Сотрудники архангельского музея ИЗО планируют выставку икон, спасенных петербургскими студентами-реставраторами

20 января 2016 15:17 Из газеты
Татьяна Кольцова демонстрирует древнюю икону после реставрации архангельским священникам. В центре – митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил
Татьяна Кольцова демонстрирует древнюю икону после реставрации архангельским священникам. В центре – митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

В Архангельском музее изобразительных искусств в ноябре, к Дню Архангела Михаила, состоялась презентация отреставрированной иконы «Собор Архистратига Михаила» XVII века, и тогда же был объявлен сбор пожертвований на реставрацию другой иконы – «Архистратиг Михаил Воевода грозных сил» ХVIII века из собрания музея.

Эту небольшую икону, находящуюся, как выражаются искусствоведы – «в руинированном состоянии», выбрали символом молодежного фестиваля «Архангелъ», что в те дни впервые проводился архангельским Центром патриотического воспитания.

По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, заведующей древнерусским отделом музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», в фондах объединения насчитывается более пяти тысяч памятников северного церковного искусства, включая иконы, книги, скульптуру, предметы богослужения.

Причем коллекция постоянно пополняется. Каким образом попадают предметы северного художественного наследия в музей, кто и на какие средства их реставрирует, а также о предстоящих выставках рассказала Татьяна Михайловна.

У истоков коллекции 

— Основа коллекции музея сформировалась в 1960– 1980-е годы, – рассказывает Татьяна Кольцова. – Тогда сотрудники музея постоянно выезжали в экспедиции в глубинку Архангельской области. А после выхода книги Владимира Солоухина «Черные доски» на Север хлынули частные коллекционеры и собиратели в надежде найти уникальные вещи. Музейным сотрудникам было необходимо опередить события.

– Почему такое название – «черные доски»? 

— Иконы в древности покрывали олифой, которая имела свойство быстро темнеть. Через некоторое время живопись могла стать невидимой. Кроме того, на Севере избы топили «по-черному», что также способствовало потемнению домашних образов. Но даже черные доски наши предки берегли и чтили. Многие древние иконы были обновлены и записаны двумя-тремя слоями более поздней живописи: когда образ темнел, сверху по нему писали новый. Кстати, это неплохо – поздние записи иногда консервировали древнюю иконопись, скрытую под ними.

– Но откуда же на Севере столько сохранившихся икон, которых хватило и музеям, и коллекционерам, да, говорят, и еще остались...

— У нас на Севере было несколько древних иконописных центров, и постоянные посетители музея, конечно, бывали на наших выставках, посвященных древним иконам Холмогор, Каргополя, Соловецкого монастыря.

Удаленность Архангельского края от центра России, отсутствие активных военных действий сыграли свою роль в том, что здесь сохранилось много памятников традиционной русской культуры. Несговорчивые старообрядцы, которых было много на Севере, не расставались со своими реликвиями, несмотря на все повороты истории.

– Как же музейщики собирали иконы? Вам их продавали? 

— Нет, основа нашей коллекции происходит из заброшенных северных церквей и часовен. Сотрудники нашего музея хорошо помнят склады зерна, машинно-тракторные станции, клубы и школы, размещенные в церквях. А в них – складированные, неухоженные, разрушающиеся иконы. Люди в те, еще советские времена свои семейные иконы не продавали. А вот дарили музею часто.

– А ныне приносят что-нибудь? 

— Приносят. Каждый год что-нибудь приносят. Не все дарители осознают стоимость художественного предмета. Например, говорят, мол, купили старый дом, а там непонятная икона в плохом состоянии. Если икона имеет музейную ценность, мы стараемся изыскать средства, чтобы заплатить людям, но, бывает, принимаем и в дар.

– Как определяется в музее ценность будущих экспонатов? 

— Не я одна это определяю, а целая комиссия музейных специалистов.

– Последнее приобретение для древнерусской коллекции музея? 

— Старообрядческая рукописная книга «Страсти Христовы» второй половины ХVIII века с 33 уникальными иллюстрациями.

