19.05.2016 12:58

Татьяна Зеленина: Сегодня и детям и взрослым нужен интерактив

Татьяна Зеленина. Фото Ивана Малыгина

18 мая отмечался Международный день музеев. Мы побеседовали с человеком, который знает о них все – с заведующей отделом «Городская художественная культура Русского Севера» музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяной Зелениной.

- Татьяна Владимировна, расскажите, как архангельские музейщики отпраздновали профессиональный праздник?

- Во-первых, нас поздравили горожане. Звонков было очень много, а это значит, что мы правильно живем, видим отклик горожан. Ну и, конечно, поздравили друг друга.

- Какие вызовы сегодня стоят перед российскими музеями? Борются ли они за посетителя, за сохранение и пополнение фондов, за новые формы работы с людьми?

- За посетителей, конечно, каждый музей борется. Чем богаче фонды музеев, чем лучше для них созданы условия, о чем мы сегодня очень много говорим и много для этого делаем, потому что от этого зависит и качество выставок – тем эффективнее.

И, конечно, в XXI веке не обойтись без инноваций. Музеи думают о том, как привлечь зрителя, что для этого нужно сделать. Мы работаем над новыми формами. Прошло то время, когда говорили только: «Посмотрите налево, обратите внимание». Это все есть, но сегодня нужен интерактив. И детям и взрослым.

- А как сегодня российские музеи развивают музейное дело? Как Архангельск выглядит в контексте общероссийского музейного движения?

- Нам приходится очень много ездить по России, бывать за рубежом. В чем-то мы на уровне – в подаче материалов, привлечении зрителя. Но многому нужно еще учиться. Сегодня очень много интересных инноваций в показе экспозиций, но на это требуются большие деньги и вот тут нам, конечно, тяжело. Главное, что мы это понимаем и знаем, куда двигаться.

- В столичные музеи постоянно очередь, а что в Архангельске? Почему так мало мы знаем о том, какими сокровищами располагаем в шаговой доступности?

- Знаете, есть такое выражение: нет пророка в своем Отечестве - я домой еще приду. Нельзя сравнивать Москву и Санкт-Петербург с периферийными музеями по той простой причине, что очереди по большей части состоят из туристов.

- Вы работаете в музее 35 лет, каждый год делаете экспозиции. Скажите как эксперт: что сегодня нужно архангелогородцу от музея? Как сделать, чтобы он туда шел массово, с увлечением?

- Конечно, выставка должна быть интересно подана. Помимо этого, должно быть место для релаксации, где можно отдохнуть, выпить чашечку кофе. Нужны детские комнаты – это тоже очень важный момент. Требуется многое, чтобы архангелогородец пошел не в боулинг, а в музей. Должен быть очень широкий спектр предложенных услуг. И в тоже время, извините меня, не надо сводить все к «Диснейленду». Это все-таки музей.

- И конечно, важно интересное открытие. Планирует ли наш Музей ИЗО открывать северных художников по-новому? Намечается юбилей Александра Борисова, первого живописца русской Арктики…

- Для этого делается многое. Уже открыта выставка. Кому-то она нравится, кому-то нет. Это хорошо! Не должно всем нравится – отсюда возникает интерес, возникает дискуссия. Сегодня создана экспозиция на современном уровне, есть что посмотреть, во что окунуться, там работают интересные сотрудники, которые очень интересно подходят к подаче материала.

- То есть открыть Борисова по-новому уже получилось?

- Да, уже получается. Это очень интересное погружение в эпоху.

- Погружение в эпоху обещаете и вы на предстоящей Ночи музеев, которая состоится 21 мая. Что же нас там ждет?

- Представьте себе на минуточку, что Торговая улица – от Карла Либкнехта до нашего особняка на Поморской – оживет. Здесь будут ходить полицейские, цветочницы будут торговать цветами, чистильщики чистить обувь, мальчишки будут бегать… Гости зайдут во двор, а там оркестр. Выйдет Екатерина II. А почему именно она, вы узнаете, когда придете к нам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Елена Матвеева. Подготовила Варвара Белозерцева