Архангельский театр драмы готовит для маленьких зрителей два новогодних представления

22 декабря 2017 8:21 Из газеты
Вселенская мышеловка для Мышиного короля
Вселенская мышеловка для Мышиного короля

Это старый-добрый «Щелкунчик», который засияет по‑новому, и свежая интерпретация «Сказки о рыбаке и рыбке».

С 23 декабря «Щелкунчик» и «Рыбка» поделят между собой основную и камерную сцены соответственно. Спектакль по мотивам рождественской сказки Гофмана вернётся в репертуар драмтеатра к зрителю спустя почти семь лет после премьеры, которая состоялась в 2011 году.

Как и тогда, её перенесёт на сцену главный режиссёр Андрей Тимошенко. Те из зрителей, что её уже видели, узнают полюбившийся им театр теней, но в остальном – смогут взглянуть на постановку свежим взглядом. Ведь она вернётся с обновлёнными костюмами, декорациями, режиссёрскими решениями и, самое главное, – новыми актёрами. Актёрский состав спектакля будет обновлён практически на сто процентов. Одно только это означает, что перед зрителями предстанет, по сути, новый «Щелкунчик».

— Тогда это была абсолютно новаторская история, которая потрясла зрителя: никто тогда ещё не видел настолько зрелищного детского спектакля. А сейчас мы сделали уже ряд спектаклей в этом формате «семейного шоу» и приучили к нему зрителей. С другими артистами это, действительно, будет новый спектакль, – рассказал Андрей Тимошенко. – Я всегда иду от артиста, поэтому я не могу загонять актёра в рисунок роли другого исполнителя, для него это было бы очень некомфортно. Новые артисты должны по‑своему прочувствовать эту историю. А раз вводятся новые артисты, появляются и новые смыслы.

В постановке будет задействовано пол-труппы, а на главные роли выбраны ведущие молодые артисты театра. Так, крёстного Дроссельмейера, который‑то и дарит девочке Мари Щелкунчика, сыграет Иван Братушев – исполнитель лучшей мужской роли прошлого 84‑го сезона – чиновника Поприщина – и обладатель приза фестиваля «Ваш выход!..» – за неё же. А роль его врага Мышиного короля исполнит Дмитрий Беляков. По итогам того же прошлого сезона лучшим был признан его дуэт с Марией Беднарчик в «Золотом ключике», – а сыграли они кота Базилио и лису Алису.

— У Ивана Братушева Дроссельмейер получился тоньше, точнее, – пояснил режиссёр. – Он у нас, вообще, таким демиургом вышел, который создаёт весь этот мир, эту глобальную мышеловку для вселенского зла, которое воплощено в образе Мышиного короля. Мышиный король у нас будет абсолютно другой – уже не трёхголовый. У него очень много голов на воротнике, и Дима Беляков это очень смешно, страшно и коварно отыгрывает. В ростовой кукле очень тяжело работать: лица же не видно, нужно работать пластикой, голосом. И Дима Беляков, великолепный артист, с этим блестяще справляется. С Дмитрием и Иваном конфликт Мышиного короля и Дроссельмейера стал внятнее, обострённее. Они во многих спектаклях работают вместе, поэтому партнёрские взаимоотношения у них выстроены очень хорошо: они как петелька-крючочек.

Интересно, что как раз‑таки исполнительница роли Мари останется прежней: свою тёзку, как и семь лет назад, сыграет Мария Степанова. С Беляковым и Братушевым она играет в «Василии Тёркине».

— За эти годы она как артистка стала только глубже и интереснее, – сказал Андрей Тимошенко. – И глубина переживаний, стойкость её героини – сейчас это всё стало очень выпукло, сочно. Чувствуется, что она переосмыслила этот образ, и он у неё получился очень сильным – её любишь с первой минуты. В этот раз мы приоткрыли смысл: ведь Мышиный король, по сути, искушает Мари. Он говорит ей: «Покорись мне, я могу тебя вылечить!» И эта слабенькая больная девочка, которая отказывает ему, оказывается внутри очень сильной и мощной.