Реставрация платная и бесплатная

– Но мало приобрести памятник искусства, нужно ведь и найти средства на его реставрацию...

— Каждый год мы отправляем в Москву, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря те предметы, которые планируем показать на будущих выставках или использовать в предстоящих музейных проектах. Например, прошлой осенью нам вернули из ВХНРЦ после реставрации одиннадцать икон, а сейчас в Москве находится более десяти наших икон.

– Как нашли деньги на реставрацию стольких памятников? 

— Деньги выделяются как из федерального, так и областного бюджета. Однако не обязательно все иконы реставрируются за деньги! Частично это так называемые плановые работы, то есть мастера государственных реставрационных мастерских выполняют некоторые работы для музея бесплатно, а оплачивает их труд Министерство культуры Российской Федерации.

Кроме того, я очень ценю наши связи с реставрационным отделением Санкт-Петербургского высшего художественного училища имени Рериха, которые налажены с 1980-х годов. Мы им отправляем много икон (правда, не очень сложных) на реставрацию в Санкт-Петербург. Молодые учащиеся-реставраторы приезжают на практику для укрепления икон не только в наш музей, но и в Сольвычегодск, и в Кенозерский парк.

Мы обязательно сделаем в будущем выставку икон, спасенных учащимися Санкт-Петербурга под руководством опытных преподавателей в разные годы нашего сотрудничества. Это качественная работа, поверьте. Причем совершенно бесплатная для музеев.

Пейзаж на иконе 

– В нынешнем году планируются какие-либо большие выставки памятников древнерусского искусства? 

— Очень надеемся показать нашу выставку «Возрожденное наследие Каргополья» в Москве. Готов и каталог, но пока не напечатан. Она, как мы надеемся, состоится в Выставочном зале ВХНРЦ имени Грабаря и будет посвящена 125-летию со дня рождения Николая Николаевича Померанцева, легендарного реставратора, удивительного человека и нашего учителя.

В Архангельском музее изобразительных искусств в мае, к Международному Дню музеев, запланирована большая выставка, посвященная северному пейзажу, в которой примут участие и наши памятники древнерусского искусства.

– А каким образом иконы имеют отношение к пейзажу? 

— На некоторых изображены северные святые на фоне основанных ими монастырей, а также природных, морских ландшафтов.

Причем многие из этих икон вообще не экспонировались, как, например, икона преподобного Димитрия Цилибинского, очень чтимого и поныне на юге Архангельской области. Она раскрыта реставратором только в прошлом году, и мы еще ее нигде не показывали, а ведь это не просто редкая икона – она единственная в своем роде.

Записала Елена ИРХА. Фото автора.

Культура

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

4 февраля

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка «Кар­на­вал утон­ченных душ»

4 февраля

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

3 февраля

Архан­гель­ский искусство­вед: «Все искусство ког­да-то было сов­рем­ен­ным»

1 февраля

Выстав­оч­ный про­ект биб­ли­оте­ка­рей из Архан­гель­ской области путе­шес­тву­ет по всему севе­ро-запа­ду России

1 февраля

В Выстав­оч­ном зале Архан­гель­ского отделе­ния Союза худож­ни­ков – выставка «Север»

Похожие материалы

28 декабря Культура

От Архан­гель­ской губер­нии до Санкт-Пет­ер­бурга

26 декабря Культура

На выставке в Север­ном мор­ском музее – Аркти­ка на ёлке

26 декабря Культура

Мария Его­рова из Архан­гель­ска стала лау­ре­атом Меж­дуна­род­ного кон­курса «Чай­ковск­ий-Нас­ле­дие»

24 декабря Культура

В архан­гель­ском Особ­няке на набе­реж­ной откры­лась выставка «Стру­ит­ся лампы мяг­кий свет…»

22 декабря Культура

Архан­гель­ский театр драмы гото­вит для малень­ких зри­те­лей два ново­год­них предс­та­вле­ния

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»