14.03.2019 13:44

Кенозерье ищет материалы для музейного зала в визит-центре деревни Лопшеньга

Людмила Анфимовна Копнина передаёт сотрудникам нацпарка венчальный венец
Иконки от венчального венца

Одна из тематических зон будет посвящена литературному освоению беломорских поселений.

В 1907 году по поручению Императорского Русского географического общества писатель Михаил Пришвин устремился на Север. Он посетил Соловецкий монастырь, деревни Лопшеньгу и Красную Горку, которые стали местом творческого вдохновения писателя.

Свои размышления о поморском менталитете писатель выразил так: «Отчего это северные моряки так непохожи на наших пахарей? Оттого ли, что разделённая на мелкие кусочки земля так принижает человека, а неделимое море облагораживает душу, не дробит её на мелочи?»

Это северное путешествие воодушевило Михаила Михайловича на создание книги «За волшебным колобком. Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии», изданную впервые в Санкт-Петербурге в 1908 году.

Чтобы познакомиться с этим редким изданием, архивными материалами и фотографиями, начальник отдела историко-культурного наследия парка Марина Мелютина посетила дом-музей Пришвина в деревне Дунино Московской области. Национальный парк получил в подарок издания музея – «Дневники М. М. Пришвина», «Невидимый град» (автобиографические записки Валерии Пришвиной, жены писателя) и другие материалы.

Ещё один экспонат, которым недавно пополнилась будущая экспозиция визит-центра – венчальный венец из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Лопшеньга.

Венец подарили парку уроженки Лопшеньги, сестры Галина Барабанщикова и Людмила Копнина. Их семья с 1920 года проживала в деревне, а их прадед построил дом на месте брошенной избы, имена хозяев которой не сохранились.

Венчальный венец на своём приусадебном участке нашла мать Галины и Людмилы – Нина Владимировна Майзерова – в 1980 году. Она сохранила предмет богослужебной утвари, а затем передала своей старшей дочери Галине.

Венцы – неотъемлемый атрибут православного таинства венчания, они всегда парные – мужской и женский. При возложении на головы жениха и невесты они символизируют образование «малого царства» – семьи. Парку передан, вероятно, женский венчальный венец. В ряд икон, украшавших венчальные головные уборы женщин, традиционно входил образ Богородицы. Этот образ имеется среди трёх икон, найденных Ниной Майзеровой вместе с венцом.

После реставрации венчальный венец войдёт в экспозицию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Тамара СЕМЁНОВА, фото пресс-службы национального парка «Онежское Поморье»