Также из прежнего состава остались Татьяна Морева – в роли мамы – и Кристина Ходарцевич – в роли Мышильды.

А что же Щелкунчик? На эту роль утверждён молодой артист Александр Зимин, который только в прошлом году пришёл в театр. Его герой, по словам Андрея Тимошенко, будет существовать на сцене сразу в трёх ипостасях – как кукла в натуральную величину, с которой играет Мари, в человеческий рост – в сцене великой битвы игрушек с мышами Зимин будет играть в ростовой кукле, – и уже расколдованным в принца (ведь мы же верим, что накануне праздника добро победит?).

— Я очень люблю эту историю, – подчеркнул Андрей Тимошенко. – Наша задача – разоблачить зло и наказать его. И это должен понимать каждый ребёнок, который будет сидеть в зале: что зло бывает разное. Бывает – очень привлекательное, хитрое. В этом смысл всех сказок.

А сказок много не бывает. Пока на основной сцене идут репетиции «Щелкунчика», на камерной режиссёр Анастас Кичик – создатель другой «хитовой» постановки для малышей «Про Братца Кролика и Братца Лиса» – готовит «Сказку о рыбаке и рыбке».

По замыслу художественного руководства драмтеатра, «Рыбка» станет первым спектаклем из будущего цикла «Пушкин. Сказки», в котором все они будут выдержаны в единой стилистике.

— Я придумал такую декорацию, которая послужит основой для формата «Театр в театре», – некий бродячий театр, который будет переходить из спектакля в спектакль, – рассказал Андрей Тимошенко уже как художник спектакля. – Как будто бы бродячая труппа разыгрывает эти истории для зрителя. Меняются сезоны, время суток – и, соответственно, меняется и пространство. Но приём театра в театре будет сохранён.

Начиная работу над постановкой, Анастас Кичик говорил, что, прежде чем врываться к Александру Сергеевичу с гранатой, он к нему аккуратно постучит. В результате должна получиться интерактивная сказка – синтез балагана, клоунады, драмы и балета.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото из архива Архангельского театра драмы

Культура

24 апреля

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: к чему звал земляк

24 апреля

«Кни­га года»: поклон и полтора кило вос­поми­на­ний

23 апреля

В музее ИЗО откры­лась выставка памя­ти архан­гель­ского худож­ника Нико­лая Федорова

23 апреля

В Архан­гель­ске завер­шился Пас­халь­ный фес­тиваль «Небо славян»

23 апреля

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

20 апреля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

19 апреля

У каж­дого есть свой «сон золотой»

18 апреля

В Архан­гель­ске на фес­тива­ле «Род­нико­вое сло­во» сыг­ра­ют спек­такль в бассейне

17 апреля

В Новод­винске наз­ваны луч­шие народ­ные теат­ры области

17 апреля

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

17 апреля

В Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах про­звуча­ли песни о главном

16 апреля

Архан­гель­ский про­ект «Живое слово теат­ра» полу­чил грант Рос­моло­дёжи

16 апреля

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

14 апреля

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премьера

13 апреля

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

Похожие материалы

24 апреля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: к чему звал земляк

24 апреля Культура

«Кни­га года»: поклон и полтора кило вос­поми­на­ний

23 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

13 апреля Культура

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

30 марта Культура

«Пинежье ска­зоч­ное»: сох­ранить и передать

22 марта Культура

«Дело № 120»: отделу крае­ве­де­ния Доб­ролю­бов­ки – 120 лет

17 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге про­шли Абрам­ов­ские встречи

13 марта Культура

Кинок­ри­тик Долин в Архан­гель­ске: «С Оле­гом Таба­ковым ушло сразу нес­коль­ко эпох»

15 февраля Культура

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

11 февраля Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»