском море.
Пароходам ледокольного типа «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» посвящена отдельная витрина, что неудивительно - в Северном морском музее не раз отводили почетное место на различных выставках этим легендам ледокольной истории России, знаменитому 812-дневному дрейфу во льдах «Седова» и первому проходу «Сибирякова» Северным морским путем за одну навигацию.
Совершенно непонятно, как в архангельском музее оказались вещи с ледокола «Микула Селянинович», поскольку ледокол во время Гражданской войны оказался во Франции, а в Россию больше не вернулся.
Одна из витрин посвящена судьбам людей на ледоколах, в первую очередь, ледовых капитанов - Ивана Петровича Ануфриева, Владимира Ивановича Воронина, Артура Карловича Бурке и других.
Выставка адресована школьникам, взрослым и всем, кто интересуется историей российского флота.