Вкус чтения с Добролюбовкой: Век Даниила Гранина

28 января 2019 9:46 Из газеты
Даниил Гранин
Даниил Гранин

1 января 2019 года исполнилось сто лет со дня рождения русского писателя, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина

Ведущая рубрики – Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени ДобролюбоваЭто был человек завидной судьбы: он прошёл всю войну и остался жив; много десятилетий был востребованным писателем – написал более тридцати романов и документальных сочинений; он прожил долго и смог рассказать обо всём, что видел, а видел и пережил Гранин невероятно много.

Предлагаем вновь вспомнить или открыть для себя заново наиболее значимые произведения писателя разных лет.

«Иду на грозу», 1962

Во время «оттепели» в стране многое менялось, люди словно бы очнулись, учились говорить заново, без страха. Гранин пишет свой лучший роман «Иду на грозу» о покорении учёными атмосферного электричества. В романе показан мир науки – сложный, полный страстей, интриг, запутанных отношений, разоблачений и триумфов. Современный читатель может и не уловить ту свободу, которую ощущал автор и испытывали герои, молодые физики. «Для них были открытием только что переизданные рассказы Бабеля, очерки Кольцова, появились стихи Цветаевой, публиковались архивные документы. Больше всего волновали их вопросы, связанные с последствиями культа, и они горячо и самоуверенно перестраивали этот несовершенный мир».

Со студенческих лет Сергей Крылов хотел быть таким, как Олег Тулин, – весёлым, общительным, талантливым. «Куда бы Тулин ни шёл, ветер всегда дул ему в спину, такси светили зелёными огнями, девушки улыбались ему, а мужчины завидовали».

Но жизненные установки успешного Тулина – легко переключиться на новый проект, не завершив предыдущий, быть дерзким, смелым и уметь вовремя уйти от ответственности – абсолютно не подходят Крылову. Он готов идти «на грозу» в одиночку. Он понимает, что в науке не всегда можно рассчитывать на быстрый результат, что будут провалы и катастрофы. Он не идёт на компромисс, если убеждён в правильности научной гипотезы.

Роман и сейчас читается с большим интересом, а тогда он вдохновил целое поколение, помогал выбрать профессию, цель в жизни, настолько это было романтично и увлекательно написано.

«Блокадная книга», 1984

Написать о блокаде Ленинграда и людях, её переживших, было необходимо, потому что «всё это было, и живущие люди должны об этом знать». «Если забыть, что было со страной, – пишет Гранин, – что творили с людьми – значит, утратить совесть. Без памяти совесть мертва, она живёт памятью, надоедливой, неотступной, безвыходной».

«Блокадная книга» была написана в соавторстве с другим великим летописцем войны, белорусом Алесем Адамовичем, автором «Хатынской повести». Они собрали двести рассказов, примерно четыре тысячи страниц. Хроника того, как для одних ленинградцев это испытание стало невероятной и невыносимой школой стойкости духа, а для других – дорогой к расчеловечиванию.

«Потом возник вопрос: что же это будет за книга? Мы решили, что эта книга, во‑первых, – об интеллигенции и об интеллигентности. Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстояв. Второе, что мы хотели, – показать пределы человека. Человека, который не просто отстаивает свою жизнь, люди эти чувствовали себя участком фронта».

У книги была непростая судьба: она буквально прорывалась сквозь время, запреты властей, критику и осуждение. Сообщение Даниила Александровича о ромовых бабах, производившихся во время страшной голодной зимы 1941–42 годов для высшей партийной номенклатуры города, вызвало особенно мощный резонанс. Глава «Ленинградское дело» долго была под запретом и нигде не публиковалась.

«Мой лейтенант», 2011

Не только для многих его героев, но и для Гранина война – «настоящий пункт биографии». Он ушёл на фронт ополченцем, а закончил войну командиром роты тяжёлых танков. Память о войне возвращается без спроса, часто вопреки воле и желанию человека. Ей посвящён роман «Мой лейтенант», получивший первую премию «Большая книга» в 2012 году.

Гранин делает не первую в нашей литературе попытку показать войну не в глянцевом переплёте, а глазами бойца. Но это совершенно новая проза о войне, исповедальная, пронзительная, настолько личная, что безоговорочно веришь, как это происходит – преображение перепуганного мальчишки в солдата. Для того чтобы верно передать состояние человека на войне, писателю требуется как бы двойное зрение. Лейтенант Д. и автор не просто двойники, разнесённые во времени, но люди, по‑разному оценивающие и события, и себя.

Война с изнанки… Первая бомбёжка, отступление, неразбериха и паника, первые убитые. Шокирует описание блокадного Ленинграда. Почему город немцы всё‑таки не взяли и что они думают о блокаде, России и этой войне? Как страшно думать о том, что ты кого‑то убиваешь… Как тяжело потом вернуться в нормальную мирную жизнь, ещё долго просыпаясь от звуков выстрелов и взрывов.

«Я должен был вспомнить себя молодого, совершенно другого человека, с другими взглядами, идеями. Он мне был незнаком уже, я его не понимал, мне надо было понять его. То, что он меня не понимал, это меня не беспокоило. Потому что я писал про него. Это путь, который проделал я, – от очень советского человека к очень несоветскому человеку».

