Архангельск, архитектура которого легка и изящна

27 января 9:29 Из газеты
Здание Губернских присутственных мест и площадь перед ними
Здание Губернских присутственных мест и площадь перед ними

Сейчас идут споры – какой должна быть архитектура набережной и Архангельска в целом. Что можно ещё исправить, улучшить.

Но у нашего города богатая архитектурная история – наверное и сегодняшние идеи можно черпать в том числе, и из неё. Одним из таких источников может быть альбом с акварелями Валериана Галямина, который хранится в собрании Архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Тридцать ярко раскрашенных акварелей показывают живописные виды северной природы. Музей альбом приобрёл в Москве, в 1981 году потому, что в нём нашлось шесть акварелей с подробным планом улиц Архангельска.

Впервые рисунки этого альбома демонстрировались в областном центре в 1984 году, в рамках празднования 400‑летнего юбилея города. Лишь недавно, после долгих исторических изысканий удалось узнать, что найденные работы принадлежат кисти Валериана Галямина. Архангельские работы художник нарисовал в 1826 году, останавливаясь в нашем городе на несколько дней перед отправкой в Финляндию для производства демаркационных работ.

Главная заслуга в знакомстве нас с именем Валерьяна Емельяновича, безусловно принадлежит заместителю музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Елене Ружниковой. Именно этот авторитетный искусствовед смог выявить истинного автора живописного творения.

Елена Иосифовна, кстати, считает, что листы с видами Архангельска, являются в художественном отношении одними из лучших. Город в изображении художника предстаёт удивительно поэтичным, его архитектура лёгкой и изящной. Галямин для своих работ выбирает красивейшие городские памятники и, прежде всего, – Кафедральный Свято-Троицкий собор. Освящённый 17 сентября 1765 года, он был доминантой города.

Автор отобразил важный этап в истории Архангельска, когда шла его интенсивная застройка каменными общественными зданиями, появление которых на столетие определило архитектурную панораму губернского центра. Его внимание привлекли новые, только что выстроенные здания – Дом губернатора (1821 год), каменное трёхэтажное здание губернских Присутственных мест (1821-1825) с довольно симпатичной площадью перед ними.

Особо хочется отметить здание Сахарного завода Вильгельма Брандта. Здание существует по сей день. Теперь его занимает Октябрьский районный суд. В 1826 году в нём проводились последние отделочные работы. На картине Галямина прекрасно видно, что оно на тот момент частично было обнесено забором.

Значение акварелей Валериана Емельяновича для истории города, безусловно, трудно переоценить. Своей чёткостью и документальностью в изображении конкретного места, рисунки Галямина донесли до нас достоверный образ Архангельска пушкинской поры. Образ исчезнувшего, и практически потерянного города.

Галямин, прокладывающий границы

Стоит немного рассказать и о личности Валериана Галямина. И историю – почему он попал в Архангельск.

В 1826 году был подписан договор о демаркации границ между Россией и Шведско-Норвежским королевством. Договор касался 196 километровой полосы с Россией и тем, что впоследствии стало территорией современной Норвегии. С российской стороны процесс по разграничению пограничных территорий возглавил подполковник Валериан Галямин.

Причём, сделал это он настолько хорошо, что даже был удостоен высокой награды не только с нашей, но и со шведской стороны. Шведский король наградил Валериана Емельяновича орденом Меча и бриллиантовой табакеркой. А император Николай I, своим Высочайшим Благоволением, наградил офицера гигантской для того времени суммой в 2000 рублей. Кроме того, Августейший монарх пообещал, что если Валериан Емельянович «ни в чём таком» не будет замечен, его переведут в Генеральный штаб.

«Ни в чём таком» – это связь с декабристским движением. Декабрист Александр Корнилович вручил Галямину конверт с просьбой переслать его по почте матери. Валериан Емельянович письмо сжёг, вместо того, чтобы передать его в соответствующие органы. Органам это стало известно. Его лишили престижной должности помощника директора Корпуса военных топографов, затем отправили в действующую армию, в Петровский пехотный полк, квартировавшийся в то время в Финляндии. Отсюда Валериан Емельянович и ездил на свои изыскательские работы по точному размежеванию границы. Тогда и бывал в Архангельске.

Константин ТАРАКАНОВ. Иллюстрации с сайта «Старый Архангельск»

Культура

23 мая

Завер­шился отбор­оч­ный этап фес­тива­ля юных талан­тов «Буду­щее Поморья»

23 мая

В Архан­гель­ске прой­дет пре­зен­та­ция пято­го тома «Помор­ской энцикло­пе­дии»

23 мая

В Север­ном мор­ском музее про­зву­чит джаз

23 мая

Кено­зер­ские рас­писные «небе­са» обрета­ют былую красоту

22 мая

В При­мор­ском райо­не сос­то­ит­ся фес­тиваль наци­ональ­ных культур

22 мая

«Ночь музе­ев» в Архан­гель­ске отмети­ли на нес­коль­ких площадках

21 мая

В Доб­ролю­бов­ке откры­ва­ет­ся выставка «При­рода Аркти­ки: твой взгляд на красоту»

21 мая

В науч­ной биб­ли­оте­ке САФУ про­шла пре­зен­та­ция книги о судо­ходстве на Север­ной Двине

21 мая

Севе­род­винс­кий крае­вед­чес­кий музей при­мет учас­тие в фес­тива­ле «Интерму­зей» в Москве

20 мая

Выстав­оч­ный зал Союза худож­ни­ков Архан­гель­ска приг­лаша­ет на селфи с котом

20 мая

«Ночь музе­ев» в Малых Коре­лах обе­ща­ют сде­лать загад­оч­ной и таин­ст­вен­ной

20 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ске высту­пят «гвар­дейцы Преоб­раж­ен­ско­го полка»

20 мая

Редчай­шие иконы Апо­кал­ип­сиса пока­жут в Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств

19 мая

«Пой­демте с нами!»: информа­ция о том, чем можно занять­ся в выходные

19 мая

Минис­терство куль­туры РФ будет про­двигать туры по Кар­гополью

Похожие материалы