20.01.2016 15:17

Сотрудники архангельского музея ИЗО планируют выставку икон, спасенных петербургскими студентами-реставраторами

Татьяна Кольцова демонстрирует древнюю икону после реставрации архангельским священникам. В центре – митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

В Архангельском музее изобразительных искусств в ноябре, к Дню Архангела Михаила, состоялась презентация отреставрированной иконы «Собор Архистратига Михаила» XVII века, и тогда же был объявлен сбор пожертвований на реставрацию другой иконы – «Архистратиг Михаил Воевода грозных сил» ХVIII века из собрания музея.

Эту небольшую икону, находящуюся, как выражаются искусствоведы – «в руинированном состоянии», выбрали символом молодежного фестиваля «Архангелъ», что в те дни впервые проводился архангельским Центром патриотического воспитания.

По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, заведующей древнерусским отделом музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», в фондах объединения насчитывается более пяти тысяч памятников северного церковного искусства, включая иконы, книги, скульптуру, предметы богослужения.

Причем коллекция постоянно пополняется. Каким образом попадают предметы северного художественного наследия в музей, кто и на какие средства их реставрирует, а также о предстоящих выставках рассказала Татьяна Михайловна.

У истоков коллекции 

– Основа коллекции музея сформировалась в 1960– 1980-е годы, – рассказывает Татьяна Кольцова. – Тогда сотрудники музея постоянно выезжали в экспедиции в глубинку Архангельской области. А после выхода книги Владимира Солоухина «Черные доски» на Север хлынули частные коллекционеры и собиратели в надежде найти уникальные вещи. Музейным сотрудникам было необходимо опередить события.

– Почему такое название – «черные доски»? 

– Иконы в древности покрывали олифой, которая имела свойство быстро темнеть. Через некоторое время живопись могла стать невидимой. Кроме того, на Севере избы топили «по-черному», что также способствовало потемнению домашних образов. Но даже черные доски наши предки берегли и чтили. Многие древние иконы были обновлены и записаны двумя-тремя слоями более поздней живописи: когда образ темнел, сверху по нему писали новый. Кстати, это неплохо – поздние записи иногда консервировали древнюю иконопись, скрытую под ними.

– Но откуда же на Севере столько сохранившихся икон, которых хватило и музеям, и коллекционерам, да, говорят, и еще остались...

– У нас на Севере было несколько древних иконописных центров, и постоянные посетители музея, конечно, бывали на наших выставках, посвященных древним иконам Холмогор, Каргополя, Соловецкого монастыря.

Удаленность Архангельского края от центра России, отсутствие активных военных действий сыграли свою роль в том, что здесь сохранилось много памятников традиционной русской культуры. Несговорчивые старообрядцы, которых было много на Севере, не расставались со своими реликвиями, несмотря на все повороты истории.

– Как же музейщики собирали иконы? Вам их продавали? 

– Нет, основа нашей коллекции происходит из заброшенных северных церквей и часовен. Сотрудники нашего музея хорошо помнят склады зерна, машинно-тракторные станции, клубы и школы, размещенные в церквях. А в них – складированные, неухоженные, разрушающиеся иконы. Люди в те, еще советские времена свои семейные иконы не продавали. А вот дарили музею часто.

– А ныне приносят что-нибудь? 

– Приносят. Каждый год что-нибудь приносят. Не все дарители осознают стоимость художественного предмета. Например, говорят, мол, купили старый дом, а там непонятная икона в плохом состоянии. Если икона имеет музейную ценность, мы стараемся изыскать средства, чтобы заплатить людям, но, бывает, принимаем и в дар.

– Как определяется в музее ценность будущих экспонатов? 

– Не я одна это определяю, а целая комиссия музейных специалистов.

– Последнее приобретение для древнерусской коллекции музея? 

– Старообрядческая рукописная книга «Страсти Христовы» второй половины ХVIII века с 33 уникальными иллюстрациями.

Реставрация платная и бесплатная

– Но мало приобрести памятник искусства, нужно ведь и найти средства на его реставрацию...

– Каждый год мы отправляем в Москву, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря те предметы, которые планируем показать на будущих выставках или использовать в предстоящих музейных проектах. Например, прошлой осенью нам вернули из ВХНРЦ после реставрации одиннадцать икон, а сейчас в Москве находится более десяти наших икон.

– Как нашли деньги на реставрацию стольких памятников? 

– Деньги выделяются как из федерального, так и областного бюджета. Однако не обязательно все иконы реставрируются за деньги! Частично это так называемые плановые работы, то есть мастера государственных реставрационных мастерских выполняют некоторые работы для музея бесплатно, а оплачивает их труд Министерство культуры Российской Федерации.

Кроме того, я очень ценю наши связи с реставрационным отделением Санкт-Петербургского высшего художественного училища имени Рериха, которые налажены с 1980-х годов. Мы им отправляем много икон (правда, не очень сложных) на реставрацию в Санкт-Петербург. Молодые учащиеся-реставраторы приезжают на практику для укрепления икон не только в наш музей, но и в Сольвычегодск, и в Кенозерский парк.

Мы обязательно сделаем в будущем выставку икон, спасенных учащимися Санкт-Петербурга под руководством опытных преподавателей в разные годы нашего сотрудничества. Это качественная работа, поверьте. Причем совершенно бесплатная для музеев.

Пейзаж на иконе 

– В нынешнем году планируются какие-либо большие выставки памятников древнерусского искусства? 

– Очень надеемся показать нашу выставку «Возрожденное наследие Каргополья» в Москве. Готов и каталог, но пока не напечатан. Она, как мы надеемся, состоится в Выставочном зале ВХНРЦ имени Грабаря и будет посвящена 125-летию со дня рождения Николая Николаевича Померанцева, легендарного реставратора, удивительного человека и нашего учителя.

В Архангельском музее изобразительных искусств в мае, к Международному Дню музеев, запланирована большая выставка, посвященная северному пейзажу, в которой примут участие и наши памятники древнерусского искусства.

– А каким образом иконы имеют отношение к пейзажу? 

– На некоторых изображены северные святые на фоне основанных ими монастырей, а также природных, морских ландшафтов.

Причем многие из этих икон вообще не экспонировались, как, например, икона преподобного Димитрия Цилибинского, очень чтимого и поныне на юге Архангельской области. Она раскрыта реставратором только в прошлом году, и мы еще ее нигде не показывали, а ведь это не просто редкая икона – она единственная в своем роде.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Елена ИРХА. Фото автора.