17.03.2018 10:56

В Санкт-Петербурге прошли Абрамовские встречи

Фёдор Абрамов и Людмила Крутикова-Абрамова, 1975 год. Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости.

Почитатели творчества Фёдора Абрамова собрались в библиотеке его имени на XIX Петербургские Абрамовские встречи. 

Привет из Архангельска

Хорошо с мороза – а в Питере было минус двадцать один! – оказаться в тёплом зале библиотеки, где приветливо встречали участников, гостей из Москвы, Архангельска и директор Людмила Волосенко, и – большим портретом на стене – близкий друг Фёдора Абрамова художник Фёдор Мельников; и замечательная экспозиция на большом подоконнике: двенадцать книг произведений писателя с его автографами, адресованными жене…

И таким живым человеческим теплом веяло от стремительно набросанных по титульным листам строчек, что я стал копировать, «переносить» их себе в записную книжку:

«Моему суровому главнокомандующему на пороге полной капитуляции. Ф. 22/IV.74 г.».

«Малюша, это мой первый подарок тебе в новой квартире. [Роман «Братья и сёстры». 1982. – Авт.] И в Новом году. Давай жить в радости и счастье, а значит – в работе, в работе и работе. Ф. 1.1.1983».

В этой новой квартире, которая так нравилась писателю, они не успели пожить. 34 года они были вместе, 34 года после него она жила за двоих, завершая и продолжая его писательские дела. За это время она выстрадала шеститомное собрание сочинений Фёдора Абрамова (1990-1995), опубликовала более тридцати его книг, в том числе и неоконченную, собранную по крупицам «Чистую книгу»; составила и издала памятные сборники о писателе, давала интервью журналам и газетам, предложила идею создания в Верколе Всероссийского музея-заповедника писателя. При её непосредственном участии вышла первая книга «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова», автор – библиограф, научный работник библиотеки Геннадий Мартынов, ведущий этой мемориальной встречи.

Он открыл вечер приветом из Архангельска, раскрыв для всех газету «Правда Севера» с очерком Сергея Доморощенова «Две войны Фёдора Абрамова», и добавил:

– Удивительно быстро, как говорится, ложкой к обеду добрался к нам этот номер газеты. Отныне установлен такой канал связи с Архангельском, по которому все газетные материалы к предстоящему 100‑летию писателя будут приходить сюда для редколлегии «Летописи»…

Геннадий Георгиевич предложил посмотреть документальный видеофильм «Памяти Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой (1920-2017)», созданный сотрудниками библиотеки, посвящённый жизни и делам великой труженицы и верной спутницы писателя.

Прозвучали её неоконченные воспоминания о ревностном участии в возрождении Артемиево-Веркольского монастыря на Пинеге – их зачитала племянница писателя Галина Михайловна Абрамова, близкий друг и вечный помощник его семьи, а ныне хранитель его личного архива.

Событием, выходящим за рамки этого литературного вечера в районной библиотеке на Ивановской, стало представление второй книги «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова», созданной всего за два года после выхода первой!

Автор Геннадий Мартынов рассказал, что в процессе работы над ней открылись такие массивы новых, особенно зарубежных материалов о творчестве русского писателя Фёдора Абрамова, что летопись его жизни и творчества, похоже, не уложится и в четыре книги.

– Зато читатель «Летописи…», уже с первого тома её, получает не просто перечень дат и событий жизни великого писателя с библиографией его произведений, и даже не портрет его на фоне истории, – эмоционально объясняет автор, а я пытаюсь записывать, может быть, неточно. – Мы создаём сложный, но живой и достоверный образ целой драматической эпохи, воплощённой творчеством писателя Фёдора Абрамова и разнообразно отражённой тысячами его читателей во всех сферах человеческого общества… «Летопись…» будут читать!

Научный руководитель издания, кандидат филологических наук Александр Тимофеев, побалагурив на тему своего предстоящего выступления «От страны Муравии до страны Керосинии» (так называл СССР времён «оттепели» молодой поэт Юрий Панкратов), далее говорил чётко и категорично:

– Фёдор Абрамов – писатель мирового значения, и вторая книга «Летописи», заключая в себе немало открытий, которые являются историко-литературными сенсациями, документально раскрывает процесс его перехода от «северного» писателя к писателю мировому, процесс острый, болезненный и для власти, и для Фёдора Абрамова. Началом стала его небольшая вещь «Вокруг да около» в январском номере журнала «Нева» за 1963 год. Журнал оказался в Англии. Хозяин известного издательства Алек Флегон, бывший советский студент Литературного института, сразу оценив значение произведения и талант автора, пытался получить его разрешение на печать, но, получив отказ, презрел закон об авторском праве и сделал бесценный для истории литературы шаг – опубликовал её в Лондоне на русском и английском языках.

