04.12.2015 15:30

На большие экраны Архангельска вышел фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост»

Кадр из фильма «Мертвый сезон» 1968 года и постер фильма «Шпионский мост»

Тем, кто смотрит старые советские фильмы, сразу вспомнился черно-белый фильм «Мертвый сезон» режиссера Саввы Кулиша. Там кульминацией фильма был мост, на котором обменивали американского и советского шпионов. В фильме Спилберга, исходя из названия, мост тоже занимает немаловажное место.

Мост один – Глиникский, разделявший страну ГДР (была такая когда-то) и Западный Берлин, причем в советском фильме он символичный – мост где-то на пустынном шоссе.

Но документальные основы, или как теперь пишут - «основано на реальных событиях», в фильмах разные. А вот время практически одно – рубеж 1950-1960-х годов, «холодной войны» между США и СССР. Правда, «холодная война» была так накалена, что вот-вот могла перейти в «горячую» с непредсказуемыми последствиями.

У Спилберга – это история обмена советского разведчика Рудольфа Абеля на пилота самолета-шпиона Пауэрса. Режиссер Савва Кулиш построил «Мертвый сезон» на истории обмена советского разведчика Конана Молодого на британского шпиона Гревилла Винна – связного предателя из ГРУ Олега Пеньковского.

(Вопрос – был ли расстрелянный за измену Родине Пеньковский предателем, до сих пор остается открытым. Например, Виктор Суворов в своей книге-исследовании «Кузькина мать» с этим категорически не согласен).

Так или иначе, но настоящий Глиникский мост получил всемирную известность благодаря тому, что на нем несколько раз обменивались арестованными шпионами советские и американские спецслужбы. И в средствах массовой информации его прозвали «шпионским мостом».

Но про другие «обмены» фильмы то ли еще не сняли, то ли нам эти фильмы неизвестны, а про два самых нашумевших – вот, пожалуйста.

Причем, сцена обмена шпионов на мосту в советском фильме остается не просто финальной и кульминационной, а классикой отечественного кинематографа. И, по мнению кинокритиков, очень сильной: шагая навстречу, двое сильных харизматичных мужчин лишь несколько секунд глядят друг другу в глаза. Однако этих секунд достаточно, чтобы «прочесть» схожесть судеб профессионалов своего дела.

Какой получилась сцена обмена на мосту у Спилберга, сегодняшние кинозрители смогут оценить сами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА