07.12.2016 10:49

Украшение для русской печки в голландском стиле

Фото Татьяны Борисовой

В Архангельском краеведческом музее работает новая студия-мастерская для детей, подростков и желающих взрослых, где они изготавливают печные изразцы.

Называется она «История Русского Севера в изразцах». Пока это единственное место в Архангельске и, вероятно, в области, где можно познакомиться со столь необычным делом.

Исторически в Архангельске не бытовало изразцовое производство, как рассказала сотрудник музея и куратор проекта Ирина Почечуй, самое ближнее было организовано в Великом Устюге, Вологде, Ярославле в XVIII–XIX веках.

В основном изразцы к нам привозили из Европы, ими украшали здания, облицовывали печи, придавая им необыкновенную нарядность. Более всего в Архангельске, как говорят, пользовались успехом гладкие печные изразцы в голландском стиле.

На территории Гостиных дворов при раскопках был найден каменный изразец-барельеф с изображением единорога, который, как предполагается, украшал фасад несохранившейся части старинного здания – Немецкого Гостиного двора. Если студия «войдет в рост», то единорога предполагают сделать ее эмблемой.

Этот самый изразец XVIII века находится в экспозиции «Города и посады Русского Севера», и потому занятия не ограничиваются исключительно практикой, студийцы довольно серьезно изучают исторический материал и технологию старых мастеров.

Руководитель студии художник-скульптор Елена Минина, петербурженка по месту жительства и творческой базе, но архангелогородка по рождению, поставила перед собой задачу: познакомить студийцев с процессом изготовления традиционных печных изразцов и даже сверхзадачу – пробудить у кого‑либо желание заняться изразцовым промыслом.

Занятия с детьми и взрослыми, как и само сотрудничество с Архангельским краеведческим музеем – это новое для нее дело, занятие для души, по словам художницы. Пока в студии занимаются шесть человек, но если появятся «новенькие», они еще никуда не опоздают. Программа Елены Мининой рассчитана на учебный год, и занятия продлятся до мая.

Изготовление изразцов по‑прежнему, как и в старые времена, очень трудоемкий процесс: сначала делается эскиз, лепится из пластилина рельеф, отформовывается из гипса, после форма заполняется глиной.

Далее оттиск вынимается из формы, его высушивают и обжигают, а после покрывают глазурью. К концу учебного курса у каждого ученика остаются формы, и впоследствии он сможет делать изразцы самостоятельно. А эскиз делается по своему рисунку или по сюжету старинных изделий.

Работа над изразцом, конечно, кропотливая, но очень увлекательная. И руками придется поработать: с гипсом, пластилином, глиной и краской.

– Мы учимся общаться с материалом, с веществом. Изучаем исторические образцы и придумываем свои сюжеты. И к концу курса «История Русского Севера в изразцах», а может, и пораньше, в Гостиных дворах запланирована выставка творений студийцев, – говорит Елена Юрьевна.

Будет ли продолжено обучение?

– Пока я вижу интерес в глазах детей, мы будем с ними работать, – ответила Елена Минина. – Надеюсь, что через изразцы они почувствуют историю нашего Северного края, красоту старинного быта, узнают, как люди украшали свой интерьер столетия назад. Хочется, чтобы участники нашего ремесленного курса испытали радость от процесса работы руками, непосредственно общаясь с натуральными материалами, и увидели результаты своего труда.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Татьяна БОРИСОВА