Архангельск, архитектура которого легка и изящна

27 января 9:29 Из газеты
Здание Губернских присутственных мест и площадь перед ними
Здание Губернских присутственных мест и площадь перед ними

Сейчас идут споры – какой должна быть архитектура набережной и Архангельска в целом. Что можно ещё исправить, улучшить.

Но у нашего города богатая архитектурная история – наверное и сегодняшние идеи можно черпать в том числе, и из неё. Одним из таких источников может быть альбом с акварелями Валериана Галямина, который хранится в собрании Архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Тридцать ярко раскрашенных акварелей показывают живописные виды северной природы. Музей альбом приобрёл в Москве, в 1981 году потому, что в нём нашлось шесть акварелей с подробным планом улиц Архангельска.

Впервые рисунки этого альбома демонстрировались в областном центре в 1984 году, в рамках празднования 400‑летнего юбилея города. Лишь недавно, после долгих исторических изысканий удалось узнать, что найденные работы принадлежат кисти Валериана Галямина. Архангельские работы художник нарисовал в 1826 году, останавливаясь в нашем городе на несколько дней перед отправкой в Финляндию для производства демаркационных работ.

Главная заслуга в знакомстве нас с именем Валерьяна Емельяновича, безусловно принадлежит заместителю музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Елене Ружниковой. Именно этот авторитетный искусствовед смог выявить истинного автора живописного творения.

Елена Иосифовна, кстати, считает, что листы с видами Архангельска, являются в художественном отношении одними из лучших. Город в изображении художника предстаёт удивительно поэтичным, его архитектура лёгкой и изящной. Галямин для своих работ выбирает красивейшие городские памятники и, прежде всего, – Кафедральный Свято-Троицкий собор. Освящённый 17 сентября 1765 года, он был доминантой города.

Автор отобразил важный этап в истории Архангельска, когда шла его интенсивная застройка каменными общественными зданиями, появление которых на столетие определило архитектурную панораму губернского центра. Его внимание привлекли новые, только что выстроенные здания – Дом губернатора (1821 год), каменное трёхэтажное здание губернских Присутственных мест (1821-1825) с довольно симпатичной площадью перед ними.

Особо хочется отметить здание Сахарного завода Вильгельма Брандта. Здание существует по сей день. Теперь его занимает Октябрьский районный суд. В 1826 году в нём проводились последние отделочные работы. На картине Галямина прекрасно видно, что оно на тот момент частично было обнесено забором.

Значение акварелей Валериана Емельяновича для истории города, безусловно, трудно переоценить. Своей чёткостью и документальностью в изображении конкретного места, рисунки Галямина донесли до нас достоверный образ Архангельска пушкинской поры. Образ исчезнувшего, и практически потерянного города.

Галямин, прокладывающий границы

Стоит немного рассказать и о личности Валериана Галямина. И историю – почему он попал в Архангельск.

В 1826 году был подписан договор о демаркации границ между Россией и Шведско-Норвежским королевством. Договор касался 196 километровой полосы с Россией и тем, что впоследствии стало территорией современной Норвегии. С российской стороны процесс по разграничению пограничных территорий возглавил подполковник Валериан Галямин.

Причём, сделал это он настолько хорошо, что даже был удостоен высокой награды не только с нашей, но и со шведской стороны. Шведский король наградил Валериана Емельяновича орденом Меча и бриллиантовой табакеркой. А император Николай I, своим Высочайшим Благоволением, наградил офицера гигантской для того времени суммой в 2000 рублей. Кроме того, Августейший монарх пообещал, что если Валериан Емельянович «ни в чём таком» не будет замечен, его переведут в Генеральный штаб.

«Ни в чём таком» – это связь с декабристским движением. Декабрист Александр Корнилович вручил Галямину конверт с просьбой переслать его по почте матери. Валериан Емельянович письмо сжёг, вместо того, чтобы передать его в соответствующие органы. Органам это стало известно. Его лишили престижной должности помощника директора Корпуса военных топографов, затем отправили в действующую армию, в Петровский пехотный полк, квартировавшийся в то время в Финляндии. Отсюда Валериан Емельянович и ездил на свои изыскательские работы по точному размежеванию границы. Тогда и бывал в Архангельске.

Константин ТАРАКАНОВ. Иллюстрации с сайта «Старый Архангельск»

Культура

29 марта

Флей­тист Вик­тор Воробьёв предс­та­вит новую кон­церт­ную про­грамму в Архан­гель­ске

29 марта

В сто­лице Поморья про­звуча­ли «Голо­са Арктики»

28 марта

А про­фес­си­ональ­ные теат­ры не берутся!

27 марта

В Архан­гель­ске нача­лась Неде­ля дет­ской и юно­шес­кой книги

27 марта

В апреле жите­ли и гости Архан­гель­ска познако­мят­ся с куль­ту­рой США

27 марта

Архан­гель­ский театр драмы при­со­еди­нил­ся к все­рос­сийс­кой расп­ро­даже билетов

26 марта

Алек­сей Пав­лов: «Все куль­тур­ные собы­тия Аркти­чес­кого фору­ма будут дос­тупны для горожан»

26 марта

Под­виг или безумие? Ответ в картинах

26 марта

Ощу­тить себя поляр­ни­ком

25 марта

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка рос­сийс­кой гра­фики XX века

24 марта

Укра­ин­ская диас­пора Поморья отме­тит день рож­де­ния Тара­са Шевченко

24 марта

28 марта в Архан­гель­ске сос­то­ит­ся бес­платный кон­церт «Голо­са Арктики»

24 марта

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка-кон­курс «Конь и птица – два образа народ­ной куль­туры».

23 марта

В Архан­гель­ске стар­то­вал меж­дуна­род­ный фес­тиваль «Европ­ей­ская весна»

23 марта

На Аркти­чес­ком фору­ме предс­та­вят куль­туру корен­ных наро­дов Севера

Похожие материалы