27.01.2017 09:29

Архангельск, архитектура которого легка и изящна

Здание Губернских присутственных мест и площадь перед ними
Вид Троицкого Собора и Гостиных дворов
Сахарный завод и Успенская церковь на современной улице Логинова

Сейчас идут споры – какой должна быть архитектура набережной и Архангельска в целом. Что можно ещё исправить, улучшить.

Но у нашего города богатая архитектурная история – наверное и сегодняшние идеи можно черпать в том числе, и из неё. Одним из таких источников может быть альбом с акварелями Валериана Галямина, который хранится в собрании Архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Тридцать ярко раскрашенных акварелей показывают живописные виды северной природы. Музей альбом приобрёл в Москве, в 1981 году потому, что в нём нашлось шесть акварелей с подробным планом улиц Архангельска.

Впервые рисунки этого альбома демонстрировались в областном центре в 1984 году, в рамках празднования 400‑летнего юбилея города. Лишь недавно, после долгих исторических изысканий удалось узнать, что найденные работы принадлежат кисти Валериана Галямина. Архангельские работы художник нарисовал в 1826 году, останавливаясь в нашем городе на несколько дней перед отправкой в Финляндию для производства демаркационных работ.

Главная заслуга в знакомстве нас с именем Валерьяна Емельяновича, безусловно принадлежит заместителю музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Елене Ружниковой. Именно этот авторитетный искусствовед смог выявить истинного автора живописного творения.

Елена Иосифовна, кстати, считает, что листы с видами Архангельска, являются в художественном отношении одними из лучших. Город в изображении художника предстаёт удивительно поэтичным, его архитектура лёгкой и изящной. Галямин для своих работ выбирает красивейшие городские памятники и, прежде всего, – Кафедральный Свято-Троицкий собор. Освящённый 17 сентября 1765 года, он был доминантой города.

Автор отобразил важный этап в истории Архангельска, когда шла его интенсивная застройка каменными общественными зданиями, появление которых на столетие определило архитектурную панораму губернского центра. Его внимание привлекли новые, только что выстроенные здания – Дом губернатора (1821 год), каменное трёхэтажное здание губернских Присутственных мест (1821-1825) с довольно симпатичной площадью перед ними.

Особо хочется отметить здание Сахарного завода Вильгельма Брандта. Здание существует по сей день. Теперь его занимает Октябрьский районный суд. В 1826 году в нём проводились последние отделочные работы. На картине Галямина прекрасно видно, что оно на тот момент частично было обнесено забором.

Значение акварелей Валериана Емельяновича для истории города, безусловно, трудно переоценить. Своей чёткостью и документальностью в изображении конкретного места, рисунки Галямина донесли до нас достоверный образ Архангельска пушкинской поры. Образ исчезнувшего, и практически потерянного города.

Галямин, прокладывающий границы

Стоит немного рассказать и о личности Валериана Галямина. И историю – почему он попал в Архангельск.

В 1826 году был подписан договор о демаркации границ между Россией и Шведско-Норвежским королевством. Договор касался 196 километровой полосы с Россией и тем, что впоследствии стало территорией современной Норвегии. С российской стороны процесс по разграничению пограничных территорий возглавил подполковник Валериан Галямин.

Причём, сделал это он настолько хорошо, что даже был удостоен высокой награды не только с нашей, но и со шведской стороны. Шведский король наградил Валериана Емельяновича орденом Меча и бриллиантовой табакеркой. А император Николай I, своим Высочайшим Благоволением, наградил офицера гигантской для того времени суммой в 2000 рублей. Кроме того, Августейший монарх пообещал, что если Валериан Емельянович «ни в чём таком» не будет замечен, его переведут в Генеральный штаб.

«Ни в чём таком» – это связь с декабристским движением. Декабрист Александр Корнилович вручил Галямину конверт с просьбой переслать его по почте матери. Валериан Емельянович письмо сжёг, вместо того, чтобы передать его в соответствующие органы. Органам это стало известно. Его лишили престижной должности помощника директора Корпуса военных топографов, затем отправили в действующую армию, в Петровский пехотный полк, квартировавшийся в то время в Финляндии. Отсюда Валериан Емельянович и ездил на свои изыскательские работы по точному размежеванию границы. Тогда и бывал в Архангельске.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ. Иллюстрации с сайта «Старый Архангельск»