Невзирая на борьбу с «латинянством», на Каргополье сохранились скульптуры и объемные иконы

12 марта 9:47
Деревянная скульптура Христа
Деревянная скульптура Христа

Открывшаяся выставка в Архангельском музее ИЗО «Иконы Каргополья. Возрождение» поражает масштабом: 150 памятников древнерусской живописи и скульптуры.

И это только те, что попали в руки реставраторов ВХРНЦ имени И. Э. Грабаря. В свое время их удалось вывезти из закрытых или разрушенных храмов музейным работникам полвека назад.

Выдающиеся памятники XV-XVIII веков в таких количествах, наверное, удивляли музейщиков и реставраторов и еще несколько поколений их коллег. На выставке представлена в том числе резная деревянная скульптура и резные иконы, запрещенные в православных храмах Священным Синодом при Петре Первом.

Это объяснялось борьбой с «латинянством», которое сопровождалось гонениями на объемные изображения святых. Правда, скульптуры и объемные иконы сохранились в православных храмах Каргополья.

Как получилось, что они там сохранились, несмотря на указ из «центра»? Об этом мы поговорили с Татьяной Кольцовой, куратором выставки «Иконы Каргополья. Возрождение», заведующей отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

— Да, действительно, в 1721 году такой указ был. Скульптуру велено было изъять из храмов, – говорит Татьяна Михайловна. – Но про «уничтожить» там не говорилось.

- А что оставалось делать резчикам?

— Это не значит, что у нас, на Севере, в краю деревянных храмов и богатых лесов, в то время не нужны были резчики. Традиции не прерывались. Мастера остались востребованными, они делали иконостасы, украшали храмы деревянной резьбой. В свое время каргопольскими мастерами был разработан особый тип образа святителя Николая. Деревянную скульптуру помещали в киот со створами и расписывали. Эти резные образы стояли в храмах и часовнях вдоль реки Онеги. И именно деревянная скульптура святителя Николая и других святых и были запрещены.

- Все?

— Нет, образы Христа – продолжали бытовать вплоть до XX века. Наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?..

- Но если скульптуры должны были изъять, то почему на практике этого не произошло?

— А на практике это было невозможно. У нас на Севере народ был очень привязан к своим любимым святым. И если в храме десять Никольских икон и одна – резная – икона святителя Николая в рост, то именно резная и будет самой любимой. К ней больше всего и свечей поставят. Крестьяне сами заказывали эти резные иконы мастерам и деньги за них платили. Насильно изъять? Они оставались в храмах…

- И как же выходили из положения?

— Ну, могли вынести на какое-то время из иконостаса, допустим, в придел, в трапезную, на колокольню. Но не было ни одного случая, чтобы на Севере специально уничтожали скульптуру или резные иконы. А вот вновь – не делали. Могли сделать, но в малых формах, что характерно для старообрядцев. Зрители увидят на открывшейся выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» произведения каргопольских резчиков. Это самобытные и редчайшие памятники средневекового искусства Русского Севера.

К слову, на выставке примерно треть экспонатов показаны широкому зрителю впервые, в том числе и некоторые деревянные скульптуры.

Елена ИРХА, фото автора

Культура

21 мая

Архан­гель­ских стар­шек­лас­сни­ков приг­лаша­ют на город­ской праз­дник последне­го звонка

21 мая

В Архан­гель­ске вто­рой раз прой­дёт меж­дуна­род­ный фес­тиваль диз­ай­на Typomania

20 мая

В Архан­гель­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная репресси­ров­ан­ному худож­нику Бори­су Крейцеру

20 мая

Юные архан­гель­ские тан­цоры победи­ли на меж­дуна­род­ном кон­курсе в Костроме

19 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах предс­та­вили волон­терс­кий про­ект «Про­стые вещи»

17 мая

Прек­расные лужи Зои Гав­шинс­кой

17 мая

В Архан­гель­ске нача­лась «Нор­вежс­кая весна»

16 мая

«Все­лен­ная Фёдо­ра Абрамова»

16 мая

Всам­дел­иш­ные истории

15 мая

Юные чтецы из Архан­гель­ской области выступи­ли в «Артеке»

15 мая

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Пер­воцв­ет. Ран­ний цвет в рус­ской фотог­ра­фии»

13 мая

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске завер­шился кон­церт­ом Джи­вана Гас­паря­на-млад­шего

8 мая

Медаль за город Ленинград

8 мая

Не стоит путать куль­туру со сфе­рой услуг

7 мая

В «Мед­вежьем крае» откры­ли «Музей кар­гополь­ского налич­ника»