«Причуды моей памяти», 2018

Книга-размышление написана в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени от конца 30‑х годов и до наших дней. В ней собраны записи разных лет, их объединяет авторский взгляд писателя, свидетеля и участника больших исторических событий в разные эпохи от Сталина до Путина. Судьба подарила ему встречи (а с кем‑то и дружбу) со многими незаурядными людьми: О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачёвым, М. К. Аникушиным, А. Ф. Иоффе, Н. В. Тимофеевым-Ресовским, Д. Д. Шостаковичем, А. Л. Минцем, А. П. Александровым, Стивеном Хокингом и многими другими. Целая глава посвящена жизни в дачном посёлке писателей Комарово. «В одном месте сошлись и Шостакович, и Соловьёв-Седой, и Черкасов, и Евгений Лебедев, и Товстоногов, и Козинцев, и Лихачёв, и Евгений Шварц, и Ахматова, и Жирмунский, и Бродский… Писатели, поэты, музыканты, артисты, художники, прославившие нашу культуру».

Он размышляет о сложных философских вопросах мироздания, вере и неверии, смысле жизни человека, совести, стыде, покаянии, милосердии. Конечно же, не только бытие, но и советский быт представлены в книге, в том числе страшные подробности войны и ленинградской блокады, любопытные детали послевоенной жизни. Читать книгу Даниила Гранина – это не только узнавать о том, что по разным поводам думает много переживший и повидавший мудрый человек. Книга заставляет задуматься о себе, о собственной жизни и об окружающем мире.

16 февраля в 17.00 в Добролюбовке состоится литературный вечер «Идущий на грозу», посвящённый юбилею Даниила Гранина.

Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова

Культура

22 апреля

В Архан­гельск съе­дут­ся луч­шие гар­мон­ис­ты и час­туш­еч­ницы со всей области

21 апреля

В Гос­тиных дво­рах впер­вые рабо­тали волон­теры культуры

21 апреля

Север­ный хор завер­шил гас­троль­ный тур

20 апреля

Фильм, сня­тый в Поморье, пока­жут на Мос­ковс­ком Меж­дуна­род­ном кино­фес­тива­ле

20 апреля

В Архан­гель­ске наз­вали луч­ших тан­цо­ров Поморья

19 апреля

В архан­гель­ском музее Бори­сова рабо­та­ет выставка «Аркти­чес­кая сага»

19 апреля

В «Рус­ской Аркти­ке» сняли доку­мен­таль­ный фильм о белых медведях

19 апреля

Темой Биб­ли­оно­чи в Доб­ролю­бов­ке в этом году ста­нет космос

19 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК про­шёл гала-кон­церт кон­курса «Прек­рас­ное далеко»

18 апреля

В Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств откры­лась выставка «Север. При­тя­же­ние»

18 апреля

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка фотог­ра­фий Ивана Вагнера

18 апреля

«Кни­га года-2020»: Это наша биография

17 апреля

В Архан­гель­ске в День памя­ти Миха­ила Ломо­носо­ва про­шёл концерт

17 апреля

Два про­ек­та Поморья номи­ниро­ваны на «геог­рафи­чес­кий Оскар»

17 апреля

Кильки-мор­яч­ки, трол­ли и феи: в Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная Аркти­чес­кая выставка авторс­кой куклы

Похожие материалы

20 января Культура

Артисты ансамбля «Диво­ванье»: «Мы живём в див­ном доме рус­ской песни»

14 января Культура

В нача­ле «Абрам­ов­ско­го театра»

7 января Культура

«Было бы жела­ние, кукла и… чемо­дан»: Нян­домс­кий про­ект «Бабуш­кины сказ­ки» стал победи­те­лем Все­рос­сийско­го конкурса

5 января Культура

В Архан­гель­ской области откры­ва­ют­ся биб­ли­оте­ки будущего

4 января Культура

Архан­гель­ский ради­оте­лец­ентр стал «Дос­то­янием Севера»

31 декабря Культура

В Худо­жест­ве­нном сало­не-гале­рее откры­лась выставка Дмит­рия Тру­бина «27 натюр­морт­ов»

20 декабря Культура

«Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой»: Поле битвы – сер­дца людей

20 декабря Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка о помо­рах и «нич­ей­ном» архипе­лаге

20 декабря Культура

Кол­лек­ция Архан­гель­ского крае­вед­ческо­го музея попол­нилась двумя уни­каль­ными книгами

18 декабря Культура

Фёдор Абра­мов и дра­мат­ур­гия: послед­ние идеалисты

12 декабря Культура

О неп­ригла­жен­ном Фёдо­ре Абрамо­ве: «Ты, зем­ляк, меня приук­рас­ил…»

11 декабря Культура

Дирек­тор област­ной биб­ли­оте­ки имени Доб­ролю­бова Ольга Сте­пина о вызо­вах пан­де­мии и их прео­до­ле­нии биб­ли­отеч­ным сооб­щест­вом

11 декабря Культура

Когда Гоголь и Шос­тако­вич ути­ра­ют слёзы одним плат­ком: в Архан­гель­ске завер­шился кино­фес­тиваль Arctic Open