Вскоре под разными названиями повесть вышла отдельными книжками в Америке, Германии, Швейцарии. Вторжение Абрамова в мировую литературу отметили тогда известные литературные критики, слависты. Небольшая вещь никому неизвестного автора произвела на Западе эффект разорвавшейся бомбы. На это событие откликались влиятельные журналы, в том числе и респектабельный американский «Тime». Все зарубежные отклики собраны во второй книге «Летописи…» Вот один, из предисловия к повести, выпущенной антисоветским издательством «Посев»: «Солженицын написал повесть о коммунистической каторге, рассказывая о том, что было. Абрамов пишет о коммунистических плантациях, о бесправном, нищенском существовании половины населения страны сегодня; о политике власти, которая обрекает сельское хозяйство на мёртвый застой, а крестьян – на беспросветную нужду…»

Новая борозда

Выступление научного редактора Ти­мофеева соединяло разные времена и пространства, «вбрасывало» в сознание новые знания, будоражило душу. Появилось ощущение, что все собравшиеся стали свидетелями и участниками важного события в преддверии векового юбилея писателя.

Уверен, существует некое мощное духовное поле, которое Фёдор Абрамов, как былинный Микула Селянинович, вспахивал и засеивал семенами добра и совести все годы отпущенной ему жизни. Ощущая и осмысливая приближение конца – «чёрного варианта» – он благословил свою жену жить за двоих и завершить все его писательские дела.

Русская женщина Людмила Владимировна безоговорочно взвалила на себя этот тяжкий крест и всеми силами буквально впряглась в близкую и понятную ей работу. Три десятка лет терпеливо и мужественно продолжала она распахивать и засеивать огромное духовное поле Фёдора Абрамова, всемерно помогая и другим пахарям и сеятелям.

Новина, возделанная режиссёром Львом Додиным, заколосилась блистательными спектаклями, созданными по романам писателя; и их увидела не только северная Россия, но и Европа. Молодой зеленью пробился на экраны страны многосерийный фильм «Две зимы и три лета» кинорежиссёра Тэймураза Эсадзе; зазвучали в пространстве интернета главы «Чистой книги» – её мастерски начитал доктор филологических наук, профессор Северного Арктического университета Андрей Петров…

Стремительно собранная и быстро напечатанная в издательстве «Мiръ», первая книга «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова» открыла новое пространство созидания. И уходя из жизни, Людмила Владимировна, по сути, благословила пролагать новую борозду в духовном поле Абрамова автору «Летописи…» – неистовому собирателю-библиографу Геннадию Георгиевичу Мартынову.

Рядом с ним уже мощно впрягся в работу вдумчивый филолог, научный редактор издания Александр Тимофеев со своими помощниками – переводчиками и сотрудниками издательства «Miръ».

– Я тоже готова помогать такой замечательной команде! – заявила журналистка Надежда Ажгихина, приехавшая из Москвы. – Буду использовать связи с американскими журналистами в поиске абрамовских материалов за рубежом. Готовим съёмки документального фильма о Фёдоре Абрамове, художнике и гражданине…

– Наш коренник – Галина Михайловна Абрамова! – сказал Александр Тимофеев. – Без личных дневников и записных книжек Фёдора Александровича полноценная работа над «Летописью…» невозможна.

Так, ровно за два года до 100‑летия писателя, 28 февраля 2018‑го, в библиотеке его имени на Ивановской улице Санкт-Петербурга оформилась и нашла своё выражение во времени и пространстве эстафетная триада оратаев духовного поля России: Фёдор Абрамов – Людмила Крутикова-Абрамова – Геннадий Мартынов с творческой дружиной создателей «Летописи…»: Александром Тимофеевым, Галиной Абрамовой, Пётром Базановым, Сергеем Казаковым.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор ТОЛКАЧЁВ